Налогообложение субъектов малого предпринимательства (на примере ООО «Донауровский лес»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей организации налогообложения малого предприятия с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, связанных с изменениями, возникающими в современных условиях, при реформировании бухгалтерского учета, изменении Налогового Кодекса РФ и других нормативных документов, для корректного ведения учета основных средств на предприятии.

Содержание

Введение……………. 3
Глава 1. Малое предпринимательство в экономике Российской Федерации… 5
1.1 Понятие и значение малого предпринимательства в национальной и региональной экономике 5
1.2 Концепция политики Правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2007 – 2012 годы 10
Глава 2. Краткая характеристика деятельности налогоплательщика 15
2.1 Организационно – правовая характеристика предприятия 15
Глава 3. Налогообложение малого предпринимательства на примере ООО «Донауровский лес» 19
3.1 Порядок определения доходов и расходов, учитываемых в целях налогообложения 19
3.2 Порядок исчисления и уплаты единого налога 20
3.3 Исполнение обязанностей налогового агента 21
3.4 Отчетность налогоплательщика 22
3.5 Оценка эффективности выбранного налогового режима. Направления оптимизации налоговых обязательств 30
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 234.01 Кб (Скачать)

Помимо  перечисленных элементов в учетной  политике могут быть отражены другие аспекты, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и  налоговый учет, а также могут  использоваться в качестве вспомогательных  внутренних нормативных актов, для  минимизации трудозатрат по ведению  учета - например, сроки уплаты обязательных взносов на пенсионное страхование, сроки уплаты авансовых платежей по налогу, сроки представления налоговых  деклараций, порядок зачета сумм ранее  уплаченного минимального налога (если в прошедшие налоговые периоды  налог уплачивался в минимальном  размере) и т.п.

В соответствии со ст. 346,24 налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Процесс налогового учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, схематично представлен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Схема налогового учета для налогоплательщиков, применяющих УСНО.

 

Форма Книги доходов и расходов, а также порядок отражения  в ней хозяйственных операций утверждается приказом Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам  при согласовании с Министерством  финансов.

В Книге в хронологической последовательности, на основании первичных документов  отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период.

Книга открывается на один календарный  год, может выполняться как в  бумажном, так и в электронном  виде, и ведется на русском языке. По окончании  налогового периода  Книга, которая велась в электронном  виде, выводится на бумажный носитель.

До начала налогового периода страницы в книге должны быть пронумерованы  и прошнурованы, с указанием на последней странице числа страниц, которое подтверждается подписью и  печатью индивидуального предпринимателя  или руководителя организации и  должностного лица налогового органа. Для Книги, которая велась в электронном  виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу, по окончанию налогового периода.

Книга доходов и расходов состоит  из трех разделов:

1-ый раздел – доходы и расходы;

2-ой раздел – расчет расходов  на приобретение основных средств;

3-ий раздел – расчет налоговой  базы по единому налогу.

1-ый раздел. В данном разделе  налогоплательщик на основании  первичных документов отражает  суммы осуществленных расходов  и суммы полученных доходов.  Приказом Министерства по Налогам  и Сборам с 1 января 2005 г. в данный раздел Книги добавлено две новых графы, в которых записываются все полученные доходы и осуществленные расходы, включая доходы и расходы, не учитываемые при исчислении единого налога. Эти изменения позволят налогоплательщикам  накапливать данные для расчета финансового результата хозяйственной деятельности, необходимого для эффективного управления, без ведения дополнительного учета.

Доходы и расходы учитываются  налогоплательщиком в течение каждого  квартала отдельно. По окончанию каждого  квартала суммы доходов и расходов полученные в предыдущем отчетном периоде  приплюсовываются к данным текущего квартала.

2-ой раздел. В этом разделе  Книги налогоплательщик учитывает  расходы на формирование как  новых основных средств, так  и приобретенных до перехода  на УСНО. Расходы в этом разделе  также в течении каждого квартала  учитываются отдельно. Итоговые  данные о расходах на формирование  основных средств за текущий  квартал (а не за налоговый  период) переносятся последней записью  в раздел 1 Книги.

3-ий раздел.  В данном разделе  формируется налоговая база нарастающим  итогом за каждый отчетный  период. Суммы, полученные в этом  разделе, являются исходными для  составления налоговой декларации.

 

 

    1. Оценка эффективности  выбранного налогового режима. Направления  оптимизации налоговых обязательств

 

Упрощенная  система налогообложения, без сомнения, стала более удобной после  внесения в нее многочисленных изменений. Но она не стала идеальной. Перечислим ее достоинства и недостатки:

Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих  работу, то есть весь бухгалтерский  учет сводится к ведению Книги  учета доходов и расходов.

Облегчается документооборот за счет значительного  сокращения форм отчетности.

Упрощается  порядок отражения хозяйственных  операций в Книге учета доходов  и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической  последовательности на основе первичных  документов.

Несомненно, увеличение списка расходов (пп.24-34 п.1 ст.346.16 НК РФ), на которые уменьшается  налогооблагаемая база, радует вех  налогоплательщиков. Все виды расходов необходимы, т.к. предыдущий список был  достигается там, где высокие  цены на товары. При этом даже небольшой  торговый павильон за год может пробивать  по кассе десятки миллионов рублей, оставаясь в конечном итоге без  достаточной прибыли. Устранение запрета  на применение УСН по сопутствующим  видам бизнеса торгующими фирмами  позволяет им значительно снизить  трудозатраты счетных работников и  общую налоговую нагрузку. Ранее  им мешало 11-ти 17. С 1 января 2006 года расходы  на сооружение и изготовление основного  средства, наравне с расходами  на приобретение оного у сторонних  организаций, включаются в состав затрат. Главным критерием возможности  учета данных затрат является то, чтобы  оно относилось к категории амортизируемых ОС.

Расходы на создание собственными силами нематериального  актива включаются в состав затрат наравне с расходами на приобретение их у сторонних организаций. Основными моментами для признания материального актива являются наличие способности приносить налогоплательщику доход, а также наличие документов, подтверждающих существование УСН.

Датой получения доходов теперь признается не только день поступления денежных средств на счета в банках или  кассу, получения иного имущества, но и день погашения задолженности  налогоплательщику иным способом. Происходит отступление от кассового метода определения даты доходов.

Начиная с 2007 года, значительно упрощается ведение  книги учета доходов и расходов. Теперь не приходится вести отдельный  учет доходов и расходов, облагаемых и не облагаемых единым налогом по УСН.

Однако  круг лиц, имеющих возможность его  использовать. В данном случае льготный налоговый режим предназначен, прежде всего, для "маленьких" субъектов. В то же время, в списке расходов нет очевидно необходимых для "упрощенца" расходов, например, расходов на услуги сторонней организации по ведению  бухгалтерского учета.

И все-таки, не следует забывать, что  и ставка единого налога равна 15% - в отличие от ставки налога на прибыль, которая равна 24%.

К очевидным проблемам УСН можно  отнести низкую величину пороговой  суммы дохода, установленной для  возможности применения применения УСН.

Во-вторых, фирма или индивидуальный предприниматель, перешедшие на упрощенную систему, рискует  тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с фирмами, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в  бюджет.

Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у "нормальных" поставщиков  выгоднее. Перепродав активы, или использовав  их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому  он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

Тогда возникает вопрос - могут ли указывать  эту сумму фирмы или индивидуальные УСН считать, что их товары отгружаются  с НДС, ни эта статья, ни быть универсальным  аргументом в других спорах, то письмо Минфина они обязаны исполнить.

В данном письме говорится, что:

    • плательщики НДС вправе принять к вычету суммы налога, которые уплачены при приобретении товаров, предназначенных для использования в облагаемых операциях или для перепродажи (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ);
    • основаниями для возмещения налога являются счета-фактуры, отвечает продавец. Из этого следует, что покупатель не может (и не должен) проверять, по какой схеме его деловой партнер платит налоги;
    • сумму налога, неправомерно выделенную в счете-фактуре, поставщик обязан в полном объеме перечислить в бюджет. Тем самым формируется источник для возврата НДС и обеспечивается выполнение основного

А вообще решение данной проблемы можно  увидеть также в следующем. Наиболее оптимально введение НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением  действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в  счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение  уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем  сопоставлять его величину с начисленным  единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных  поправках на 2006-2007 г.г. по применению упрощенной системы налогообложения.

Заключение

 

 

Из  вышеизложенного можно сделать  выводы о правильно построенного учетного процесса на предприятии и  его эффективности.

Формирование  учетной политики как инструмента  управления организацией и разрешения противоречий нормативных актов  – одна из основных задач действующего главного бухгалтера.

При организации учетного процесса на промышленном предприятии необходимо учитывать  отраслевую специфику организации, и в соответствии с задачами, поставленными  пользователями учетной информации перед бухгалтерией, применять способы  формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах  деятельности предприятия, которая  раскрывается в отношении:

- способов бухгалтерского учета,  вариантность которых предусмотрена  нормативными актами по бухгалтерскому  учету;

- способов бухгалтерского учета,  описание которых отсутствует  в нормативных актах по бухгалтерскому  учету;

- способов бухгалтерского учета,  принципы которых определены  вышестоящими нормативными документами,  а организация утверждает особенности  их применения исходя из специфики  условий хозяйствования: отраслевой  принадлежности, структуры, размеров  и других;

- способов бухгалтерского учета,  иных, чем установленные нормативными  актами по бухгалтерскому учету,  но которые позволяют организации  более достоверно отразить ее  финансовое положение и финансовые  результаты деятельности;

- способов бухгалтерского учета,  вариантность которых обусловлена  противоречиями и несовершенством  действующих нормативных актах  по бухгалтерскому учету;

- выбранные организацией способы  формирования налогооблагаемой  базы, предусмотренные налоговым  законодательством;

- способы формирования налогооблагаемой  базы, не предусмотренные налоговым  законодательством;

- способы формирования налогооблагаемой  базы, вариантность которых обусловлена  противоречиями и несовершенством  налогового законодательства.

Применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета, отсутствующие в системе  нормативного регулирования на момент принятия учетной политики должен быть всесторонне обоснован исходя из принципов формирования достоверной  информации.

Влияние различных способов учета на доход  или себестоимость может быть довольно значительной, поэтому информация о принятой учетной политике является существенной для пользователей  финансовой отчетности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Налоговый   кодекс Российской Федерации  (Части первая и вторая). – М.  “Юрайт”, 2005.

2. Федеральный  закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ ”Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации” (ред.  от 31.12.2002).

3. Федеральный  закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний” (ред.  от 26.11.2002).

4. Федеральный  закон от 09.12.91 № 2005-1 “О государственной  пошлине” (ред. от 25.07.2002).

5. Федеральный  закон от 12.12.91 №2023-1 “О налоге  на операции с ценными бумагами”  (ред. от 30.05.2001).

6. Федеральный  закон от 21.05.93 № 5003-1 “О таможенном  тарифе” (ред. от 24.12.2002).

7. Федеральный закон от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ” (ред. от 31.12.2002)

8. Главная книга. Специальный выпуск: "Все об упрощенной системе налогообложения". –М.: ООО НПО "ВМИ", 2006.

9. Приказ Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации от 26.03.2005 № БГ-3-22/35 “О внесении изменений и дополнений ...”.

10. Официальный сайт Министерства по Налогам и Сборам Российской Федерации -  www.nalog.ru.

11. Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

12. Бухгалтерский учет. Пособие для начинающих. /  Кожинов В.Я. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006

13.  Упрощенная система налогообложения. Выбор упрощенки. Порядок и особенности применения. Формы документов / Волков А.С. – М.: издательство РИОР, 2006

14. Налоги:  Учебное пособие. Под редакцией Д. Г. Черника. – 4-е издание, переработанное и дополненное –М.: "Финансы и статистика", 2002.

15. Бойков О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации. –М.: ОАО "Производственное объединение "Пресса-1", 2005.

Информация о работе Налогообложение субъектов малого предпринимательства (на примере ООО «Донауровский лес»)