Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:49, реферат

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о её неотъемлемой части.

Работа содержит 1 файл

нал 1.docx

— 49.13 Кб (Скачать)

Первые налоговые  преобразования относятся к эпохеН.Э.Па. Интересно отметить, что переход  на новые экономические отношения  в Советской России начались с  доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым  преобразованиям — «О замене продразверстки продовольственным налогом"4. В  этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.  

Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения  в начале 20-х годов большое  влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства  ряда её черт. Среди прямых налогов  выделялись промысловый налог, которым  облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный  налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась  по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное  налогообложение и дистимулирующие  налоги.  

В связи с непоследовательностью  и бессистемностью проведения экономической  политики к концу 20-х годов в  СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений  — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость  совершенствования финансовой системы  страны. 
 

10. Начиная с 30-х  годов роль и значение налогов  в СССР резко уменьшаются, налоги  выполняют несвойственные им  функции. Налоги используются  как орудие политической борьбы  с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением  и ужесточением внутренней политики  СССР, свертыванияН.Э.Па, индустриализацией  и коллективизацией, система налогообложения  была заменена административными  методами изъятия прибыли предприятий  и перераспределением финансовых  ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически  утрачивает свое значение.  

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая  реформа (постановление ЦИК и  СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в  результате которой была полностью  упразднена система акцизов, а все  налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и  отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения  и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных  отчислений на формирование фондов, изымалась  в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального  продукта, производимых на основе государственной  монополии.  

Существование налогов  в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения  не имели большого значения в бюджете  государства. Однако в связи с  началом Великой Отечественной  войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации  дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был  введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший  закон, он приносит пользу нашему государству» содействует росту населения  страны5. Это налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был  установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.  

Основным налоговым  платежом того периода выступал налог  с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и  т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота  составляли 41% в составе всей доходной части бюджета6.  

Смена высшего руководства  страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно  отражалась на советских налогах. Программа  Н. Хрущева по «активному строительству  коммунизма» привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих7. В  третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с  населения8.  

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и  его отдельных республик формировалось  за счет поступлений от народного  хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета9.  

11. Эпоха перестройки  и постепенного переход на  новые условия хозяйствования  с середины 80-х годов объективно  вызвала возрождение отечественного  налогообложения. Уже в конце  80-х годов предпринимается серьезная  попытка повысить налоговые ставки  на прибыль кооперативов.  

14 июля 1990 года был  принят Закон СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций» — первый унифицированный  нормативный акт, урегулировавший  многий налоговые правоотношения  в стране. В некоторой своей  части этот Закон действует  до сих пор.  

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между  Президентом СССР М.Горбачевым и  Председателем Верховного Совета РСФСР  Б.Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения  — Верховный Совет РСФСР принимает  Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений  и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под  российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный  налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение  стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.  

12. Августовские события  1991 года ускорили процесс распада  СССР и становления России  как политически самостоятельного  государства. Молодому российскому  государству срочно было необходимо  создать свою систему формирования  доходной части бюджета. Именно  в этот период была осуществлена  широкомасштабная комплексная налоговая  реформа, были подготовлены и  приняты основополагающие налоговые  законы: Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 года «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации"10 (далее — Закон  об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге  на прибыль предприятий и организаций"11 (далее — Закон о налоге  на прибыль), Закон Российской  Федерации от 6 декабря 1991 года  «О налоге на добавленную стоимость"12 (далее — Закон о налоге  на добавленную стоимость), Закон  Российской Федерации от 7 декабря  1991 года «О подоходном налоге  с физических лиц"13 (далее —  Закон о подоходном налоге).  

В декабре 1991 года налоговая  система России в основном была сформирована.  

1. См. Руковский И.  Историко-статистические сведения  о подушных податях. В сб. «Труды  Комиссии для пересмотра системы  податей и сборов». — Т.1, СПб, 1866.

2. См.: Три века. Россия  от Смуты до нашего времени.  Под ред. В. Каллаша. — М.: Издание Товарищества И. Сытина, 1913. — Т.4. — С.209.

3. Ленин В. Полн. собр. соч., 5 изд., Т.29. — С.118.

4. Ленин В. Полн. собр. соч., 5 изд., Т.42.

5. «Правда» от 8 января 1955.

6. Цыпкин С. Правовое  регулирование налоговых отношений  в СССР. М.: Госюриздат, 1955. — С.17.

7. См., Закон СССР  от 7 мая 1960 года «Об отмене  налогов с заработной платы  рабочих и служащих». Ведомости  Верховного Совета СССР, 1960, №  18. — Ст.135.

8. Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС. — М., 1974. — С.28.

9. Государственный  бюджет: Учебное пособие / Под  общ. ред. М. Ткачук. — Мн. Высш. шк., 1995. — С.70.

10. «Российская газета»  от 10 марта 1992 года.

11. «Российская газета»  от 5 марта 1992 года.

12. «Российская газета»  от 24 декабря 1991 года.

13. «Российская газета»  от 13 марта 1992 года. 

§ 1.3. История развития научных 

представлений о  налогообложении.

Общие и частные  теории налогов  

1. Представление  о сущности налогов и их  месте в экономической системе  общества менялось по мере  развития общественных отношений.  Можно выделить шесть этапов  формирования представлений о  природе налогообложения. Причем  на первых этапах налог выступал  в основном как экономическая  категория и только на последней  стадии налог стал получать  правовое содержание.  

Одной из первичных  форм налогообложения выступает  дань с побежденного народа. Все  имущество побежденной стороны  переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные  издержки по принципу «война питает войну». На будущее время население поверженной  страны обязывается выплачивать  содержание победителям. Иными словами  первый прообраз налогов — налог  на побежденных.  

В мирное время на самых ранних ступенях государственной  организации общества система налогообложения  воспринималась как необходимое  жертвоприношение, основанное не на добровольных, а на общеобязательных моральных  требованиях общества. Уже в этих прообразах налогов угадывался их важнейший  признак — его обязательность. Кроме того, несмотря на неразвитость налогообложения того времени, уже  выделяется один из элементов налога — ставка налога. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле  из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». То есть первая ставка налога на доход составила 10 процентов1.  

В Древнем Египте и других восточных деспотиях  налоги взимались в качестве арендной платы за пользованием землей, принадлежащей  главе государства2.  

В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров, подарков главе  государства. Не случайно в Англии в  средние века понятия «налог»  и «дар» выступали почти синонимом  и обозначались одним словом gift. В Германии же название налогов было связано с просьбой со стороны  государства уплатить налог.  

В дальнейшем налог  стал рассматриваться как помощь населения своему государству. До сих  пор в немецком языке по-прежнему название налога — steuer означает поддержку, лепту.  

Однако в XVIII веке сформировалось представление о  том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая  обязанность граждан перед государством. Так в английском языке до сих  пор некоторые налоги называют duty, т.е. долг, обязанность, во французском  — impot, что означает принудительный платеж. Именно в таком значении понимание сути налогов сохранилось и до наших дней.  

2. Полноценное теоретическое  обоснование налогообложения не  имеет глубоких исторических  корней. До XVII в. все представления  о налогах носили случайный  и бессистемный характер, что  не позволяет относить их к  серьезным теоретическим работам  в данной области. Замена временных  и чрезвычайных налогов на  регулярные и всеобщие платежи  вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало  от финансовой науки теоретического  обоснования такого явления как  налоги.  

Основные налоговые  теории стали формироваться в  качестве законченных учений начиная  с XVII в. и как свод важнейших принципов  и положений получили в буржуазной науке наименование «Общая теория налогов». Основные её направления складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.  

Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или  иную систему научных знаний о  сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической  и социально-политической жизни  общества. Иными словами, налоговые  теории представляют собой различные  модели построения налоговых систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного  назначения.  

В более широком  смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе  и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным  налоговым теориям относятся  учение о соотношении различных  видов налогов, количестве налогов, их качественном составе, ставке налогообложения  и т.д. Ярким примером частной  теории является теория о едином налоге. Таким образом, если направления  общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким  должен быть их качественный состав и  т.д.  

Информация о работе Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения