Налогообложение предприятий малого бизнеса

Автор: Анна Абрамова, 08 Июня 2010 в 02:38, реферат

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Выбранную тему я считаю актуальной, так как проведение рыночных преобразований в экономике немыслимо без создания эффективной системы налогообложения. Эта система – основной проводник государственных интересов при регулировании экономики, формировании доходов бюджета, ограничении роста цен и торможении инфляции.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды.

Содержание

Ведение
Глава 1. Налоги и налоговая система
1.1. Сущность налогов и налоговой системы
1.2. Виды и функции налогов
Глава 2.
2.1. Понятие и признаки малых предприятий
2.2. Создание и ликвидация малых предприятий
Глава 3. Налогообложение предприятий малого бизнеса
3.1. Основные виды налогов, сборов и акцизов, которые уплачивают предприятия малого бизнеса
3.2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса
3.3. Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реф_малый_бизнес.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     5. Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

     6. Лицензионный сбор за право  торговли спиртными напитками. 

     7. Лицензионный сбор за право  проведения местных аyкционов  и лотерей. 

     8. Сбор со сделок, произведенных  на товарных биржах и при  продаже и покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки) .

     Законы, приводящие к изменению налоговых  платежей, обратной силы не имеют. Ответственность  за правильность исчисления и yплаты  налога несет налогоплательщик.

     Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

     по  характеру налогового изъятия (прямые и косвенные) ; по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные) ; по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц) ; по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.) ; по целевому назначению налога (общие, специальные) .

     Прежде  всего проанализируем разделение налогов  на прямые и косвенные.

     Прямые  налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.

     Косвенные налоги взимаются иным, менее “заметным” образом, посредством введения государственных  надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт) , налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     Прямые  налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     Налоги  могут взиматься следующими способами:

     1) кадастровый (от слова кадастр  - таблица, справочник) , когда объект  налога дифференцирован на группы  по определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

     Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

     2) на основе декларации: Декларация - документ, в котором плательщик  налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом получающим доход.

     Примером  может служить налог на прибыль.

     3) у источника: Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

     Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо до выплаты, например, заработной платы: из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.  
 
 

     Глава 2

     2.1 Понятие и признаки малых предприятий.

     Приступая к рассмотрению особенностей налогообложения  и особенностей ведения учета на малых предприятиях, нужно четко определить, каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы организация могла пользоваться статусом малого предприятия.

     В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 года №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, согласно Гражданскому кодексу РФ, организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям.

     В настоящее время существует ряд  налоговых и других льгот для  субъектов малого предпринимательства. Для того, чтобы коммерческая организация, имеющая статус юридического лица, могла быть отнесена к таким субъектам, должны быть выполнены следующие условия: 1. В ее уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

     2. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней, которые установлены для малых предприятий: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

     В среднюю численность работников включаются все его работники, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству (с учетом реально отработанного времени) , а также работники филиалов, представительств и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     При этом предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, относятся к  малым по критерию численности того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли. Если малое предприятие в какой-либо период своей деятельности превысило эту численность, то оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством для субъектов малого бизнеса на этот период и на последующие 3 месяца.  

     2.2 Создание и ликвидация малых предприятий.

     Нормативной базой для создания и ликвидации МП является Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY.

     Порядок учреждения МП.

     Предприятие может быть учреждено либо по решению  собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

     Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием.

     Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

     Учредительными  документами предприятия являются устав предприятия, а также решение  о его создании или договор  учредителей. В уставе предприятия  определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

     Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном  предприятии, а также на предприятии  смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

     Предприятие считается утвержденным и приобретает  права юридического лица со дня его  государственной регистрации.

     Государственная регистрация предприятия.

     Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия.

     Данные  государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр.

     Деятельность  незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

     Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия  или договор учредителей, - свидетельство  об уплате государственной пошлины.

     Решение о регистрации или отказ в  регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в  месячный срок с момента выдачи заявления  учредителя, устава, договора учредителей  и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

     Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ.

     Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации  предприятия соответствующий орган  обязан сообщить в 3-х дневный срок в письменной форме учредителю предприятия.

     Отказ в регистрации предприятия может  быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в  результате незаконного отказа в  регистрации предприятия.

     Ликвидация  и реорганизация предприятия.

     Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму) .

     Ликвидация  и реорганизация предприятия  производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

     Предприятия ликвидируются в случаях: -признания  банкротом, -принятия решения о запрете  деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности, - признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

     Ликвидация  предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником  имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления.

     Ликвидация  предприятия при банкротстве  осуществляется в соответствии с  законодательством РФ.

     Глава 3 Налогообложение предприятий малого бизнеса.

     3.1 Основные виды налогов, сборов и акцизов, которые уплачивают предприятия малого бизнеса.

     Любое предприятие платит налоги. С помощью  налогов государство, с одной  стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой – изымает часть  доходов предприятия в бюджеты различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение и потребление товаров, работ и услуг.

Информация о работе Налогообложение предприятий малого бизнеса