Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Содержание налогов и их функции в экономике…………….……………... 4
1.1. Сущность налога и налоговой системы как экономических категорий.. 4
1.2. Функции налогов и принципы налогообложения…..…………………… 8
2. Особенности налогообложения в российской экономике…………….……13
2.1. Формирование современной системы налогообложения в России……13
2.2. Проблемы налогообложения и распределения доходов в российской экономике………………………………………………………………………...21
2.3. Перспективы развития налоговой системы в России...…………………27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………………….. 35
Приложение А Классификация налогов ……………………………………... 36
Приложение Б Принципиальные основы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ………...................................…….37
Приложение В Влияние различных типов налогов на разные доходы …...…38
Успешность развития страны в новых условиях глобализации зависит, прежде всего, от способности привлечь в экономику мобильные ресурсы, включая капитал и интеллектуальный потенциал. Для привлечения капитала страна должна обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом ряда составляющих, которые, наряду с прочими условиями, включают в себя уровень налоговой нагрузки.
Российская
экономика уступает экономикам стран,
конкурирующих с ней в
Международное сравнение показывает, что по уровню совокупной налоговой нагрузки на экономику Россия не слишком отличается от стран, сопоставимых с ней по уровню экономического развития. Однако она сильно отстает по другим составляющим инвестиционной привлекательности. Поскольку для преодоления отставания в институциональной сфере потребуется несколько лет, на тот период, пока будет сохраняться это отставание, Правительство РФ должно принять меры по компенсации соответствующих потерь инвесторов путем создания более благоприятного налогового режима. Сегодня мы не можем позволить себе устанавливать жесткий режим налогообложения, пусть даже соответствующий режиму налогообложения в экономически развитых странах. Низкая налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты должна стать одним из факторов, предопределяющих благоприятный климат в стране и высокий уровень доходности инвестиций. Как показывает опыт развитых стран, в долгосрочной перспективе по мере улучшения конкурентоспособности страны Россия может позволить себе увеличение налоговой нагрузки. Таким образом, одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание налоговой системы, способствующей России конкурировать на рынке капиталов.
Другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки на отдельные отрасли экономики. Решая задачу выравнивания уровня доходности и отдачи капитала в разных отраслях экономики, необходимо перераспределить налоговую нагрузку между ее отраслями. Так, сложившийся дисбаланс уровня налогообложения сырьевого и несырьевого рынков не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, а также не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли.
Рассматривая поддержку обрабатывающих отраслей и сферы услуг в числе своих первостепенных задач, Правительство РФ стремится обеспечить более интенсивное снижение налогового бремени в отношении несырьевых отраслей при сохранении или некотором повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор.
Третьим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отдельными субъектами экономической деятельности внутри одной отрасли. Различия в уровне налогообложения отдельных хозяйствующих субъектов в рамках одной отрасли, а также дифференциация условий налогообложения субъектов одной отрасли по иным не отраслевым критериям (например, по форме собственности) создает неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков, что, в конечном итоге, не способствует развитию отрасли в целом.
Заявленные
приоритеты налоговой реформы
Цели и задачи налоговой реформы уже неоднократно озвучивались правительственными ведомствами, отвечающими за формирование налоговой политики государства. Еще в апреле 2003 г. на своем заседании Правительство РФ одобрило предложения по основным положениям налоговой реформы на 2003-2005 гг., закрепляющие цели и задачи. На этом же заседании был одобрен ряд конкретных мер, направленных на снижение налогового бремени. Так, в частности, было принято решение о снижении с 2004 г. на 2% ставки НДС, а также о снижении с 2005 г. эффективной ставки единого социального налога. Таким образом, весной текущего года Правительство сформулировало свое представление о приоритетах налоговой реформы и наметило конкретные шаги по реализации основных положений программы.
Во исполнение принятых решений Правительство подготовило и внесло в Государственную Думу пакет законопроектов по реформе налоговой системы. Прежде всего, речь идет о снижении ставки НДС с 20% до 18%, о реформировании системы налогообложения на имущество организаций, предусматривающее сокращение объекта налогообложения по этому налогу, о некотором снижении налоговой нагрузки на физических лиц путем увеличения размера имущественного вычета при приобретении недвижимости, а также отмену налогового контроля за расходами физических лиц. Кроме того, Правительство поддержало инициативу ряда депутатов по снижению ставки единого социального налога и отмене каких-либо ограничений по доступу к шкале регрессии по указанному налогу. Таким образом, уже сегодня можно утверждать, что Правительство предприняло достаточно серьезные шаги в направлении реального снижения налогового бремени на налогоплательщиков.
Вместе с тем, следует признать, что ряд серьезных проблем налоговой системы сегодня решен не в полном объеме. Так, по нашему мнению, должен быть серьезно реформирован порядок обоснования нулевой ставки и последующего возмещения НДС экспортерам. Следует также предложить ускоренный порядок возмещения "входного" НДС налогоплательщикам, осуществляющим капитальное строительство. Необходимо законодательно закрепить порядок создания и функционирования особых экономических зон, а следовательно - и особый порядок налогообложения организаций-резидентов этих зон. Требуются определенные корректировки главы 25 НК "Налог на прибыль организаций". Эти изменения должны изменить существующую систему налогового учета с целью приближения ее к бухгалтерскому учету при одновременном сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью.
Таким
образом, несмотря на то, что Правительство
РФ уже сделало ряд шагов, направленных
на достижение цели налоговой реформы,
заявленной в программных документах,
говорить о вступлении налоговой
реформы в завершающую стадию
пока еще рано. Полагаем, что для реализации
основных направлений налоговой реформы
на 2003-2005 гг., заявленных на заседании Правительства
23 апреля 2003 г., требуется длительная и
кропотливая работа по совершенствованию
налогового законодательства. Во многом
успех этой работы зависит от слаженности
работы правительственных ведомств. Как
ожидается, одобренная Правительством
концепция реформирования налоговой системы
сможет стать объединяющим началом в деятельности
не только правительственных ведомств,
но и различных ветвей власти по налоговой
реформе и ориентиром, призванным сопровождать
разработку налоговых законопроектов
на трехлетнюю перспективу[21].
Общие проблемы налогообложения. В связи с тем, что все суммы начисленных налогов «произрастают» от налогооблагаемой базы, проблема её выбора и оценки является исходной в оценке всех нюансов налогового производства. Измерение экономических условий осуществляется посредством показателей статистической и бухгалтерской отчётности. Следовательно, важнейшим объектом налогового контроля являются экономические показатели того информационного среза, который предоставляет первичный бухгалтерский учёт. Все проблемы бухгалтерского учёта немедленно отражаются на налогообложении и наоборот.
Фискальная
роль системы российского
Наряду со всем этим спектром проблем в настоящее время российская налоговая система характеризуется также нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования. Это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создаёт серьёзные препятствия в работе отечественных производителей. Следует отметить также и крайне суровую систему финансовых санкций, не делающих различий между налоговыми нарушениями различного характера. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково.
Налоговая
система России построена на базе
стоимостных показателей. Такая
ориентация налогообложения крайне
негативно оценивается
Среди наиболее острых вопросов отражения в учёте информации, необходимой для исчисления налогов, можно выделить следующие:
•
регламент отнесения затрат на
издержки производства и
•
отраслевые особенности
• оценка и порядок списания затрат (применяемые методы);
•
ведение раздельного учета
•
методики ускоренной
•
формирование показателей «
•
корректировка балансовой
•
нестыковки показателей
•
корректировки фактической
• переоценка основных средств, нематериальных активов, валюты и других ценностей;
•
налоговый регламент,
• формирование рыночной цены, ее уровень в оценке налоговых администраций;
• расчет прибыли от реализации основных фондов (корректировка их первоначальной стоимости на индекс инфляции).
Проблемы,
перечисленные выше, - лишь основные
из числа тех, с которыми постоянно
сталкиваются налогоплательщики, обращаясь
в своей работе к налоговому законодательству.
Вместе с тем именно их решение позволяет
судить о налогообложении как о системе,
адекватной экономическому базису (показателям
финансово-хозяйственного развития страны,
её регионов и отдельных собственников).
А об изощрённых бухгалтерских уловках
для ухода от налогообложения немало уже
упоминалось на всех уровнях обсуждения
данной темы.[11]
Проблемы, возникающие при исчислении налогооблагаемой базы.
Требования вести специально организуемый учёт данных, необходимых для расчёта налогооблагаемых баз по отдельным налогам, наряду с традиционным бухгалтерским учётом, не закреплены в особом законодательстве по учёту, однако они прописаны в законодательных положениях, регламентирующих порядок формирования отдельных видов налогов. Бухгалтерский учёт стал выполнять расчётно-налоговые функции. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в статье 11 относит к налоговым следующие обязательства:
• своевременно уплачивать налоги;
• вести бухгалтерский учёт, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивать их сохранность не менее чем в течение пяти лет;
• предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчётность в размере сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленных при проведении налогового контроля.
Уже этими требованиями задан командно распорядительный тон в отношении норм, регламентирующих организацию бухгалтерского учёта. Разумеется, налоговый регламент предполагает ограничения показателей финансово-хозяйственной деятельности в рамках методических правил исчисления налоговых платежей. Чем больше фискальная система вмешивается в первичный учёт, тем больше оснований считать, что налогообложение формируется не как экономическая система, а как принудительная политика пополнения бюджетные доходов, изменяясь и лавируя в зависимости от бесконтрольного разрастания государственных расходов.