Налоговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 13
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 25
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика РК.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

-спаду  отечественного производства, ухудшению  его структуры и ослаблению  позиций казахстанских товаропроизводителей  на внутреннем и международном  рынках;

-тотальному  стремлению производителей всех  форм собственности к уходу  от налогообложения;

-утечка  капиталов за рубеж;

-криминализации  хозяйственной жизни, нарастанию  «теневой экономики».

Негативные  последствия действующей налоговой  политики проявляются в значительном сужении базы налогообложения. Реакцией на высокий уровень налогового давления становится то, что многие хозяйствующие  субъекты переходят в так называемую «теневую экономику». Вместо вложения капитала в материальное производство происходит его перелив в торгово-посреднические сферы, что также способствует увеличению криминальной зоны.

По некоторым  оценкам, из-под налогообложения  уводится до 45-50 % доходов фирм. В  теневой экономике, не включая потребительский  рынок и банковский бизнес, сегодня  вращается около 23 млрд. наличных долларов.

Уходу от уплаты налогов способствует также  достаточно высокий уровень штрафных санкций. Широко применяются на практике такие способы ухода от налогового пресса, как выдача беспроцентных  ссуд сотрудникам, имитация неплатежеспособности, привлечение подставных лиц и  «фирмишек» при осуществлении коммерческих операций, расчеты наличной валютой. Таким образом, с одной стороны, вне государственного контроля оказываются огромные суммы доходов населения, концентрируемые в руках незначительной его части, с другой – растущие недоимки налогов с юридических лиц. В результате существенно падают поступления средств в государственный бюджет.

Сужению доходной базы государственного бюджета  и созданию дополнительных возможностей ухода от налогов способствует огромное число налоговых льгот.

Цель  установления льгот, казалось бы, благая – достичь определенных общественных целей:

- стимулирования  экономического роста;

- поддержки  отдельных отраслей, малого предпринимательства;

- ускоренной  амортизации.

Однако  отсутствие достаточно ясной, утвержденной на государственном уровне экономической  стратегии привело к тому, что  льготы все больше становятся тормозом эффективной экономической политики. Вся совокупность льгот, предоставлявшихся  за последние 34 года, как показывают результаты анализа, не дала того эффекта, который обещали получатели льгот. Всякий раз, когда в системе налогообложения  появляются льготные условия для  отдельных налогоплательщиков, в  их пользу перераспределяется хозяйственный  оборот, а государство теряет гораздо большие суммы, чем планировалось. И все это ради того, чтобы какие то частные лица получили ренту за счет различия в условиях налогообложения.

Концептуальное  изменение фискальной политики государства  в переходной экономике должно осуществляться в комплексе мер реформирования во всех других сферах государственного регулирования и, прежде всего, в  области денежно-кредитного регулирования, индикативного планирования и др. Локальное же преобразование какой-либо сферы, приносит значительно больше негативных результатов, нежели позитивных. В рыночной экономике, неопределенность в налогообложении, сдерживает инвестиции. Если предприниматель знает, что  в случае нахождения им способа заработать больше денег, правительство найдет способ изъять их в виде налогов, старается  или уклониться от налогообложения, или свернуть свою деятельность. Причиной свертывания деловой активности, не обязательно выступает текущее  налогообложение.

Правительство Казахстана не исключает также и  более радикальных изменений  налоговой системы в будущем, в частности отмены НДС и замены его налогом с продаж. Но это  дело будущего, пока же в различных рейтингах Казахстан занимает место, пусть и не в первых рядах, но, надо отметить, достаточно привилегированное.

Таким образом, ныне действующая налоговая система, являясь реальным инструментом реализации экономической политики, отражающей концепцию Министерства Финансов, направлена на низкое снижение экономической безопасности Казахстана, на завершение сползания  отечественного производства в периферийную экономику, сопровождаемую консервацией низкого уровня жизни основной массы  населения и образованием пропасти между нею и элитной группой  сверх богатых людей.. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

 

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Совершенствование системы  налогообложения заключается в  совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.

Отдавая должное содержанию налоговой и  бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего  совершенствования и обеспечения  стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое  позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет  создать достаточный уровень  жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой  реформы, умения предвидеть все, даже самые  отдаленные, ее социально-экономические  и политические последствия и  факторы, которые могут вызвать  какие-либо отклонения, способности  четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в  предварительные расчеты необходимых  поправок.

Законодательная база Республики Казахстан, необходимая  для успешного ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем  возникает именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально  разобраться в налоговом законодательстве, нужны специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Налоговая система Республики Казахстан в  ее конечном виде рассчитана на очень  законопослушных граждан. В настоящее  время механизм исчисления подоходного  налога с юридических и физических лиц сталкивается с препятствиями, приобретающими постепенный государственный  характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень простым  способом: при увеличении суммарной  величины вычетов юридических лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого  дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии  изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных  хозяйствующих субъектов не в  полной мере сформировалось понятие  налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики  сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение  данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные отрасли народно-хозяйственного комплекса.

Одним из главных условий успешного осуществления  налоговой реформы является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов и точек зрения всех, участвующих в процессе налогообложения  сторон (государства в лице налоговой  администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).

В свою очередь  налогоплательщики, юридические и  физические лица, должны быть полностью  уверены, что налоговое законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы  гарантировать хотя бы на ближайшую  перспективу законность совершаемых  в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться  жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в равной степени  защищает интересы всех, участвующих  в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно  рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.

Следующим критерием, отражающим привлекательность  налоговой реформы в социально-экономическом  плане для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих  отдельных видов налогов.

Исследования  по налогам на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя  составляет при нынешних экономических  условиях более 50 процентов. Из истории становления налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий в общей сумме валовых доходов производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в пределах 45-50% - обеспечивается процесс простого воспроизводства, ну а для обеспечения расширенного воспроизводства необходимо, чтобы удельный вес налогов в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.

Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения  действующей налоговой системы, возможно, разрешить одну из злободневных проблем казахстанской экономики - низкую собираемость налогов.

Налоговая система тесно связана с бюджетной, налоги должны в первую очередь должны обеспечить в определенной степени  доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней.

Но, если в условиях рынка рассматривать  этот вопрос системно, то увидим, что  налоговая система также влияет на расходную часть бюджета.

Одна  из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

Все это  дестабилизирует хозяйственную  деятельность, усиливает риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение  доходов хозяйствующих субъектов  в течение финансового года. Все  подобные изменения должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они могли реально  прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать эти изменения  в хозяйственных договорах с  контрагентами. Иначе, о какой налоговой  дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно  не представляя конечных результатов  труда.

Подавляющее большинство налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов  по мере поступления выручки на расчетный  счет предприятия, что обусловлено  следующими особенностями экономической  ситуации в Республике Казахстан:

-инфляция  делает невыгодным использование  метода начислений, поскольку более  поздний момент поступления реальных  денег к продавцу по сравнению  с моментом уплаты налога автоматически  повышает реальный уровень эффективной  налоговой ставки;

-кризис  неплатежей в экономике приводит  к тому, что хозяйствующим субъектам,  использующим метод начислений, грозит изъятие через налоги  части оборотных средств, поскольку  в этом случае налоги уплачиваются в том числе с доходов, реальное получение которых весьма проблематично.

Таким образом, необходимо, для простоты и удобства, чтобы налоговый и бухгалтерский  учет были едины, при этом вся отчетность и весь учет производился по бухгалтерскому учету.

По мнению первого заместителя директора  Института экономических исследований Е. Темирханова «уже много лет фискальные сверх изъятия формируют сверх рыночные цены». Все казахстанские налоги, в том числе и подоходный налог, уплачиваются независимо от отрицательной рентабельности или полученного балансового убытка. Объектом налогообложения стал не результат, а процесс предпринимательской деятельности.

В настоящее  время экономистам Казахстана, СНГ  и зарубежными экономистами обсуждается, идея единого налога на доход. Идея справедливости в налогообложении  впервые прозвучала в теории единого  налога. Практический аспект теории единого  налога был связан с преобразованиями в налоговой системе. Во все времена  и эпохи человеческий ум много  изощрялся над изобретением налогов  и целых податных систем. Как выразился  один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще в средние века, когда в целях привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев общества, была создана теория единого акциза.

Против  единого налога в своё время выступал П. Прудон. По его мнению, все налоги несправедливы. Единый налог был  бы сумой фискальных несправедливостей, идеально несправедливым налогом. При  нем, считал он, будут видны все  негативные моменты, свойственные каждому  налогу, но которые не так заметны, поскольку они раздроблены. Неравномерность  обложения при едином налоге усилится, при этом недостатки одного налога не будут компенсироваться достоинствами  другого. Против единого налога выступал и Ф. Нитти, который считал, что введение его не позволит реализовать принципы равномерности и всеобщности.

Информация о работе Налоговая политика Республики Казахстан