Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:28, контрольная работа
Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V—VI вв. Первое централизованное государство — Киевская Русь — возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита).
1. Развитие налогообложения в Древней Руси 3
2. Налогообложение в России в 18-19 вв. 9
3. Система налогообложения в России в начале 20 века 12
4. Налогообложение в России периода нэпа 13
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 14
Все население
делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому
населению, т. е. обладавшему налоговым
иммунитетом, относились первоначально
духовенство, служилые люди всех чинов,
купцы как русские, так и иностранные.
В случае купли или получения в дар черных
земель в данную категорию попадали монастыри
и церкви. Черными землями и людьми назывались
те, которые были занесены в податные книги
— очерненные.
Неопределенность
включавшейся в соху земельной
меры отягощалась и
Развитие местных
органов управления приводит к возникновению
дополнительной системы платежей. Государственное
управление на местах осуществляли наместник
и волостели из числа потомственных
бояр (и реже дворян), права которых
регулировались жалованными грамотами.
При вступлении их в должность местное
население должно было заплатить «въезжие»
и регулярно, трижды в год, — «корм». За
наместником сохранялось право вместо
натурального «корма» требовать денежное
содержание. К примеру, новобрачные обязаны
были уплачивать «новоженный убрус», сумма
которого возрастала, если девушка (или
вдова) выходила замуж в другую волость.
Наместник получал с населения и судебные
пошлины за производство суда. При объезде
подопечного округа наместник получал
бесплатно ночлег, пропитание и лошадей
для переезда. Интересно отметить, что
защитой от чрезмерных расходов было запрещение
наместнику ночевать там, где обедал, и
наоборот.
С конца
XIV в. произвол в установлении
размеров поборов с населения
начинает ограничиваться уставными грамотами
— «кормленщик получает доходный список
с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать,
а населению предоставлено право челобиться
на злоупотребления наместников. Вместе
с тем сборы начинают приурочиваться к
определенному времени, производится
денежная их оценка, а наместникам, волостелям
и их людям иногда прямо предписывается
собирать вместо натуральных денежные
сборы. Таким образом, прежние неопределенные
натуральные кормы превращаются в более
точные денежные доходы» .
В целом
платежи населения по системе
кормлений производились в
Развитие
прямого окладного обложения
по «сошному письму» приводит к превращению
сохи в окладную единицу для целого ряда
других прямых налогов. Речь идет о полоняничных
деньгах, взимаемых как чрезвычайный налог
при возникновении необходимости в купле
пленных, в ямской повинности (либо натурой,
либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный
налог для содержания армии в военное
время), в подати на городовое и засечное
дело, в пищальных деньгах и других налогах,
сборах и повинностях. Все они взимались
также на основе сошного письма, правда,
при этом употреблялась более мелкая окладная
единица — выть или обжа. Кроме указанных
прямых налогов в XV–XVI вв. все большее
значение приобретают денежные налоги,
но не как общая тенденция, а в отношении
отдельных местностей и групп тяглового
населения. Государство взимало налоги
и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск,
лошади, меха и т. д.). Наибольшее значение
имели меха. В Сибири ежегодно собирали
подать (ясак) — «440 сороков соболей, 5 сороков
куниц, 180 черно-бурых лисиц» .
И наконец,
посошная система приводила к значительной
неравномерности в обложении отдельных
хозяйств. Государство на основе писцовых
книг определяло общую сумму налога, которая
распределялась по уездам, волостям и
деревням (в чем и состоит суть окладной
системы). Определение величины налога
на двор производилось по раскладочному
принципу. В последнем случае учитывалось
имущественное положение отдельных лиц.
При раскладе же по уездам, волостям, деревням
исходили из субъективных оценок и опыта
прошлых лет.
Важной особенностью
русской окладной системы был и надельный
принцип, лежащий в определении величины
сохи. Однако объективных критериев не
было, понятия «лучшая» или «худшая» земля,
естественно, носили относительный характер
и земля, отнесенная к другой группе, в
разных местах не могла быть сопоставимой
по качеству, стало быть, и по доходности.
Кроме основной подати с населения взимаются,
как и раньше, полоняничная деньга, ямская
повинность, поворотная подать и другие
пошлины и сборы. Расширяются различного
рода повинности. На рубеже XV–XVI вв. в России
зарождается косвенное обложение. Возникают
государственные регалии, кабацкие сборы,
возрастают пошлины (т. е. увеличивается
их число). Появление косвенных налогов
— свидетельство расширения товарно-денежных
отношений, что является закономерным
в условиях увеличения городского населения
и роста крупных земледельческих хозяйств
(дворян, монастырей, бояр).
Изменение социально-экономических
условий к середине XVI в. потребовало
реорганизации государственного управления
и, соответственно, реорганизации системы
доходов и расходов государства. По уложению
о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым
людям (которые несли военную или иную
государеву службу) были установлены земельные
наделы в зависимости от родовитости и
чина по службе. Впервые им было определено
и постоянное денежное жалованье — сверх
земельных наделов. Интересно отметить,
что такие наделы переходили к старшему
сыну лишь при условии, что он поступал
на военную или иную государеву службу.
В противном случае земельный надел возвращался
в казну. С целью увеличения доходов казны
вводится монополия и на продажу хлеба,
пеньки, ревеня, меда и т. д. (казна скупала
товары на внутреннем рынке по твердым
ценам для перепродажи по более высоким
ценам за границу). Был запрещен вывоз
из страны денег, золотых и серебряных
изделий. Данная практика перекликалась
с получившей широкое распространение
в Европе политикой меркантилизма, но
в России она диктовалась не только необходимостью
накопления денег в условиях неразвитости
товарно-денежных отношений, но и отсутствием
собственной добычи золота и серебра.
Возрастание же потребности в денежных
поступлениях было связано не только с
ростом военных расходов, но и с расширением
аппарата управления (после ликвидации
наместничества), переведенного частично
на денежное содержание.
Увеличение
государственных расходов
В ряду
налоговых мероприятий
Таким образом,
налоговая система России на протяжении
ХII–ХIII вв. складывалась под воздействием
требований хозяйственной жизни. С развитием
товарно-денежных отношений, изменением
социально-экономических условий и расширением
границ государства налоговая система
постепенно усложнялась.
1.2
Налогообложение
в России в 18-19
вв.
Роль Петра I
в экономическом и социальном
преобразовании, несомненно, трудно переоценить
— его неустанная жажда реформ
ускорила естественные процессы развития
феодального государства. Петровский
период, и в этом, несомненно, личная
заслуга Петра I, дает нам яркий пример
обратного воздействия надстройки на
базис — экономическая и финансовая политики
государства были направлены на экономическое
развитие России. Дорогостоящие войны
преследовали, в частности, цель обеспечения
свободных кратчайших путей в Европу и
на Ближний Восток. Задача финансового
обеспечения войн и стала первой важнейшей
проблемой всей экономической политики
правительства. Петр I понимал, что мелкое
натуральное крестьянское хозяйство не
в состоянии обеспечить возрастающие
потребности государства. Вот почему государство
уделяло повышенное внимание развитию
торговли и промышленности. Постоянные
войны за расширение и укрепление границ
требовали увеличения притока финансовых
ресурсов. В целях обеспечения денежных
сборов в казну вводятся всевозможные
дополнительные налоги: рекрутский, корабельный,
драгунский и т. д.
Финансовый
аппарат России не справлялся
с задачей обеспечения
Кроме обязанностей
по подвозке строительных
В эпоху
Петра резко возросло число
и бремя денежных налогов.
Особенно
тяжелой была финансовая
При Петре
I развивались и косвенные