Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:28, контрольная работа
Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V—VI вв. Первое централизованное государство — Киевская Русь — возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита).
1. Развитие налогообложения в Древней Руси 3
2. Налогообложение в России в 18-19 вв. 9
3. Система налогообложения в России в начале 20 века 12
4. Налогообложение в России периода нэпа 13
5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой 14
Содержание
1. | Развитие налогообложения в Древней Руси | 3 |
2. | Налогообложение в России в 18-19 вв. | 9 |
3. | Система налогообложения в России в начале 20 века | 12 |
4. | Налогообложение в России периода нэпа | 13 |
5. | Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой | 14 |
1.Генезис
налогообложения
в России.
1.1
Развитие налогообложения
в Древней Руси.
Понятие «Древнерусское
государство» довольно условно. Действительно,
славянские племена появились на
будущих русских землях после нашествия
гуннов в V—VI вв. Первое централизованное
государство — Киевская Русь — возникает
в IX в., а через 150 лет начинается его распад
на независимые княжества. В XIII в. татары
покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение
русских земель вокруг Московского княжества
(Иван Калита). Процесс образования русского
государства во главе с Москвой завершается
в 1521 г., и с этого времени правомерно говорить
о генезисе налогов и системе налогов
в России. Первыми государственными образованиями
Древней Руси были родовые общины, основывавшиеся
на натуральном способе ведения хозяйства,
определявшем натуральные формы налогов
и повинностей. «Феодальные отношения
были еще слабыми. Князь не жаловал своей
дружине земель и не заводил своего хозяйства,
а облагал свободное и полусвободное население
— общинников-смердов —данью. Первоначально
размер этой дани не был регламентирован.
Рента-дань потреблялась князем и дружиной,
а ее остатки продавались в Византию. Кроме
дани население было обязано платить в
пользу князя торговые и судебные пошлины,
выполнять определенные натуральные повинности»
.
В вопросах
обложения подданных первые
С развитием
производительных сил и
В X в. возникают
и развиваются княжеские
К моменту
распада Древнерусского
Изучение
исторических источников
Процесс возникновения
крупных городов совпал с
Ссылаясь
на уставную грамоту 1150 г., Д.
И. Багалей отмечал: «Эта
Особого внимания
среди налогов Киевской Руси
заслуживают торговые пошлины
и сборы, объединяемые
Мы не можем
определить точно размеры налогов
и сборов, нельзя достоверно и утверждать,
что нам известны все формы и методы изъятия
части доходов населения. Значительный
вклад в исследование генезиса налоговой
и финансовой систем России внесли экономисты
XIX в., в частности, Ю. Гагемейстер, Д. Толстой,
А. Лаппо-Данилевский, Е. Осокин, П. Милюков,
В. Кури, И. Блех, И. Рудченко, В. Лебедев
и др. (Мы не упоминаем работ историков,
но без сбора и обработки первичных материалов
невозможны были бы и изыскания ученых-экономистов.)
Особую ценность для истории отечественной
экономической (в том числе и финансовой)
науки имеют древние русские письменные
памятники-летописи: «Русская Правда»
и «Поучения Владимира Мономаха» .
О развитых
денежных отношениях (денежная единица
— кун, куны) и отношениях кредита-займа
свидетельствуют не только наличие в «Правде»
специальных терминов «долг», «исто»,
«истое», «рез», но и специальные статьи,
регулирующие отношения между кредитором
и должником. Различались три вида кредитных
отношений: дача «кун в рез» (т. е. предоставление
денежного займа под проценты); «истое»
— дача денег в рост под проценты; «настав
в мед», «жито в присоп» — предоставление
ссуд в натуральной форме (мед, жито).
Оговаривался и размер надбавки при возвращении
этих ссуд. Однако в этом русском законодательном
акте налоговые отношения между князем
и подданными никак не регламентируются,
и наше представление о них базируется
на данных летописей и других церковных
сочинений.
Развитие
финансовой системы Руси было
приостановлено в XIII в. татаро-монгольским
нашествием. Завоеватели обложили Русь
тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной
дани взимались различные сборы (отрывочные
летописные и литературные источники
не дают возможности установить точные
размеры и перечень этих чрезвычайных
сборов и налогов). Постепенно к концу
XIII в. право собирать дань перешло от чиновников
Золотой Орды к великим русским князьям
, которые добивались такого права личными
унижениями и богатыми дарами завоевателям.
Естественно, русский князь не мог собирать
меньшую сумму дани, чем он должен был
внести в Орду. Право сбора дани было одним
из основных способов обогащения великих
князей и укрепления их могущества.
Характерной особенностью
всего периода становления
Становление Московского
государства сопровождалось возникновением
органов управления, что требовало поиска
постоянных источников как для их содержания,
так и для нужд государства в целом. В этот
период государственные доходы и доходы
великого князя, как и во времена Киевской
Руси, не отделялись друг от друга. «Государь
рассматривался не как глава государства,
а как вотчинник; оттого доходы князя не
отделялись от доходов, служивших для
удовлетворения государственных нужд»
.
Налоговая система
развивалась по трем направлениям:
основу налогового обложения составляли
прямые натуральные налоги на нужды централизованного
государства; все большее значение получали
косвенные налоги, имевшие, как правило,
денежный характер; формировалась система
дополнительных сборов и повинностей
для содержания местных органов власти.
При этом прав был А. Лаппо-Данилевский,
утверждавший, что податная система Московского
государства «не вызвана была творческой
деятельностью теоретической мысли; она
сложилась под влиянием долговременного
процесса, постепенного нарастания и определения
потребностей великого князя, его вольных,
невольных слуг и государства в связи
с развитием способов и средств, направленных
к удовлетворению этих потребностей»
. Главным в этом процессе был переход
от многочисленных и непостоянных налогов
и сборов к системе имущественного обложения.
В условиях, когда основным богатством
и средством производства была земля,
она, и только она, могла выступать объектом
обложения. Земля расписывалась на равномерные
участки, называемые сохой, которые и выступали
как окладная единица. Но эта общая для
России тенденция далеко не сразу привела
к единообразию налоговой системы. В первой
четверти XVII в. в отдельных частях Московского
государства сохраняется пестрота налогов
и способов их взимания.
Посошная система
возникает во времена удельных княжеств,
однако всеобщей окладной единицей становится
лишь с образованием Московской Руси.
С 1490 по 1505 г. правительство проводит посошную
опись, в которой были учтены как земельные
угодья, так и само население (были составлены
так называемые писцовые книги) [17, с. 50–51].
Первоначально соха как окладная единица
была невелика. Так, новгородская соха
включала в себя три обжи. В. Даль в своем
«Толковом словаре живого великорусского
языка» сообщает, что обжа составляет
количество пашни, которое «человек с
лошадью вспашет в рабочий день», т. е.
около пяти десятин. К XVI в. московская
соха равнялась уже 400 десятинам доброй
земли (800 четей). Посошное обложение исходило
из качества земли. В московской сохе это
учитывалось по соотношению 4 : 5 : 6, т. е.
800 четей доброй земли, 1000 четей — средней,
1200 четей худшей земли. (Кроме чети применялась
единица выть, равная 12 четям.) Однако посошное
обложение учитывало не только размеры
земли, но и проживающее на ней число людей.