Налогообложение организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения (ОСНО) предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Содержание

1.Экономическая сущность и функции налогообложения……………………3
2. Разные способы налогообложения………………………………………......9
3. Налоговое планирование на предприятиях………………………….……..19
Список используемой литературы…………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

курсовик по фин.орг.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Волжская  государственная академия водного  транспорта 
 

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по финансам организации

на тему: «Налогообложение организаций» 
 
 
 

                Выполнила:

                Проверила:

                Самойлова И.П.                 
                 
                 

Н.Новгород

2011

 

    Содержание:

   1.Экономическая  сущность и функции налогообложения……………………3

   2. Разные способы налогообложения………………………………………......9

   3. Налоговое планирование на предприятиях………………………….……..19

   Список  используемой литературы…………………………………………….24

 

  1. Экономическая сущность и функции налогообложения
 

      Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества существует множество определений налогов.

      Взгляды на сущность налогов менялись в связи  с экономическим прогрессом общества. Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист У. Петти (1623-1687). Он считал, что налоги должны быть пропорциональными, поскольку это обеспечивает «нейтральность» по отношению к разным по величине доходам. В ХУП-ХУШ вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству за обеспечение их личной и имущественной безопасности. Позднее на базе аналогичных представлений о сущности налогов в период с XVIII по XIX в. появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. Шотландский экономист А. Смит, развивая классическую налоговую теорию («теорию налогового нейтралитета»), считал, что налоги это исключительно источник доходов государства.. В XIX в. швейцарский экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе. По мнению экономистов А. Тьера и Дж.Р. Мак-Куллоха, налог по своей сути – это страховой платёж граждан государству. Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством сформировалось окончательно только к началу XIX в. Представители маржиналистской школы политэкономии Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер и другие рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. В конце XIX в. А. Маршалл считал, что налог представляет собой регулятор экономических процессов. Согласно Дж. Кейнсу налоги в сущности – это встроенные стабилизаторы рыночной экономики.. Автор теории монетаризма американский экономист Д. Фридмен рассматривал налоги как регулятор денежного обращения. По мнению Н.И. Тургенева основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей Российские экономисты С Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.

      Исходя  из этих и подобных теорий налогообложения  на протяжении столетий формировалось  и определение самого понятия  «налог». Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили определение налога.

      Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платёж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Под налогообложением принято понимать взимание налога.

      Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

      Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам крупнейшего советского экономиста В.П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории проявление её сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной экономической категории».

      Каждая  из выполняемых налогом функций  проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической  категории, а также показывает, каким  образом реализуется общественное назначение налога как части единого  процесса воспроизводства, инструмента  стоимостного распределения и перераспределения доходов. 

      
  • Важнейшей функцией налога является фискальная, отражающая сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Данная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

      Налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за январь-июнь 2011 года выросли на 39,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составили 2,17 триллиона рублей

      Налоговые поступления в консолидированный  бюджет Нижегородской области  за 6 месяцев 2011 года превысили 46,4 млрд. рублей, что на 16 процентов больше чем за аналогичный период 2010 года. 

      
  • Регулирующая функция заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.  В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции

      Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

      Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

      Подфункцию  воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

      Фискальная  и регулирующая функции  налогов находятся  в тесной взаимосвязи. Однако каждая из этих функций отражает определённую сторону налоговых отношений. Так, фискальная функция отражает отношения налогоплательщика к государству, а регулирующая – государства к налогоплательщику. 

      
  • Распределительная (социальная) функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм..

      Распределительная функция состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределяет общественный доход из производственной сферы в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами. 

      
  • Следующая функция налогов – контрольная. Она состоит в необходимости количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

      Контрольная функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким  образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. 

      
  • Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

      Все функции налогов тесно взаимосвязаны  и реализуется в совокупности. 

      Таким образом, налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платёж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую, поощрительную и контрольную функции и заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

 

  1. Разные способы налогообложения
 

      Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

      Традиционная (общая) система (режим) налогообложения (ОСНО) предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

      Специальный налоговый режим – это порядок налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков, при которых совокупность налогов заменяется уплатой одного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности.

      Необходимость существования специальных режимов  заключается в том, что они  позволяют упростить уплату налогов  и их взимание налоговыми органами.

      Специальные налоговые режимы устанавливаются  налоговым  кодексом и применяются  в случаях и порядке, которые  предусмотрены налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

      К специальным налоговым режимам относятся:

  1. Упрощенная система налогообложения (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

      Первый  и третий режимы добровольны, а второй и четвертый обязательны. 

      Упрощенная  система налогообложения (УСН), предусмотренная главой 26.2 НК РФ, – это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с общей системой налогообложения с 1 января 2003 г.. Суть этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог взамен:

Информация о работе Налогообложение организаций