Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Содержание

Введение.
Глава I. Общие положения налоговой ответственности.
1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды налоговых правонарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.
Споры, связанные с применением налогового законодательства.
Практика Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Споры с участием граждан-предпринимателей.
Административная ответственность за нарушение налогового законодательства.

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Налоговая ответственность предприятий организаций за нарушение налогового законодательства.doc

— 309.50 Кб (Скачать)

       Частное  предприятие "Аудит"  обратилось в  Арбитражный суд с  иском  о  признании  недействительными   указаний  налоговой полиции  по  Амурской  области о  применении к  нему финансовых санкций в связи  с занижением налога на прибыль.               

       В результате вынесенных решения и  постановления указания Госналогинспекции  в  части  занижения  налогооблагаемой  базы по налогу на прибыль за  счет отчислений  в резервный  фонд предприятия  признаны  недействительными.  В  остальной   части  решение оставлено без изменения.                                        

       Президиум  ВАС  посчитал  необходимым  удовлетворить  протест, в   котором  предложено   постановление  отменить   по  следующим основаниям.                                                     

       По  результатам  проведенной  налоговой  инспекцией  проверки правильности  исчисления,  полноты  и  своевременности  уплаты  в бюджет  налога  на прибыль  частным предприятием  "Аудит" составлены  акты,  свидетельствующие  о занижении налога  на прибыль, в связи с чем дано  указание о перечислении в бюджет финансовых санкций в виде  взыскания доначисленного  налога  на  прибыль, пени за задержку уплаты налога и занижение прибыли за  9 месяцев и штрафа в размере той же суммы.                                

       Из  материалов  проверки  видно, что  занижение налогооблагаемой  прибыли  частным  предприятием  "Аудит"  было   допущено  в связи  с  невключением в  бухгалтерскую  отчетность  денежного вознаграждения,  полученного  за  аудиторские  услуги,  неправильное применение  льгот  по  налогу на  прибыль в  части финансирования капитальных  вложений,  а  также за  счет отчислений  в резервный фонд,                                                           

       Признавая  указания  налоговой  инспекции  в  части занижения прибыли  за  счет  отчислений  в  резервный  фонд  недействительными,  суд  сослался на  то, что  данное предприятие  вправе было уменьшить   налогооблагаемую  прибыль   на  сумму   отчислений  в резервный  фонд,  поскольку  право   на  создание   такого  фонда закреплено в п. 2 ст.  33 Закона  "0 предприятиях  и предпринимательской деятельности" и в уставе предприятия.                  

       Однако  этот  пункт  касается  учредительных  документов  и не определяет порядок создания резервного фонда.                   

       Выводы  суда  противоречат  требованиям  действующего законодательства, в  связи с  чем постановление  в этой  части подлежит отмене.                                                         

       В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий   и  организаций"   при  исчислении   облагаемой  прибыли валовая  прибыль  уменьшается  на  сумму отчислений  в резервный и  другие  аналогичные  по   назначению  фонды.   создаваемые  в соответствии  с  законодательством  предприятиями,  для  которых предусмотрено  создание  таких  фондов.  до  достижения размеров этих  фондов,  установленных  учредительными документами,  но не более 25% уставного капитала.                                  

       Согласно п. 58 Положения о бухгалтерском учете  и отчетности, утвержденного  приказом  Минфина от  20.03.92 г.,  предприятия в соответствии с  законодательными актами  создали за  счет прибыли  резервный   фонд  для   покрытия  непредвиденных   потерь  и убытков.                                                       

       Частное  предприятие  "Аудит" по  своей  организационно-правовой  форме  не  относится к  категории  предприятий,  для которых образование   резервного  фонда   предусмотрено  законодательством.  Следовательно,  оно не  вправе было  уменьшать налогооблагаемую базу за счет отчислений в резервный фонд.               

       В соответствии с подп. А п.  1 ст.  13 Закона  "Об основах налоговой  системы" с  налогоплательщика,  повторно нарушившего налоговое  законодательство,  штраф  взыскивается  в  двукратном размере.                                                       

       Однако  в практике возникли проблемы из-за того, что в налоговом  законодательстве понятие  повторности нарушения  не определено.                                                          

       Судебно-арбитражная  практика  нашла  такой  выход  из данной ситуации. Налоговое законодательство  все же  содержит косвенное указание  на то,  по каким  критериям правонарушение  может быть отнесено  к  повторным.  Такое упоминание  имеется применительно к административным взысканиям.                                 

       Так,  согласно нормам,  регулирующим порядок  наложения административных взысканий  за нарушение  налогового законодательства, повторным признается нарушение,  совершенное в  течение года после  наложения  административного  взыскания за  такое нарушение (п. 12 ст. 7 Закона "О государственной налоговой службе").

       Можно  утверждать,  что  финансовая  ответственность,  предусмотренная  п. 1 ст.  13 Закона  "Об основах налоговой системы", по  своей природе сходна с административной ответственностью и поскольку   также   вытекает   из   правонарушений,   основанных  на властном  подчинении  одной стороны другой.  А если  это так, то вступает  в  силу  принцип  судебно-арбитражной   практики,  закрепленный  ст.  11  Арбитражного  Процессуального  Кодекса   (АПК)  РФ: в   случае   отсутствия   законодательства,   регулирующего  спорное правоотношение,   арбитражный   суд    применяет   законодательство, регулирующее  сходные  отношения,  а   при  отсутствии   такого  законодательства исходит из общих начал и смысла закона.             

       При  применении  в  судебно-арбитражной  практике  финансовой ответственности   за   повторные   налоговые   нарушения  необходимо учитывать 3 существенных обстоятельства:                           

               1)  повторным  признается  нарушение,  совершенное  не обязательно  в том же календарном  году, что  и первое,  а в   течение года как периода времени;                                               

               2) годичный срок исчисляется не  с момента  совершения первого  налогового  нарушения,  а  с   даты  применения  финансовой  ответственности за это нарушение;                                         

               3) второе нарушение  налогового законодательства  должно быть аналогично первому.                                                

       Например,  оба  раза  занижен  налог  на  прибыль  вследствие занижения суммы  прибыли.                                          

       В постановлении  ВАС  №  13 указано,  что Госналогинспекция по  г.  Трехгорному   провела  документальную   проверку  соблюдения приборостроительным   заводом   налогового    законодательства.   По результатам  проверки  приняла  решение  о  взыскании  с  налогоплательщика финансовых  санкций в   шестикратном  размере   на  основании подп.  1 а ст.  13 Закона  "Об основах налоговой системы", устанавливающей   взыскание    штрафа   при    повторном   нарушении в двукратном  размере,  и Указа Президента  № 1773  "О проведении налоговой  амнистии  в   1993  г.",   предусматривающего  взыскание санкций в трехкратном размере решение Госналогинспекции  о  применении  штрафа   в  шестикратном  размере  суммы  сокрытого  и  заниженного  дохода  является неправомерным,   так   как   допущенные  истцом   нарушения  налогового законодательства имели место до принятия данного Указа.       

       В соответствии  с п.  3 названного  Указа в  случае выявления налоговыми органами  после 30.11.93  г. доходов,  сокрытых предприятиями  от  налогообложения,  органы  государственной налоговой  службы  взыскивают  штрафы  в  размере,  превышающем   в  3 раза  размеры  штрафов,  установленных  п. 1  ст. 13  Закона "Об основах налоговой системы".                                    

       Согласно   разъяснению   Государственной   налоговой   службы (ГНС) и Минфина  от 23.03.94 г. "О  внесении дополнений  в письмо ГНС и Минфина России от 04.11.93 г. № ВГ-4-14/178 н  "О порядке  реализации   Указа   Президента   №  1773",   при  установлении нарушений  налогового  законодательства,  совершенных  повторно, штраф  взыскивается  также  в  трехкратном  размере  суммы  либо заниженного  дохода  (прибыли),  либо  налога за  иной сокрытыми или неучтенный объект налогообложения.                         

       При  таких обстоятельствах  арбитражный  суд  первой инстанции необоснованно  отказал  приборостроительному  заводу  в удовлетворении   исковых   требований   о   признании  недействительным решения  Госналогинспекции  о взыскании  штрафных санкций  с учетом повторности нарушений в размере б00%.                      

       В  большинстве  случаев   сторонами  по   арбитражным  делам, связанным   со  спорами   в  сфере   налогообложения,  выступают налогоплательщики,   являющиеся  юридическими   лицами.  Вопросы об  исследовании  степени  вины  юридического лица  в допущенном им нарушении для арбитражной практики в принципе не нов.       

       Что  же  касается  выяснения характера  вины, то  в отношении юридических  лиц этот  вопрос, как  представляется, беспредметен, если под характером вины понимать умысел или неосторожность. Однако  возникает  вопрос  о  возможности   применения  такой ответственности  и  гражданам-предпринимателям, споры  с участием которых рассматриваются арбитражным судом.                  

       Теоретически  это  возможно,  поскольку  гражданин-предприниматель  в социальном аспекте является физическим лицом.         

       В силу п. 1 ст. 13 Закона "Об основах  налоговой системы" взыскиваются недоимки  по налогам  и другим  обязательным платежам, а также суммы  штрафов и  других санкций,  предусмотренных законодательством,  с  юридических  лиц  в  бесспорном порядке,  а с физических - в судебном.                                       

       Так, в постановлении № 4810/95 указано, что Госналогинспекция г.  Перми  обратилась  с  иском  о  взыскании  с  гражданина-предпринимателя  штрафа   за  нарушение   Закона  "О   применении  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении  денежных  расчетов   с  населением".

       Как  видно  из  материалов  дела,  Госналогинспекция произвела проверки   применения  контрольно-кассовых   машин  в   киоске,  принадлежащем    гражданину-предпринимателю,    и     установила    факт продажи товаров без их применения, о чем был составлен акт.         

       Согласно  ст.  7 Закона  "О применении  контрольно-кассовых машин..."  за  продажу  товара  без  их  применения  взыскивается штраф в   размере   350-кратного   размера   минимальной   месячной  оплаты труда.                                                              

       Арбитражный  суд  неправомерно  отказал   налоговой  инспекции в  удовлетворении  исковых  требований,   так  как   нарушение  законодательства   подтверждено   материалами   дела   и   ответчиком  по существу не оспаривается.                                           

       Даже  в  том случае,  если у  гражданина-предпринимателя открыт расчетный  счет  в  банке,  налоговая  инспекция не  вправе списывать с   него   суммы   недоимки   и   финансовых  санкций   в  бесспорном порядке.  При  взыскании  этих  сумм  она  обязана  руководствоваться ст.  24  Закона  "Об  основах  налоговой  системы",  согласно которой срок   исковой   давности  по   претензиям,  предъявляемым   к  физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет 3 года.      

       Двойственная  природа  данного   субъекта  предпринимательства проявляется   в   том   случае,  если   у  гражданина-предпринимателя не  оказывается  расчетного  счета.  Тогда  исполнение   приказа  арбитражного  суда  о   взыскании  соответствующих   сумм  производится в   порядке,    предусмотренном   Гражданским    Процессуальным   Кодексом  (ГПК)  для  физических  лиц.  Такой  же  порядок  применяется и  в  том  случае,  если  на  расчетном  счете  гражданина-предпринимателя отсутствуют денежные средства.                               

       Большинство   предпринимателей,   пострадавших   в  последние годы  от  неправомерных  действий   налоговых  органов   и  решивших отстаивать   свои   законные   права,   столкнулись   с  неожиданной дилеммой:  в  каком   порядке  подлежат   защите  эти   права,  если действующий  закон  неоднозначно  регламентирует  данный вопрос, предусматривая  2  различных  способа  защиты.  Причем  один  из них   специально   установлен  налоговым   законодательством,  а другой является  общим для  всех собственников,  чьи имущественные права оказываются нарушенными.                             

Информация о работе Налоговая ответственность предприятий (организаций) за нарушение налогового законодательства