Налогообложение в России в 18-19 вв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V—VI вв. Первое централизованное государство — Киевская Русь — возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита).

Содержание

1. Развитие налогообложения в Древней Руси 3
2. Налогообложение в России в 18-19 вв. 9
3. Система налогообложения в России в начале 20 века 12
4. Налогообложение в России периода нэпа 13
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, т. е. обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов, купцы как русские, так и иностранные. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги — очерненные. 

 Неопределенность  включавшейся в соху земельной  меры отягощалась и неясностями  в определении подлежащих обложению  податями людей, так как в обоих случаях кроме количественных учитывались и качественные показатели. Какие-либо объективные критерии качества земель или имущественного состояния податного сословия отсутствовали. Кроме того, осуществлявшие учет писцы делали множество ошибок (в России не было системы подготовки и обучения служилых людей). По данным Д. Толстого, соха включала в себя 392 двора [28, с. 12], а по мнению В. Даля, — от 3 до 60 дворов. Более точно известно содержание сохи для городского населения: «Судя по сошным записям, взаимоотношение различных классов посадского населения определялось по их зажиточности следующею пропорцией: 1 : 2 : 4 : 8 : 24. На этом основании в сохе полагалось дворов лучших людей 40, средних людей 80, молодших 160, охудалых или слободских 320, а бобыльских изб 960» .  

Развитие местных  органов управления приводит к возникновению  дополнительной системы платежей. Государственное  управление на местах осуществляли наместник  и волостели из числа потомственных  бояр (и реже дворян), права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въезжие» и регулярно, трижды в год, — «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. К примеру, новобрачные обязаны были уплачивать «новоженный убрус», сумма которого возрастала, если девушка (или вдова) выходила замуж в другую волость. Наместник получал с населения и судебные пошлины за производство суда. При объезде подопечного округа наместник получал бесплатно ночлег, пропитание и лошадей для переезда. Интересно отметить, что защитой от чрезмерных расходов было запрещение наместнику ночевать там, где обедал, и наоборот.  

 С конца  XIV в. произвол в установлении  размеров поборов с населения  начинает ограничиваться уставными грамотами — «кормленщик получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников. Вместе с тем сборы начинают приурочиваться к определенному времени, производится денежная их оценка, а наместникам, волостелям и их людям иногда прямо предписывается собирать вместо натуральных денежные сборы. Таким образом, прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы» .  

 В целом  платежи населения по системе  кормлений производились в дополнение  к централизованным податям.  Постепенно система посошного  обложения распространилась не  только на крестьян, но и на  посадских людей. Во второй  половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Система общегосударственных налогов того времени отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит, основным объектом обложения остается земля. Но увеличение и укрепление «государева хозяйства» (в отличие от вотчинного, феодального), за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, приводит к постепенному переводу посошной подати на денежную основу.  

 Развитие  прямого окладного обложения  по «сошному письму» приводит к превращению сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах, взимаемых как чрезвычайный налог при возникновении необходимости в купле пленных, в ямской повинности (либо натурой, либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания армии в военное время), в подати на городовое и засечное дело, в пищальных деньгах и других налогах, сборах и повинностях. Все они взимались также на основе сошного письма, правда, при этом употреблялась более мелкая окладная единица — выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV–XVI вв. все большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т. д.). Наибольшее значение имели меха. В Сибири ежегодно собирали подать (ясак) — «440 сороков соболей, 5 сороков куниц, 180 черно-бурых лисиц» .  

 И наконец,  посошная система приводила к значительной неравномерности в обложении отдельных хозяйств. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога, которая распределялась по уездам, волостям и деревням (в чем и состоит суть окладной системы). Определение величины налога на двор производилось по раскладочному принципу. В последнем случае учитывалось имущественное положение отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых лет.  

 Важной особенностью  русской окладной системы был и надельный принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия «лучшая» или «худшая» земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности. Кроме основной подати с населения взимаются, как и раньше, полоняничная деньга, ямская повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности. На рубеже XV–XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т. е. увеличивается их число).  Появление косвенных налогов — свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).  

Изменение социально-экономических  условий к середине XVI в. потребовало  реорганизации государственного управления и, соответственно, реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье — сверх земельных наделов. Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу. В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия и на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. (казна скупала товары на внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу). Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма, но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связано не только с ростом военных расходов, но и с расширением аппарата управления (после ликвидации наместничества), переведенного частично на денежное содержание.  

 Увеличение  государственных расходов России  потребовало реорганизации налоговой  системы. Отмена кормления в  1555 г. привела к установлению  нового налога — «кормленного  откупа», который поступал непосредственно  в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», — первые специальные финансовые учреждения в России. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов — «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдаленные поселения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.  

 В ряду  налоговых мероприятий важнейшим  было совершенствование посошного  обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800–1200 четвертей (400–600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов (обычный расчет — исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, т. е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодических переписей поземельных угодий, которые проводились через 40–50 лет.  

Таким образом, налоговая система России на протяжении ХII–ХIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась. 

1.2 Налогообложение  в России в 18-19 вв. 

Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить  — его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства. Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия надстройки на базис — экономическая и финансовая политики государства были направлены на экономическое развитие России. Дорогостоящие войны преследовали, в частности, цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн и стала первой важнейшей проблемой всей экономической политики правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство не в состоянии обеспечить возрастающие потребности государства. Вот почему государство уделяло повышенное внимание развитию торговли и промышленности. Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали увеличения притока финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги: рекрутский, корабельный, драгунский и т. д. 

 Финансовый  аппарат России не справлялся  с задачей обеспечения государственных  потребностей деньгами. Возник институт  «государевых прибальщиков», занимающихся разработкой новых финансовых мероприятий. И прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 г. вводится целый ряд новых сборов: хомутный, шапочный, с бороды и т. д., возрастает и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян — от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора — 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо помещики перекладывали на них свое налоговое бремя.  

 Кроме обязанностей  по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства  кораблей, дорог и общественных  построек крестьянам были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам) и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 руб.). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25% годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и т. д.  

 В эпоху  Петра резко возросло число  и бремя денежных налогов. Только  обычных налогов, взимавшихся из года в год, было около 30, а в Поволжье и Приуралье — еще больше. О характере налогов и сборов говорят следующие факты: в1710 г. был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов и купецких людей на наем подвод под артиллерийские и иные припасы; в том же году — о сборе в Московской губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 г. — о ежегодном сборе с губерний 20 тыс. руб. на изготовление и обжигание в Петербурге извести; в 1713 г. — «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива и о сборе для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же 1713 г. — о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в С.-Петербургской губернии; в 1714 г. — о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»; в 1717 г. — о сборе денег для поставки провианта в С.-Петербургский «магазейн»; в 1721 г. — о сборе денег на провиант и всякие морские припасы к предстоящей морской кампании, о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д. Действительно, даже простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере: налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 руб. в год, с дворян — 1 руб., с крестьян — 10 коп.), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и т. д. Хрестоматийными стали налог на бороды (от 100 руб. с купцов гостиной сотни до 1 коп. с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и т. д.  

 Особенно  тяжелой была финансовая эксплуатация  народов Поволжья и Приуралья:  татар, башкир, удмуртов, марийцев, мордовцев; 25% всего взрослого мужского населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 г. через прибальщиков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращению населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения уменьшилась за петровское время на 1/3 (например, в Вологодской губернии население сократилось с 1678 по 1710 г. почти на 40%).  

 При Петре  I развивались и косвенные налоги: пошлины, монополии, регалии. Кроме  ранее действовавших монополий  на водку, поташ, смолу, ревень  и других добавляются монополии  на соль, деготь, икру, игральные  приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака — и табачное дело было отдано в откуп английскому адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, их ставки колебались от 5 до 37% в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 г. высшая ставка была доведена до 75%).  

Информация о работе Налогообложение в России в 18-19 вв.