Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.
Введение.
Глава I. Общие положения налоговой ответственности.
1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.
Споры, связанные с применением налогового законодательства.
Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Споры с участием граждан-предпринимателей.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.
Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.
Заключение.
Даже
в том случае, когда у гражданина-предпринимателя
открыт расчетный счет в банке, налоговая
инспекция не вправе списывать с
него суммы недоимки и
финансовых санкций в бесспорном
порядке.
В
то же время подведомственность
таких споров определяется не в
порядке, предусмотренном для физических
лиц, а в соответствии с АПК. Если
для взыскания недоимки с физического
лица налоговая инспекция обращается
в суд общей компетенции,
то споры о взыскании недоимки
и финансовых санкций с граждан-предпринимателей
подведомственны арбитражным
судам. Такой вывод следует из ст.ст.
2, 22 и 290 АПК, согласно которым споры
с участием граждан-предпринимателей,
вытекающие из осуществления
их предпринимательской
деятельности, рассматриваются арбитражными
судами.
Административное
нарушение налогового
законодательства - это посягающие
на налоговую систему РФ
действия или бездействие в
части неисполнения обязанностей
налогоплательщика и
являющиеся противоправными,
виновными (умышленными или
неосторожными) - ст. 11
Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой
системы в Российской
Федерации" от 27
декабря 1991 года, № 2118-1
(далее Закон № 2118). По законодательству
РФ эти действия или бездействие
влекут административную ответственность.
Субъектами административной ответственности являются граждане - физические лица, индивидуальные предприниматели - не юридические лица, должностные лица юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также иностранные граждане, должностные лица иностранных юридических лиц, лица без гражданства и иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории РФ.
В
соответствии со ст. 23, 24 Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях
(далее КОАП) от 20 июня 1984
года с учетом изменений и
дополнений административные взыскания
являются мерой ответственности и
могут быть следующих видов:
Правоприменительная практика по нарушениям налогового законодательства в основном связана с наложением штрафов государственными налоговыми инспекциями (ГНИ) в порядке, определенном ст. 33 - 40, 247 - 265 КОАП.
Кроме того, в соответствии
со ст. 12 "Способы защиты
гражданских прав" ГК
в части "восстановления
положения, существовавшего
Использование
штрафов и их размеры, другие
санкции за нарушения налогового
законодательства РФ
установлены ст. 13 - 15 Закона № 2118, ст. 2
Закона Российской Федерации
"О внесении изменений
и дополнений в налоговую
систему России" от
16 июля 1992 года, № 3117-1 (далее Закон
№ 3117), п. 12 ст. 7 Закона РСФСР
"О государственной налоговой
службе РСФСР" от 21 марта 1991
года, № 943-1 (далее Закон № 943), п. 4 ст.
5 Закона Российской Федерации
"О налогах на имущество физических
лиц" от 9 декабря 1991 года, № 2003-1
(далее Закон № 2003) , п. 3 ст. 5 Закона
Российской Федерации "О
налоге с имущества, переходящего
в порядке наследования или
дарения" от 12 декабря
1991 года, № 2020-1 (далее Закон №
2020), п. 1 указа Президента
Российской Федерации "Об
осуществлении комплексных
мер по своевременному
и полному внесению в бюджет
налогов и иных обязательных
платежей.
2.
Административная
1.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона об основах
налоговой системы должностные лица и
граждане, виновные в нарушении налогового
законодательства, привлекаются в установленном
законом порядке к административной, уголовной
и дисциплинарной ответственности.
Действующее
законодательство предусматривает несколько
составов административных проступков
в сфере налоговых правонарушений.
1)
ст. 156.1 Кодекса об административных правонарушениях
РСФСР' (КоАП) предусматривает административную
ответственность за уклонение от подачи
декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным
промыслом, другой индивидуальной трудовой
деятельностью либо об иных доходах, облагаемых
подоходным налогом, и в других случаях,
когда подача декларации предусмотрена
законодательством, — при несвоевременной
подаче декларации или включении в нее
заведомо искаженных данных.
2) Согласно п. 12 ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» административные штрафы налагаются:
а) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
б) на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка;
в)
на руководителей и других должностных
лиц предприятий, учреждений и организаций,
а также на граждан, не выполняющих
перечисленные в п. 3—6 ст. 7 Закона
РСФСР «О Государственной налоговой службе
РСФСР» требования государственных налоговых
инспекций и их должностных лиц.
3) В соответствии с Законом об основах налоговой системы штрафы за нарушения налогового законодательства применяются:
а) к руководителям банков и кредитных учреждений за открытие расчетного и иных счетов налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а также за несообщение (сообщение после установленного срока) налоговому органу об открытии указанных счетов (ст. 4), а также за задержку исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов;
б)
к руководителям предприятий
за невыполнение предприятием обязанности
удерживать подоходный налог с доходов,
выплачиваемых ими физическим лицам, и
своевременно перечислять удержанные
суммы в бюджет.
4)
Отдельные налоговые законы также могут
предусматривать административную ответственность
за нарушения налогового законодательства.
Например, в соответствии с п. Зет. 5 Закона
РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования
или дарения» за непредоставление либо
несвоевременное предоставление документов,
необходимых для исчисления налога на
наследство, переходящее в порядке наследования
или дарения, на руководителей органов,
уполномоченных совершать нотариальные
действия, налагается штраф в размере
пятикратного установленного законом
размера минимальной месячной оплаты
труда.
2. Необходимо обратить внимание на значение правильного соблюдения процессуального порядка наложения административного взыскания. Нарушения такого порядка со стороны налоговых органов серьезно ущемляют права и законные интересы граждан и в отличие от налоговой ответственности являются основанием для отмены постановления о наложении взыскания (п. 4 ст. 306, ст. 308, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РСФСР от 11 июня 1964 г.).
Нарушениями
процессуального порядка
— несоблюдение правил и порядка составления протокола об административном правонарушении;
— рассмотрение дела о нарушении налогового законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности;
— наложение административного взыскания лицом, не имеющим на это права; в соответствии со ст. 8 Закона «О государственной службе РСФСР» право налагать административные штрафы предоставлено только начальникам государственных налоговых инспекций и их заместителям;
— несоблюдение порядка составления и вынесения постановления о наложении административного взыскания;
—
несоблюдение сроков применения административного
взыскания; согласно ст. 38 КоАП, административное
взыскание может быть наложено не позднее
двух месяцев со дня совершения правонарушения,
а при длящемся правонарушении — не позднее
двух месяцев со дня его обнаружения.
В обзоре практики разрешения споров, возникающих при применении налогового законодательства (письмо Госналогинспекции по Ленинградской области от 3 августа 1994 г. № 09-10/ 1866 приведен пример обжалования гражданами административного взыскания в в связи с пропуском Госналогинспекцией срока наложения административного взыскания.
По
двум заявлениям граждан
об обжаловании административных
взысканий за нарушения
налогового законодательства
Киришский суд (депо
№ 2-708/93) и Бокситогорский
суд (дело № 2-17-94) приняли
решения об удовлетворении
их заявлений лишь по
тем основаниям, что
Госналогинспекцией
были пропущены сроки
наложения административного
взыскания. Факты нарушения
налогового законодательства
подтвердились. Заявления
граждан были удовлетворены.
3. Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 338 ГПК РСФСР исполнению судебным исполнителем подлежат постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке. Налоговым органам не предоставлено право взыскивать с граждан штрафы в бесспорном порядке, поэтому взыскание административных штрафов возможно только в судебном порядке.
Однако содержание письма Госналогслужбы РФ от 25 сентября 1992 г. № ИЛ-4-08/63 «О порядке обеспечения взыскания административных штрафов за нарушения налогового законодательства говорит о следующем: «По разъяснению, полученному в Министерстве юстиции России, постановления о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц госналогинспекциям следует направлять в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица в соответствии с правилами, установленными главами 38 и 39 ГПК РСФСР».
Очевидно,
что в данном случае возникла коллизия
правовых норм, которая требует своего
разрешения.
Глава
III. Проблемы применения ответственности
за нарушение налогового законодательства.
Вопросы
применения ответственности за нарушения
налогового законодательства всегда находились
в центре внимания юридической науки,
контрольной деятельности налоговых органов,
а также в практике судебных органов. Одновременно
с развитием налогового законодательства
в постоянной динамике находятся и подходы
к применению налоговой ответственности.
В связи с этим необходимо отметить несколько
принципиальных моментов, которые характеризуют
тенденции развития современной правоприменительной
практики по налоговым делам.