Налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:02, реферат

Описание работы

Для земельных собственников одними из самых актуальных являются вопросы налогообложения на эти владения. В данной статье представлена информация об объектах налогообложения, налогоплательщиках, налоговой базе и других интересных аспектах, касающихся земельного налога.

Содержание

I. Налогоплательщики и налоговая база (Земельный налог)………………..3
II. Льготы (Налог на добавленную стоимость)……………………………...17
III. Практическая часть………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

налогооблажение.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

   Содержание 

   I. Налогоплательщики и налоговая база (Земельный налог)………………..3

   II. Льготы (Налог на добавленную стоимость)……………………………...17

   III. Практическая часть………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Налогоплательщики и налоговая база (Земельный налог)

    
 

   («Недвижимость  и Цены» № 12 (2006 г.))  
Для земельных собственников одними из самых актуальных являются вопросы налогообложения на эти владения. В данной статье представлена информация об объектах налогообложения, налогоплательщиках, налоговой базе и других интересных аспектах, касающихся земельного налога.
 

   Общие положения

   До 1 января 2006 года уплату земельного налога (далее — налог) регулировали одновременно и Налоговый кодекс РФ (далее —  НК РФ), и Закон РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738–1. С 1 января 2006 года порядок и сроки его  оплаты определяет исключительно гл. 31 НК РФ, поскольку с обозначенной даты утратил силу Закон РФ «О плате за землю», кроме ст. 25  
     В новой главе НК РФ «Земельный налог» установлен принципиально иной подход к налогообложению. Теперь его уплату производят исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При этом данный налог:  
устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;  
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. 
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается, вводится, прекращает действовать в соответствии с НК РФ, законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате. Например, в столице действует закон «О земельном налоге» от 24 ноября 2004 года № 74. 
Представительные органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют порядок, сроки уплаты налога и налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ. При этом также можно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. 
     Необходимо пояснить, что под муниципальным образованием понимают городское или сельское поселение, район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в которых в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. 

   Налогоплательщики

   Налогоплательщиками признают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

   собственности;

   постоянного (бессрочного) пользования; 

   пожизненного  наследуемого владения.

   Не  признают налогоплательщиками организации и физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. 
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). К физическим лицам НК РФ относит граждан РФ,  иностранцев и лиц без гражданства. 
Документами, удостоверяющими права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком, будут являться: свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю, выданные после 31 января 1998 года, то есть с даты вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ;  
иные документы (государственные акты на право пожизненного наследуемого владения землей или бессрочного (постоянного) пользования землей или акты о предоставлении земельных участков, свидетельства), выданные физическим и юридическим лицам до 31 января 1998 года и удостоверяющие права на землю.
 

   Объект  налогообложения

   Объектом  налогообложения признают земельные  участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. 
Важно отметить, что объектом налогообложения по налогу являются сами земельные участки, а не операции с ними (купля-продажа, дарение и т. п.). 
Не признают объектом налогообложения земельные участки:  
изъятые из оборота; ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;  
ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;  
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными

   водными объектами.

   Понятие земельного участка установлено  в Земельном кодексе РФ (далее  — ЗК РФ) и Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 года №28-ФЗ.

   Земельный участок как объект земельных  отношений — часть поверхности  земли (в том числе почвенный  слой), границы которой описаны  и удостоверены в установленном  порядке (ст. 6 ЗК РФ). 
Сведения о правах на земельные участки вносят в Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) на основании данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр. В ЕГРЗ содержатся следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. 
Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляют в виде выписок по месту учета последнего. 

   Налоговая база

   В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговую  базу определяют как кадастровую  стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Она представляет собой  стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ), является одним из основных элементов  налогообложения, поэтому понимание  налоговой базы как кадастровой  стоимости земельного участка вносит кардинальные изменения в порядок  исчисления налога. 
Данную величину определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Ее результаты содержатся в государственном земельном кадастре. 
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводят оценку земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). В этой ситуации стоимость земельного участка устанавливают в процентах от его рыночной цены. 
Следует отметить, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апреля 2000 года № 316. При этом государственная кадастровая оценка земель основана на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Во исполнение данного постановления приняты следующие документы: приказ Минэкономразвития России «Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения» от 4 июля 2005 года № 145;  
приказ Росземкадастра «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения» (вместе с «Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения») от 20 марта 2003 года №П/49; 

   приказ  Росземкадастра «Об утверждении  методики государственной кадастровой  оценки земель поселений» от 17 октября 2002 года№П/337;  
приказ Росземкадастра «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ» от 17 октября 2002 года № П/336;  
    приказ Росземкадастра «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» от 26 августа 2002 года № П/307. 
Государственную кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года № 418). 
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, кадастровой оценки земель и мониторинга земель, а также по земельному контролю.
 

   Порядок определения налоговой  базы

   Налоговую базу вычисляют в отношении каждого  земельного участка как его кадастровую  стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). 
Следует отметить, что налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

   НК  РФ установлен различный порядок  определения налоговой базы для  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, и для физических лиц. 
     Организации-налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного(бессрочного) пользования.

   Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых ими  в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном  участке, принадлежащем им на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. 
Налоговая база для каждого налогоплательщика — физического лица определяется на основании сведений, которые они представляют в налоговые органы:  
осуществляющие ведение государственного земельного кадастра;  
осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;  
муниципальных образований.

   Необходимо  отметить, что физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, не должны самостоятельно определять налоговую базу земельного налога в  отношении земельных участков, не используемых ими в предпринимательской деятельности.

   Действующим НК РФ предусмотрено уменьшение налоговой  базы на необлагаемую налогом сумму  в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика  на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном  наследуемом владении следующих  категорий налогоплательщиков: 
     1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 
     2) инвалидов, обладающих III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 
    3)инвалидов с детства;

    4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; 
    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 года № 3061–1), в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 года №2-ФЗ;

     6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 
     7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. 
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производят на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы и представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками данных бумаг устанавливают нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). 
В соответствии со ст. 4 Закона Москвы «О земельном налоге» от 24 ноября 2004 года № 74 документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии с гл. 31 НК РФ, подают в налоговые органы Москвы по месту нахождения земельного участка:

Информация о работе Налогообложение