Налогообложение в России в 18-19 вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V—VI вв. Первое централизованное государство — Киевская Русь — возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита).

Содержание

1. Развитие налогообложения в Древней Руси 3
2. Налогообложение в России в 18-19 вв. 9
3. Система налогообложения в России в начале 20 века 12
4. Налогообложение в России периода нэпа 13
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 Петровское  правительство использовало как  доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалась вся произведенная в стране медь. На производство монет шли даже пушки и колокола. Значительный доход приносила и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая налоговая система оказалась не в состоянии удовлетворить потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее даже фискальная, деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства» [27, с. 258].  

 Общий принцип  определения величины требуемых  расходов при Петре не изменился:  за основу бралась потребность  государства в основных постоянных  расходах, главной статьей которых  были военные расходы. В 1711 г. была завершена реорганизация  армии, она стала регулярной. Русская армия включала в себя 33 полка кавалерии, 42 полевых пехотных полка и 43 гарнизонных полка. Был определен численный состав и норма расхода на каждый полк (по типам), установлен размер оклада офицерам. Установленная численность и нормы расходов позволили точно определить потребность государства на содержание армии — более 2,7 млн руб. ежегодно.  

 В основу  налогового обложения была принята  перепись 1677–1678 гг. по восьми губерниям  (Московская, С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская), по которым, исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы. В одну долю входило 5536 дворов. (Данные о количестве долей в отдельных губерниях свидетельствуют, что принятое административное деление было не очень удачным. Так, в Московской губернии было 44,5 долей, а в Киевской — только 5.) Расчеты позволяют определить, что только на содержание армии каждый крестьянский двор платил 3 руб. 13 коп. В связи с некоторыми изменениями в структуре и численности армии и изменением норм расходов в 1720 г. общая потребность государства на содержание армии составила 4 млн руб. Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации обложения. Ф. С. Салтыков, А. А. Курбатов, Я. С. Юрлов и другие, ссылаясь на опыт Швеции, в которой подушное обложение позволяло содержать хорошо вооруженное регулярное войско, предлагали заменить подворное обложение подушным [18].  

 Для реформы  налогового обложения в 1722–1724 гг. была проведена перепись мужского населения. По данным на 1722 г. в России числилось 5 млн душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 млн руб. Полученная сумма в 80 коп. и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства — его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки — общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии). По завершении переписи в 1724 г. число податных душ составляло 5570 тыс., что позволило снизить ставку налога на 6 коп., а в следующем году еще на 4 коп. Ставка налога в 72 коп. существовала в России до конца XVIII в. Для городского населения ставка налога была установлена в размере 1 руб. 20 коп.; казенные крестьяне кроме подушного налога платили еще 40 коп. в виде денежного оброка.  

 Из установленных  в 1722 г. окладов налога следует, что первоначальная ставка для всего податного населения составляла 1 руб. 20 коп. (исходя из 6 млн руб. государственных расходов). С помещичьих крестьян налог был снижен на 40 коп. в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов, сократился и удельный вес косвенных налогов. По государственной росписи доходов и расходов на 1723 г. приведены следующие данные. Подушная подать с помещичьих крестьян — 3220 тыс. руб., с государственных крестьян — 1243 тыс. руб., с посадских людей — 212 тыс. руб. (в том числе 10 тыс. руб. денежного сбора взамен рекрутов), всего 5096 тыс. руб. Косвенные налоги и сборы давали казне 4100 тыс. руб. Основными источниками доходов являлись: таможенные сборы — 656 тыс. руб., соляный доход — 612 тыс. руб., кабацкие доходы — 585 тыс. руб., монетный доход — 216 тыс. руб. и т. д. Общая сумма расходов была определена в 9578 тыс. руб., т. е. почти на 400 тыс. руб. больше доходов. Полученные средства направлялись на укрепление крепостей и содержание войска — 5352 тыс. руб., на флот — 1547 тыс. руб., на строительство — 662 тыс. руб., на двор и центральный аппарат — 450 тыс. руб., на посольства, подарки иностранным государям и секретные расходы — 762 тыс. руб., на содержание Академии наук и Морской академии — 47 тыс. руб., на богадельни и госпитали — 35 тыс. руб. и т. д. Из росписи видно, что основная часть государственных доходов использовалась на непроизводительные цели.  

 Таким образом,  сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая  и дорогостоящая налоговая система  была заменена относительно простой  системой подушного обложения.  Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).  

 История России XIX в. характеризуется таким важнейшим  событием, как отмена крепостного  права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов, однако каких-либо существенных изменений в налоговой системе России в первой половине XIX в. не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный на время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 г.).  

 Отмена крепостного  права привела не только к  появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги с основного податного сословия — крестьян (а на их долю приходилось 76% всех налогов) по форме не изменились, т. е. главным прямым налогом оставалась подушная подать. В 1862 г. ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 руб. (в Сибири — 90 коп.), с мещан — до 1,5 руб. В 1863 г. подушная подать с мещан была увеличена еще на 25 коп. Оброчная подать в 1861 г. была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 коп. с десятины годной к возделыванию земли. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на две части — на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8–20 руб., для купцов второй гильдии — 25–65 руб. и для купцов первой гильдии — 265 руб. в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты — от 2 до 30 руб. (всего было установлено 15 ставок в зависимости от объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя сумма земского сбора была установлена в 34,25 коп. с податной души, с дифференциацией от 14 до 40 коп. по различным губерниям.  

 В конце  XIX в. существенно возросла роль  косвенных налогов и, прежде  всего, питейных налогов. К  началу XX в. в России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки. Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1875 г.) и промысловый налог. 

1.3 Система налогообложения в России в начале 20 века. 

Развитие России и реформирование налогообложения  было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажно-денежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности  рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег). Очередной спад во всей финансовой системе наступил после Октября 1917 г. Существует утверждение, что после Октябрьской революции “закончилась эпоха совершенствования налогообложения”. 

В период с 1918 по 1921 гг. налоговая система практически  ликвидируется. После революции  основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Бюджет государства  опустошается за счет гражданской войны и интервенции. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация “буржуазии”. Применялась контрибуция с богатых – высокие “чрезвычайные революционные разверстки”, за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.  

Под влиянием этих идей в феврале 1921 г. Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был  полностью расформирован налоговый  аппарат. В первые годы советской  власти местные Советы вводили ряд  хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие:  

27 ноября (7 декабря) 1917 г. – “О взимании прямых  налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции”.  

30 октября 1918 г. – “О введении чрезвычайного революционного налога на сельских хозяев”.  

26 июня 1921 г. –  “О введении первого государственного  промыслового налога”. 

В целом, эмиссия  и контрибуция, отнюдь не способствовали налаживанию хозяйства. 

О эффективности  системы налогообложения говорить настолько же трудно, как и сложно отрицать реальность угрозы распада России в 1917 году. О неэффективности налогов говорит и тот факт, что в этот период в основу хозяйственной деятельности были взяты идеи о построении социалистического общества и отсутствие необходимости денежного обращения.  

1.4 Налогообложение  в России периода  нэпа 

Определенный  этап налаживания финансовой системы  наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но тем не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения. Были введены следующие виды налогов: 

Прямые налоги: 

*сельскохозяйственный, 

*промысловый, 

*патентный сбор  Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения. 

*уравнительный  сбор. 

*подоходно-имущественный, 

*рентные налоги  с земель, изъятых из сельскохозяйственного  оборота, 

*гербовый сбор, 

*наследственные  пошлины. 

Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров. 

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном  процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. 

1921-1923 гг. Преобладающее  значение получили косвенные  налоги. В 1921-1923 гг. были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог.  

Информация о работе Налогообложение в России в 18-19 вв.