Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Содержание

Введение.
Глава I. Общие положения налоговой ответственности.
1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.
Споры, связанные с применением налогового законодательства.
Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Споры с участием граждан-предпринимателей.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Налоговая ответственность предприятий организаций за нарушение налогового законодательства.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

       Так,  в постановлении  № 5235/85  говорится, что  ТОО "Фирма "ПАКТ-Инвест Лтд" обратилось в арбитражный суд  с иском  о взыскании с Госналогинспекции  убытков  в виде  неполученного дохода.

       Ярославский  областной  арбитражный  суд  признал  недействительным  решение Госналогинспекции  в части  применения к  истцу  финансовых  санкций.  Возврат  неосновательно  списанных ответчиком сумм  был  произведен  налоговой  инспекцией  и  Управлением Департамента налоговой полиции России по Ярославской области.    

       За  неправильное  удержание   денежных  средств   ТОО  " Фирма "ПАКТ-Инвест Лтд" предъявило требование  о  взыскании  с ответчика  убытков  в  виде  неполученного  дохода.  Убытки исчислены истцом по  ставке рефинансирования  ЦБ РФ  на основании  ст. 395 ГК РФ.                                                         

       Ярославский  областной  арбитражный суд  неосновательно удовлетворил требования товарищества.                              

       Ст.  16  Закона "Об  основах налоговой  системы" установлено, что  налоговые  органы  в  установленном порядке  несут ответственность  за  ущерб  (включая  упущенную   выгоду),  причиненный налогоплательщикам   вследствие    ненадлежащего   осуществления этими органами возложенных на них обязанностей.                

       В соответствии с п. 4 ст. 1 ОГЗ и п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным  отношениям,  основанным  на  административном  или  ином властном  подчинении  одной стороны  другой, в  том  числе  к налоговым и другим   финансовым  и   административным  отношениям, гражданское законодательство не  применяется, если  иное не предусмотрено законодательством.                               

       Ст. 395 ГК РФ не предусматривает применения ее положений к налоговым отношениям.                                          

       В  связи с  изложенным определение  размера убытков  с учетом правил, содержащихся в ст. 395, неправомерно.                  

       В соответствии со ст. 40 АПК каждая сторона  должна доказывать те обстоятельства, на  которые она  ссылается как  на основание своих требований или возражений.                              

       Истец  не  представил  документы,  свидетельствующие  о том, что  он  принял необходимые  меры, сделал  соответствующие приготовления для  извлечения доходов,  не доказал  отсутствие задолженности  по  расчетам  с  кредиторами и  возможность реального получения доходов, а также размеров этих доходов  в сумме, равной учетной ставке банковского процента.                   

       Следует обратить  внимание на  проблемы, связанные  с исками налоговых  инспекций  о  ликвидации  предприятий.  Как поясняют В. В. Витрянский и С. А. Герасименко в книге "Арбитражно-судебная  практика. Комментарий",  подобные иски  должны приниматься к рассмотрению арбитражными  судами лишь  в тех  случаях, когда в законодательных актах прямо оговорено право налоговых инспекций заявлять такие требования по соответствующим основаниям.

       Так, в  постановлении по  делу №  6566/95 Госналогинспекция Ханты-Мансийского  автономного округа обратилась  в суд  с иском о ликвидации ИЧП "Вера" в связи  с тем,  что им  не сформирован уставной фонд и в налоговую инспекцию не  представлялись отчеты о  финансово-хозяйственной  деятельности,  а также  документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.                     

       Однако  арбитражный  суд в  принятии заявления  отказал, поскольку в соответствии со ст. 14  Закона "Об  основах  налоговой системы"  налоговые  инспекции вправе  предъявлять  иски  о ликвидации  предприятий  лишь  по основаниям,  предусмотренным законодательством.                                              

       По  мнению  суда,  законодательных  актов, предусматривающих ликвидацию  предприятий  по  основаниям,  изложенным  налоговой инспекцией в исковом заявлении, не имелось.                   

       Однако  в соответствии со ст. б1 ГК РФ юридическое  лицо может быть  ликвидировано  по  решению  суда  в  случае неоднократных или грубых нарушений  закона или иных правовых актов.          

       Ст. 14 Закона "Об  основах налоговой  системы" предоставляет налоговым  инспекциям  право  обращаться  и  арбитражный  суд с иском  о  ликвидации  предприятия  по  основаниям,  изложенным законодательством.                                            

       Основания,  по  которым  может  быть  ликвидировано  предприятие, предусмотрены  ст. б1  ГК РФ  и ст.  1'1 Закона  "Об основах налоговой  системы",   которые  возлагают   на  налогоплательщика обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский  учет, составлять  отчеты о  финансово-хозяйственной деятельности  и представлять  налоговым  органам  необходимую  для  исчисления  и  уплаты налогов документацию и сведения.                               

       В данном случае  следует учитывать,  что полномочия  того или иного  органа  по заявлению  требований о  ликвидации предприятий должны  соответствовать  основным  задачам  и  целям деятельности этого  органа.  Для  налоговых  инспекций такой  задачей является контроль  за  соблюдением  налогового  законодательства, правильностью  исчисления  и  уплаты  налогов в  соответствующий бюджет.

       Поэтому  право  налоговых  инспекций  заявлять иски  о ликвидации предприятий  по  конкретным  основаниям  должно  быть  специально оговорено  в  законодательном  акте применительно  к деятельности налоговой службы.                                                

       1.2. Споры с участием граждан-предпринимателей        

                                                                      

       Споры,  вытекающие  из  отношений   субординации,  инициируются, как  правило,  органами власти  и управления,  иными органами.

       К  рассматриваемой  группе  дел  в  подавляющем  большинстве случаев  исковые  требования  заявляются  Госналогинспекцией, другие отделениями  Пенсионного Фонда (ПФ) РФ.                         

       Характерным  для  рассмотрения  этой  категории  дел  является весьма  ограниченное  число  предъявленных  к  гражданам-предпринимателям  требований:  Госналогинспекции  в  основном предъявляли  требования  о  взыскании  недоимки  по  подоходному  налогу и пени  за  несвоевременное  внесение  надлежащих  платежей  в бюджет, а отделения ПФ  - недоимки  по страховым  взносам и  пени за несвоевременную их уплату.                                     

       ГК  в ст.  23 предусматривает  для  гражданина  возможность заниматься  хозяйственной  деятельностью  без   образования  юридического лица, т. е.  в качестве  индивидуального предпринимателя, с  момента регистрации.  Этот субъект  гражданских правоотношений появился  только  в  последние годы.  Отсутствие в  праве единого четкого определения этого понятия и характеристики  его правового статуса создает некоторые сложности.                            

       С  экономической точки  зрения и  по смыслу  ранее действовавшего  Закона  "О предприятиях  и   предпринимательской  деятельности"  предпринимателем  можно назвать любое физическое  лицо, участвующее в   предпринимательской деятельности   и получающее от этого доходы.                                                

       Однако  действующее  законодательство трактует  понятие такого субъекта  экономической  деятельности,   как  гражданин-предприниматель, более узко.                                             

       Существует  мнение,  что  участниками   арбитражного  процесса являются  именно  эти  граждане,  т.  е.  те, кто  в установленном порядке  зарегистрирован  в   качестве  предпринимателя   и  имеет свидетельство об этом.                                          

       Эта  точка  зрения  не  бесспорна.  Ст.  22  АПК действительно указывает  именно  граждан-предпринимателей  в   качестве  субъектов  процесса.  Однако  арбитражные  суды   все  же   принимают  к производству  споры  в  случаях,  установленных законодательством, с  участием  граждан,  не  имеющих  статуса  индивидуального предпринимателя.  Например,  с  основным  заявлением   об  обжаловании отказа  в  государственной  регистрации  либо  уклонении   от  государственной  регистрации  вправе  обратиться граждане,  не обладающие статусом индивидуального предпринимателя.                

       С  социально-биологической точки  зрения, указанный  субъект - физическое  лицо,  а с  правовой -  предприниматель. В  этой связи возникает  другой  вопрос:  какие  правовые нормы  в том  или ином случае   следует   применять  к   гражданам-предпринимателям:  касающиеся граждан или предпринимателей.                          

       Этот  вопрос достаточно  актуален, поскольку  порядок взыскания недоимки  и  финансовых  санкций  для  физических   и  юридических лиц различен.  В силу  п. 1  ст. 13  Закона "Об  основах налоговой системы"  взыскание  недоимки  по  налогам  и  другим обязательным платежам,  а  также  суммы  штрафов  и  иных   санкций,  предусмотренных  законодательством,  производится  с  юридических   лиц  в бесспорном порядке, а с физических - в судебном.                

       Так, Госналогинспекция заявила иск  о взыскании с предпринимателя Петрова подоходного налога,  пени за  его несвоевременную уплату и пени  на день  вынесения решения.  Рассмотрев представленные  материалы,  суд  установил  следующее:  Петров  является предпринимателем,       осуществляющим       предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица.  На основании ст. 12 Закона "О подоходном налоге  с физических  лиц" предприниматель обязан  уплачивать подоходный  налог с полученного им дохода,  указанного  в декларации.  Как  следует из  нее, сумма подоходного налога, которую  он должен  уплатить, не  уплачена и подлежит взысканию.                                            

       За  несвоевременную  уплату  налогоплательщик  несет ответственность в виде пени в размере 0,7% за каждый день просрочки.

       На  основании  изложенных  выше  аргументов  арбитражный  суд решил взыскать с Петрова недоимку и пеню в  доход государства.

       В  другом  случае  отделение  Пенсионного  Фонда  России (ПФР) предъявило  требование  о  взыскании  недоимки по  уплате обязательных страховых взносов  и пени  за несвоевременную  их уплату с гражданина-предпринимателя Локтионова.                       

       Согласно  п. 1  Постановления Верховного  Совета № 5357-1 от 09.07.93  г. для  граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью,   а   также  предпринимателей   установлен  тариф страховых  взносов  в ПФР  в размере  5% их  дохода, подлежащего налогообложению.                                               

       В соответствии с п. 62.1, п. 62.3 Инструкции о порядке уплаты страховых  взносов  работодателями и  гражданами в  ПФР, утвержденной  Постановлением  Правления  ПФР  Мя  258 от  11.11.94 г., взносы должны быть уплачены к 15.07, 15.08, 15.11  текущего года путем  внесения  по  1/3 годовой  суммы взносов,  исчисленной по доходам за  истекший  год,  а лицами, впервые привлекаемыми к уплате взносов, - по 1/3  суммы, исчисленной по предполагаемому доходу за текущий год, при отсутствии сведений  о предполагаемом доходе - по фактическому.                                      

       В соответствии со  справкой Госналогинспекции  был установлен чистый  доход  ответчика  от предпринимательской  деятельности и начислены  страховые  взносы,  которые  ответчиком  были  добровольно уплачены.                                               

       В соответствии с пп. 81, 82 Инструкции о  порядке  уплаты страховых  взносов  работодателями  и  гражданами  в ПФР  при нарушении  установленных  сроков  уплаты  взносов независимо  от причин нарушения  невнесенная  сумма  считается недоимкой  и взыскивается  с  начислением  пени.  Пеня начисляется  с суммы  недоимки за каждый день просрочки в размере 0,5%.                           

       Госналогинспекция   наделена  правом   безакцептного  списания по налогам со  счетов должника,  однако совершенно  очевидно, что указанный   порядок   к   гражданам-предпринимателям  применяться не  может.  Эти  субъекты  правоотношений не  имеют обособленного имущества,  используемого  для   осуществления  предпринимательской деятельности: с этой точки зрения они по своему статусу остаются  физическими лицами.  Следовательно,  взыскание с них указанных выше сумм должно производиться в судебном порядке.       

Информация о работе Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства