Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:49, реферат
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.
3. Общие теории
налогов. Одной из самых
Разновидностью теории
обмена является атомистическая теория,
которая появилась в эпоху
просвещения. Её представителями в
свое время выступали французские
просветители Себастьен де Вобан (1633—1707
гг.) — теория «общественного договора»
и Шарль Монтескье (1689—1755 гг.) —
теория «публичного договора». Данная
теория признает, что налог есть
результат договора между гражданами
и государством, согласно которому
подданный вносит государству плату
за охрану, защиту и иные услуги. Никто
не может отказаться от налогов, также
как и от пользования услугами,
предоставляемыми государством. Вместе
с тем, в конечном счете, этот обмен
выгодный, поскольку самое неспособное
правительство дешевле и лучше
охраняет подданных, чем если бы каждый
из них защищал себя самостоятельно4.
Иными словами налог выступал
ценой общества за выгоды и мир
гражданам. Именно таким позициям придерживались
также английский ученый Томас Гоббс
(1558—1679 гг.), французские мыслители
Вольтер (1694—1778 гг.), Оноре Мирабо (1749—1791
гг.).
В первой половине XIX
в. швейцарский экономист Ж. Симонд
де Сисмонди (1773—1842 гг.) в своей работе
«Новые начала политэкономии» (1819 год)
сформулировал теорию налога как
теорию наслаждения, согласно которой
налоги есть цена, уплачиваемая гражданином
за получаемые им от общества наслаждения.
При помощи налогов гражданин
покупает ничто иное, как наслаждение
от общественного порядка, правосудия,
обеспечения личности и собственности
и т.д. Таким образом, Ж. Сисмонди
в обосновании своей теории положил
теорию обмена в современном ему
варианте.
В этот же период складывается
теория налога как страховой премии,
представителями которой
При рассмотрении теории
страхования интересен опыт российского
законодательства начала 1990-х годов.
Так, в Законе РСФСР от 24 декабря
1990 года «О собственности в РСФСР"5,
было установлено, что ущерб, нанесенный
собственнику преступлением, возмещается
государством по решению суда. В
данных условиях можно было бы говорить
о частичной реализации рассматриваемой
теории, поскольку, действительно, в
данном случае государство подобно
страховой организации обязано
возмещать ущерб. Однако связать
эту обязанность с
Классическая теория
налогов (теория налогового нейтралитета)
имеет более высокий
А. Смит также считал,
что правительство должно обеспечивать
развитие рыночной экономики, охраняя
право собственности. Для выполнения
данной функции государству необходимы
соответствующие средства. Поскольку
в условиях рынка доля прямых доходов
государства (от государственной собственности)
существенно уменьшается, то основным
источником покрытия указанных выше
расходов должны стать поступления
от налогов. Что касается затрат по
финансированию иных расходов (строительство
и содержание дорог, содержание судебных
учреждений и т.д.), то они должны
покрываться за счет пошлин и сборов,
уплачиваемых заинтересованными в
этом лицами. При этом считалось, что,
поскольку налоги носят безвозмездный
характер, то пошлины и сборы не
должны рассматриваться в качестве
налогов.
По словам французского
ученого-правоведа Поля Мари Годме,
представители классической теорию
(П. Годме называет её либеральной),
единственная цель налога — финансирование
государственных расходов. Эта концепция,
ограничивающая роль налога «снабжением
касс казначейства и признающая лишь
чисто финансовые функции налога»,
связана с концепцией «государство-жандарм».
Однако развитие экономических отношений
привело к трансформации и
смягчением этой теории. Так, не отрицая
влияния налогов на экономику, сторонники
неоклассических налоговых
В то же время представляется,
что классическая теория сегодня
абсолютно несостоятельна, поскольку
в настоящий момент невозможно изымать
путем налогов четверть национального
продукта без того, что бы это
не имело серьезных экономических
последствий. Взыскание налогов
уменьшают покупательную способность
граждан и снижают инвестиционные возможности
предпринимателей, косвенные налоги повышают
цены на товар и воздействуют на потребление,
а это уже само по себе влияет на многие
экономические процессы в обществе.
Противоположностью
классицизма выступила
Налоговая теория монетаризма
была выдвинута в 50-х годах профессором
экономики Чикагского университета
Милтоном Фридменом и основана на
количественной теории денег. По мнению
её автора, регулирование экономикой
может осуществляться через денежное
обращение, которое зависит от количества
денег и банковских процентных ставок.
При этом налогам не отводится
такая важная роль, как в кенсианских
экономических концепциях. В данном
случае налоги наряду с иными механизмами
воздействуют на денежное обращение. В
частности, через налоги изымаются
излишнее количество денег. В теории
монетаризма и кейнсианской теории
налоги уменьшают неблагоприятные
факторы развития экономики. Однако
если в первом случае этим фактором
являются излишние деньги, то во втором
— излишние сбереженияя9.
Теория экономики
предложения сформулированная в
начале 80-х годах американскими
учеными М. Бернсом, Г. Стайном и
А. Лэффером10 в большей степени
чем кейнсианская теория рассматривает
налоги в качестве одного из факторов
экономического развития и регулирования.
Данная теория исходит из того, что
высокое налогообложение
4. Частные налоговые
теории. Среди частных теорий
одной из наиболее ранних
Вторая позиция, появившаяся
в конце средних веков, напротив,
обосновывала необходимость установления
косвенного обложения. Посредством
косвенных налогов предлагалось
установить равномерное налогообложение.
Дворянство через различные льготы
и откупы не было обременено прямыми
налогами. Поэтому сторонники идеи
косвенного налогообложения стремились
заставить платить
Сторонниками косвенного
обложения являлись также А. Смит
и Д. Рикардо, которые обосновывали
его через идею добровольности. Эта
идея исходит из утверждения о
том, что косвенные налоги менее
обременительны, чем прямые, потому
что их легко избежать не покупая
налогооблагаемый товар13.
Однако в конце
XIX в. все споры по этому вопросу
пришли к выводу о необходимости
поддержания баланса между
Однако в конце
XIX в. все споры по этому вопросу
пришли к выводу о необходимости
поддержания баланса между
Ещё в 1861 году лорд Глэдстон,
выступая в Палате общин английского
парламента утверждал: «Я никогда не
думаю о прямом и косвенном
налогообложении, кроме как представляя
их двумя привлекательными сестрами,
… различающимися только так, как
могут отличаться сестры. Я не вижу
никакой причины для злого
соперничества между их поклонниками.
Я всегда думал, что засвидетельствовать
им обеим свое почтение не только возможно,
но и необходимо».15
Теорию единого
налога неоднократно брали на вооружение
социально-политические реформаторы.
Необходимо отметить, что эта теория
в большей степени
Единый налог —
это единственный, исключительный налог
на один определенный объект налогообложения.
В качестве единого объекта
Одним из наиболее ранних
видов единого налога является налог
на земельную ренту. Так, физиократы
— сторонники сельскохозяйственной
системы развития общества — считали,
что промышленность не производит чистой
прибавки к доходу. Все богатство
сосредоточено в земле и