Налогообложение малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:41, дипломная работа

Описание работы

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов малого предпринимательства
1.1 Признаки и сущность малого предпринимательства 7
1.2 Место и роль малого предпринимательства в экономике Российской Федерации, Свердловской области, г. Екатеринбурга 10
1.3 Возможные методы налогообложения малых предприятий 14
1.4 Налогообложение малых предприятий за рубежом 24
Заключение 28
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Глава 1 п.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

             Как следует из самого определения, « малое предпринимательство » - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

   Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

   а) оборот не более 2 300 000 ЭКЮ.

   б) активы не более 1 500 000 ЭКЮ.

   в) средняя численность занятых - до 50 человек.

   Во  Франции малыми считаются  предприятия, на которых  численность занятых  не превышает 500 человек  и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового  баланса, ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

   В Швеции к малым  и средним предприятиям относятся предприятия  с численностью до 200 чел. Однако для классификации  малых и средних  предприятий применяются  и следующие показатели:

   -  стадии роста (начальная, выживание, рост);

   -  отраслевая принадлежность;

   - географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);

   - специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);

   - типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др.).

   В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к  числу малых отнесли  государственные  предприятия, на которых  среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

   В Федеральном Законе РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» установлено, что  под субъектами малого предпринимательства  понимаются также  физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

   В соответствии с законодательством  средняя за отчетный период численность  работающих малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе  работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. 
 
 
 

   1.2 МЕСТО И РОЛЬ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

   В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для  создания необходимой  инфраструктуры потребуется  не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых  предприятий можно  преобразовать социально-экономическую  структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

   В мировой экономике  огромное количество предприятий и  фирм, из которых  от 95 % — в ФРГ  до 99.7 % — в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих).

   Несмотря  на трудности в  борьбе за выживание  и остроту конкуренции  между фирмами, а  также между малыми и крупными предприятиями, подобная форма предпринимательства  обладает определенными  достоинствами: это  гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки; это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

   Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.

   К преимуществу малых  предприятий следует  отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.

   Также к преимуществам  следует отнести  и обеспечение  их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

   Предпринимательство сегодня не нуждается в доказательствах своей значимости. В Свердловской области в сфере малого и среднего бизнеса занято более семисот тысяч человек, а доля объёма оборота этого сектора в экономике региона составляет около 40 процентов. По оценке столичного Национального института системных исследований проблем предпринимательства Свердловская область по уровню развития малого и среднего бизнеса в 2009 году заняла шестое место из 83 регионов России.

   Во  всём мире малый бизнес считают «подушкой  безопасности» национальных экономик во время кризисов и на стадии выхода из них. Этот факт подтверждается сейчас и в России, в частности, в нашем регионе. Мы убедились, что устойчивость экономики во многом зависит от малого и среднего бизнеса именно потому, что они гибче, мобильнее и быстрее находят варианты противодействия кризису. Малый бизнес Свердловской области пострадал от кризиса в два с лишним раза меньше, чем крупный. Полагаю, что кризис даже стал катализатором развития малого бизнеса в нашем регионе. Темпы прироста субъектов малого и среднего бизнеса в Свердловской области в 2009 году были значительно выше, чем в целом по России, и в этом секторе у нас за последний год созданы тысячи новых рабочих мест.

     Видимо, здесь сыграла роль и  помощь со стороны руководства области. Действительно, в Свердловской области на развитие малого бизнеса за минувший год направлено свыше одного миллиарда рублей. В регионе, например, успешно реализуется наиболее удачная в России программа «Начни своё дело» по микрофинансированию и финансовой поддержке самозанятости населения посредством выдачи гражданам субсидий на открытие собственного дела.

   Предпринятая  в этом году на региональном уровне реорганизация структур поддержки  малого и среднего предпринимательства  также даёт свои плоды. Сегодня в  регионе создаются новые инструменты поддержки инновационного бизнеса. Особенно интересен для предпринимателей Инновационный центр предпринимательства Свердловской области, представленный на выставке «Иннопром-2010» инфраструктурный хаб, нацеленный на предоставление всего набора сервисов для малого бизнеса.

   Так же большую роль играет координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главном федеральном инспекторе в Свердловской области. Возглавляет этот совет главный федеральный инспектор по Свердловской области Виктор Александрович Миненко. Он, в частности, очень помогает в работе и союзу.

   В cоюз, один из крупнейших в России, сегодня входят свыше 70 предпринимательских объединений из Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Алапаевска, Новоуральска и других городов области. Только за последний год наши ряды пополнили 17 территориальных и отраслевых объединений предпринимателей, более 50 субъектов малого и среднего бизнеса.

   Что же касается задач, то если коротко, —  это всемерное содействие развитию предпринимательства. В 2010 году предприятия малого и среднего бизнеса завершили выход из кризиса, и сейчас этот cоюз сосредотачивается на задачах, поставленных Президентом России Дмитрием Медведевым. Прежде всего — на технологическом обновлении, внедрении инновационных разработок, модернизации экономики.

   Это глобальные задачи, касающиеся всех сфер экономики, но для малого и среднего бизнеса они особенно актуальны, потому что здесь накопилось много проблем, сдерживающих дальнейшее развитие. Достаточно сказать, что доля инновационных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса Свердловской области не превышает трёх процентов, а производственных — не более 20 процентов.

   Основные  причины этого мы видим в несовершенстве законодательной базы по инновациям, отсутствии областной инновационной программы и соответствующих стимулов для производственников, низком спросе на инновационную продукцию.

   Так что если в кризисные 2008–2009 годы основной задачей поддержки малого бизнеса было обеспечение занятости  населения под девизом «Начни своё дело!», то сегодня вектор смещается на модернизацию предприятий. Доля инновационных проектов и в малом бизнесе должна составлять не менее 20 процентов. А возможно, и более.

   Сегодня государство выделяет значительные ресурсы на поддержку малого и среднего инновационного бизнеса. Но эти средства могут уйти в песок без должной отдачи, если не будет организована система сбора и внедрения в производство наиболее перспективных бизнес-идей. И пусть не все из них вырастут до реального производства — мировая практика показывает, что если удачна хотя бы десятая часть проектов, то они сторицей окупают все остальные. Сегодня в российской экономике редкостный период — благоприятный для инноваций. Путь от бизнес-идеи до её практического воплощения в производстве может быть короче, если курс на инновации будет поддержан на всех уровнях, сверху донизу, от федеральной власти до рядового предпринимателя.

   Поэтому совместно с министерством промышленности и науки Свердловской области  и областным Союзом промышленников и предпринимателей наш Союз принял самое активное участие в разработке проекта областного закона по государственной поддержке субъектов инновационной деятельности.

   Достоинства его в том, что в нём системно прописаны имущественные, финансовые, налоговые и иные нормы по поддержке и стимулированию развития субъектов инновационной деятельности, содержатся статьи и положения по развитию саморегулирования, государственно-частного партнёрства в инновационной сфере. Предусмотрена возможность выделения малым инновационным предприятиям за счёт средств областного бюджета субсидий и грантов, возмещение до 70 процентов затрат на оплату сертификации инновационной продукции, участия в выставках, при приобретении высокотехнологичного оборудования и уплате лизинговых платежей, предоставление права уплаты по пониженной ставке налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет.

   Это весомый комплекс мер, который безусловно послужит сильнейшим стимулом для модернизации малых и средних предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3 ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ  НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

   Знание  только налогов, взимаемых  на определенной территории, явно недостаточно для  уверенного контакта с налоговой службой, конкретного разговора  по вопросам налогообложения  в вашей налоговой  инспекции. Необходимо изучить соответствующие законы и инструкции, уметь исчислять тот или иной налог, правильно применять льготы. Однако прежде стоит усвоить ряд специальных терминов, используемых в налоговых документах и на практике. Остановимся на некоторых из них.

   Плательщик  налога — физическое или юридическое  лицо, которое по закону обязано платить  налог. В соответствии с законом "Об основах  налоговой системы  в Российской Федерации" плательщиками налога выступают предприятия  и их объединения, учреждения и организации, являющимися юридическими лицами (то есть имеющие расчетный счет в банке, самостоятельный баланс, печать, фирменный штамп), и граждане.

   Объект  налогообложения  — это доход  или имущество, с  которого исчисляется  налог. Объектами  налогообложения  выступают доходы, виды и условия деятельности предприятий и организаций, финансовые операции, продажа концессий, имущество, добавленная стоимость.

Информация о работе Налогообложение малых предприятий