Налоговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 13
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 25
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика РК.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

В настоящее  время данная тема широко обсуждается  в экономической литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно  ввести налог на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При этом, из валовой  выручки при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально-пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%.

Часто предприниматели  сталкиваются с такой проблемой, когда одно и то же положение по-разному  трактуется в законодательных актах, например, в Гражданском кодексе  и в стандартах бухгалтерского учета  говорится, что: если право собственности  не передано и остается за продавцом  продукции, то нельзя считать, что произошла  реализация. В республике в налоговом  учете действует метод начисления, то есть, если вы продали продукцию  или услуги, но денег при этом не получили, процесс реализации все  равно произошел с очки зрения налогового законодательства и обязательства  по налогам возникли (подоходный налог  с юридических лиц и др.). Если данное положение не будет учтено, то бизнес юридического и физического  лица будет задушен штрафными  санкциями.

Помимо  совершенствования законодательной  базы необходимо совершенствовать и  механизм взимания.

Ныне  действующий механизм подоходного  налогообложения юридических и  физических лиц, не стимулирует увеличению объемов выпускаемой продукции, снижению себестоимости, а наоборот способствует искусственному раздуваншо вычетов и уклонения от налогов.

Для решения  проблем, связанных с подоходным налогообложением, выдвигаются различные  предложения, например, А.Алипов предлагает применить на практике налогообложение совокупного валового дохода (валовой выручки). Ее принципиальное отличие от действующего ныне механизма обложения заключается в том, что объектом обложения рекомендуется рассматривать сумму совокупного валового дохода за минусом налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость выпускаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. При этом подоходный налог предлагается взимать по ставке 5%. Для рентабельных и сверх рентабельных предприятий предусматривается понижающий коэффициент основной ставки - соответственно 25% и 50%. Ставку налога на добавленную стоимость необходимо снизить до 15%.

С целью  повышения заинтересованности предпринимателей в инвестировании производства предлагается пересмотреть состав затрат, относимых  на вычеты, включив в него НДС  по основным средствам и увеличив ставки амортизационных отчислений.

Единственным  методом налогового учета, применяемым  в настоящее время, остался метод  начисления, веденный с 01.02.97г., при котором  доходы и вычеты учитываются с  момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества, независимо от времени оплаты. Применение этого метода учета приводит к тому, что возникает в буквальном смысле парадокс: налог взимается с дохода, который поступит только в будущем, если он конечно вообще поступит. Нередки случаи, когда юридическое лицо не получив деньги за реализованные товары (работы, услуги) уплачивает налог.

На мой  взгляд, был бы справедливым возврат  к уплате налога текущими платежами, когда уплата налога производится по фактически полученному доходу.

В настоящее  время данная тема широко обсуждается  в экономической литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно  ввести налог на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При этом, из валовой  выручки при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально- пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%.

Во всем мире государственная поддержка  малого бизнеса, а также стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это не простое  снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать  развитие этих хозяйствующих субъектов.

На мой  взгляд, применение налоговых льгот  не должно ограничиваться лишь снижением  ставок налога. Необходимо применять  для рентабельных и сверхрентабельных предприятий понижающий коэффициент ставки налога-

10% и 25% соответственно. Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.

В мировой  практике в качестве льготы применяется  налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен выше, т.е. вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов компании (часто с условием использования этого кредита  для последующих инвестиций).

Применительно к практике налогообложения подоходным налогом в Республике Казахстан  хорошо известны налоговые кредиты (хотя их так не называют) по налогу на добавленную стоимость. К примеру, обороты по реализации товаров, готовой  продукции за пределы СНГ облагаются по нулевой ставке, в то же время  по материалам и другим затратам на производство разрешен зачет на НДС, следовательно, через бюджет Республики - эти налогоплательщики финансируют  свою деятельность. Даже при условиях невозвратности НДС из бюджета денежными  средствами, такое состояние расчетов с бюджетом наиболее выгодное для  налогоплательщика, т.е. он освобождает  себя от авансовых платежей по НДС, использует данную задолженность бюджета  в будущем. Кроме того, в этой ситуации НДС не восстанавливается и его  можно квалифицировать как невозвратный налоговый кредит.

В нашем  случае, мы предлагаем для стимулирования развития предприятий, производителей товаров, предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством  товаров разрешить использовать до 50% подоходного налога с юридических  лиц или до 10% единого совокупного  налога для заранее оговоренных  законом инвестиции. Это позволило бы в течение 5 лет поднять предприятия-производителей, которые в последующем компенсировали бы потери бюджета от отданной льготы сполна.

Среди налоговых  льгот, используемых во многих странах  -полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога).

При выборе пути реформ необходимо должным образом  оценить действующую налоговую  систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть  о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на добавленную  стоимость, которым облагается вновь  созданная стоимость на этапе  потребления и второй тип - подоходные налоги, которыми облагается вновь  созданная стоимость на этапе  получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время  превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе  различия между объектами, облагаемыми  этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно  было потребить.

При введении в 90-е гг. НДС немало было высказываний о том, должен ли этот налог действовать  наряду с прямыми подоходными  налогами, или новый налог должен полностью заменить прежние, применяемые  с начала столетия подоходные налоги. Мнения были одинаково твердыми, однако одно из них отстаивало простые и низкие налоги, а другое -защищало увеличивающееся перераспределение. Как мы видим сегодня, второе мнение победило, выдвинув в качестве последнего аргумента возрастающие потребности бюджетов.

«В интересах  развития предпринимательства в  Республике Казахстан и укрепления налоговой базы предлагается снижение ставки НДС до 13% с одновременным  снижением льгот по нему, а также  пересмотр применения нулевой ставки НДС, ограничившись лишь ее применением при экспорте товаров».

Налоги  и налоговая политика -мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства инструмент непосредственного воздействия на экономику и в то же время - механизм обратной связи государства с хозяйствующими субъектами. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.

Концептуальное  изменение фискальной политики государства  в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в  области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что  в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается  или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее  налогообложение.

Одним из основополагающих принципов налоговой  политики государств является то, что  налоги должны быть по возможности  минимальными. Как писал Л. Эрхард: «..надо признать весьма справедливым пожелания, как всех граждан, так и хозяйственных кругов, направленные на снижение налогового бремени» И далее он отмечал, что если «стабилизации расходов, и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы»

Во всем мире государственная поддержка  малого бизнеса, а также стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом -это не простое снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать развитие этих хозяйствующих субъектов.

Применение  налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и сверх рентабельных предприятий понижающий коэффициент ставки налога - 10% и 25% соответственно. Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.

Среди налоговых  льгот, используемых во многих странах *полное освобождение от налогов или  отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в условиях роста цен  может быть равнозначно полному  или хотя бы частичному освобождению от налога).

Сама  по себе данная льгота, предполагая  отсрочку налоговых платежей, должна была в конечном итоге дать положительный  эффект, но ею, как правило, пользовались для уклонения от налогов.

При выборе пути реформ необходимо должным образом  оценить действующую налоговую  систему. Говоря о принципе одноразового налогообложения надо упомянуть  о двух типах налогов, которыми облагается сразу вновь созданная стоимость. Первый тип - налог на добавленную  стоимость, которым облагается вновь  созданная стоимость на этапе  потребления и второй тип -подоходные налоги, которыми облагается вновь созданная стоимость на этапе получения доходов. Прямые подоходные налоги в любое конкретное время превосходят НДС на размер накопления. Однако в долговременной перспективе различия между объектами, облагаемыми этими налогами, исчезают, ибо накопления делаются, чтобы позже их можно было потребить.

Введение  единого совокупного налога более  привлекательно для предприятий, и  более «дешевле» Конечно, государство может недополучить определенные налоговые поступления, но в последующем за счет ввода в действие предприятий -производителей товаров эти "убытки" государства восполняются сполна. Не подняв производства в Республике Казахстан, нам не стоит надеяться не пополнение бюджета.

Нестабильность  налог нового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в финансовой сфере. Для  стабильности в налогообложении  считаю, необходимым законодательно закрепить недопустимость любых  изменений в течение налогового года, а также установить нормы  ограничения на внесение поправок, влияющих на усиление налогового бремени.

Построение  налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут  распределены функции управления между  республиканскими органами. Однако меры социального налогового регулирования  Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в  общую налоговую систему и  строится в зависимости от выбранных  приоритетов политики республики. Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения.

Налоговая система является важным рычагом  мобилизации доходов в бюджет государства и одновременно тонким регулятором социально – экономических процессов, и совершенствование налоговой системы это объективный процесс, требующий воздействия на систему налоговых правонарушений с учетом состояния экономической системы региона и экономической ситуации в стране.

Информация о работе Налоговая политика Республики Казахстан