Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:03, курсовая работа
Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 13
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 25
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Налоговая политика
Республики Казахстан
Выполнили
Проверила:
Алматы, 2012
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
1.1 Анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 1995 – 2009гг. 13
1.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан 25
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
В условиях
рыночной экономики налоги являются
основным источником финансирования деятельности
государства и содержания его
аппарата. Используя налоговые рычаги,
государство в состоянии
Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.
В Послании
Президента Республики Казахстан говорится:
«Необходимо привести налоговую
систему в соответствие с задачами
нового этапа развития Казахстана.
Действующий Налоговый кодекс сыграл
позитивную роль в экономическом
росте, однако в настоящее время
его потенциал практически
На протяжении
всей истории развития и становления
казахстанской налоговой
Разработанный Налоговой кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
Новый Кодекс прибрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования и интересы налогоплательщиков.
Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
Институциональные
изменения в сфере
Первый этап налоговой реформы (с 1992 г. по июнь 1995 г.) - этап создания новой налоговой системы суверенного Казахстана на основе закона «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятого 24 декабря 1991г. На этом этапе был в основном использован опыт России и перенята трехзвенная налоговая система, соответствующая федеральному устройству государства (общегосударственные, общегосударственные местные и местные налоги), но которая не соответствовала унитарному государству, каким является Казахстан. Основные статьи закона «О налогах» от 25 декабря 1991 г. Были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции, которая достигала более 2000 % в год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированны на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.
Второй
этап налоговой реформы (с июля 1995г,
по 1999г.) этап формирования налоговой
системы, адаптированной к условиям
Казахстана и соответствующей мировым
стандартам. С 1 июля 1995г. был введен
в действие Указ Президента РК, имеющий
силу закона «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет»
от 24 апреля 1995г. № 2235. В результате
была создана двухуровневая
Третий
этап налоговой реформы (с 2000 г. по 2001
г.) связан с разработкой нового Налогового
Кодекса РК, принятого 12 июня 2001 и
введенного в действие с 1 января 2002г.,
с началом экономического роста,
который характеризуется
В ходе третьей
реформы были усилены правовые аспекты
взаимоотношений между
Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:
-ясное
и непротиворечивое
-четкое
представление источников
-определение
направления и оценка
-организация
рационального использования
-растущий
профессионализм
Основные этапы развития и становления налоговой системы Республики Казахстан представлены в Приложении 3.
Одна
из предпосылок нормального
Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов составили в 2007 году – 73,8 млрд тенге, в 2008−м – 146 млрд тенге, в 2009 году – 58 млрд тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп.
В 2004 году
в Налоговый кодекс РК были внесены
изменения, позволившие снизить
уровень налогообложения за счет
снижения доли подоходного, социального,
земельного имущественного налогов
и прочих начислений в бюджет, что
способствовало повышению деловой
активности и укреплению финансового
положения юридических и
Физические
лица, имеющие объекты
-доходы, облагаемые у источника выплат;
-доходы, не облагаемые у источника выплат.
Необходимость такого разделения доходов вызвана тем, что к каждой из указанных групп применяется свой способ налогообложения.
К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся следующие виды доходов:
-доход работника;
-доход от разовых выплат;
-пенсионные
выплаты из накопительных
-доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;
-стипендии;
-доход по договорам накопительного страхования.
Налоговый кодекс по отдельным видам доходов физических лиц предусматривает фиксированные ставки налога —таким как доходы адвокатов и частных нотариусов (по ставке 10%) и доходы физических лиц в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования) и выигрышей, которые облагаются по ставке 15%. Остальные доходы физических лиц подлежат обложению налогом по прогрессивной шкале от 5% до 20%;
С 2007 года удалось ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%. При этом с целью сохранения уровня доходов низкооплачиваемой категории работников предлагалось исключить из облагаемого дохода минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя.
К доходам физических лиц, не облагаемым у источника выплаты, относятся:
-имущественный доход;
-налогооблагаемый
доход индивидуального
-доход
адвокатов и частных
-прочие доходы.
Вместо страховых вносов, взимаемых ранее в социальные государственные внебюджетные фонды, был введен в РК социальный налог, с помощью которого формируется доходная часть бюджета на социальные программы. Преимуществом социального налога является то, что он не зависит от конечного результата финансово – хозяйственной деятельности предприятия и от формы собственности хозяйствующего субъекта. Однако, он имеет и недостатки – многие хозяйствующие субъекты уходят от налогообложения социальным налогом, либо не начисляя заработную плату, либо начисляя ее минимальный уровень. За годы действия этого налога неоднократно вносились изменения в размер ее ставок, облагаемую базу и отчетность.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» с 1 января 2008 года применяется нижеследующая единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников, в т.ч. иностранных специалистов.
Причем в целом ставки социального налога по сравнению с 2007 годом снижены. При этом, сохранился порядок формирования шкалы ставок в зависимости от годового расчетного показателя, который определяется как 12 - кратный месячный расчетный показатель. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 6 декабря 2007 года «О республиканском бюджете на 2008 год» месячный расчетный показатель составляет 1168 тенге, а годовой расчетный показатель составляет - 14016 тенге.
Таким образом,
ставки социального налога на 2008 год
для юридических лиц –
Таблица 1 – Единая шкала ставок социального налога для всех категорий работников
Облагаемый доход работника |
Ставка | |
1 |
до 15-кратного годового расчетного показателя (до 210 240 тенге) |
13 процентов с суммы облагаемого дохода (27 331 тенге) |
2 |
от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя (от 210 240 тенге до 560 640 тенге) |
сумма налога с 15-кратного годового расчетного показателя + 11 процентов с суммы, превышающей его (27331 тенге +11 процентов с суммы, превышающей 210 240тенге) |
3 |
от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного показателя (от 560 640 тенге до 2 803 200 тенге) |
сумма налога с 40-кратного годового расчетного показателя + 9 процентов с суммы, превышающей его (65 875 тенге +9 процентов с суммы, превышающей 560 640 тенге) |
4 |
от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя (от 2 803 200 тенге до 8 409 600 тенге) |
сумма налога с 200-кратного годового расчетного показателя + 7 процентов с суммы, превышающей его (267 705 тенге + 7 процентов с суммы, превышающей 2 803 200 тенге) |
5 |
от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше (8 409 600 тенге и свыше) |
сумма налога с 600-кратного годового расчетного показателя + 5 процентов с суммы, превышающей его (660 153 тенге + 5 процентов с суммы, превышающей 8 409 600 тенге) |
Источник: По данным Закона Республики Казахстан от 6 декабря 2007 г. «О республиканском бюджете на 2008 год ». |