Налогообложение и государственный бюджет как объекты фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

Налогообложение в развитых странах носит регрессивный характер, т. е. доля взимаемых налогов уменьшается с увеличением суммы дохода. Так, в США доля всех налогов в настоящее время в годовом доходе семьи до 5000 долл составляет 31—34%, а в доходе свыше 15 000 долл — 28%.

Чем обусловлен рост налогов? Он определяется: 1) ростом военных ассигнований; 2) увеличением расходов на содержание государственного аппарата; 3) увеличением затрат на государственное регулирование экономики (за счет налоговых средств проводятся в жизнь меры по поддержанию высокой конъюнктуры хозяйства, товаров и повышению конкурентоспособности национального капитала).

Работа содержит 1 файл

фискальная политика.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Одним из главных недостатков отечественной налоговой системы и сопряженных с ней механизмов является отсутствие активной амортизационной политики как мощного рычага поддержки производства, особенно при высоких темпах инфляции. Разработка рыночного законодательства по этим вопросам находится в начальной стадии.

     Проведенная в 1992 г. переоценка основных фондов расширила  финансовые возможности для инвестирования на предприятиях за счет амортизационных отчислений, но эта мера кратковременного действия. Высокие темпы инфляции уже в течение первого полугодия 1993 г. существенно снизили ее эффект. Последующие переоценки стоимости основных фондов будут иметь своим следствием лишь новые скачки цен и всплески неплатежеспособности значительного числа предприятий, не связанные с реальной рыночной ситуацией.

     Назрела потребность в разработке активной и дифференцированной амортизационной политики, действенного законодательства по ускоренной амортизации наряду с пересмотром системы учета. Это необходимо для более полного и реального отражения износа и размеров оборотных средств предприятий (с позиций не столько их воспроизводства в натурально-вещественной форме, сколько воспроизводства капитала). Подобные решения могут поддержать предприятия, способствовать накоплению ими амортизационных фондов, при этом их перекачка на оплату труда была бы затруднена. Одновременно усилился бы приток средств в депозиты коммерческих банков, испытывающих серьезные трудности с пассивными операциями, что также могло бы способствовать стабилизации рынка кредитных ресурсов. Пока же вопрос о правовой базе использования режима ускоренных амортизационных списаний остается нерешенным.                                           

     Изложенные  выше обстоятельства позволяют сформулировать некоторые, на наш взгляд, насущные направления совершенствования налоговой системы. Прежде всего целесообразно расширить льготы по налогу на прибыль на прямые инвестиции в сторонние предприятия в соответствии с уже сформированными в налоговом законодательстве целями и приоритетами. Это относится в первую очередь к инвестициям в сельскохозяйственные предприятия и предприятия по переработке сельхозпродукции. Необходимы и льготы по портфельным инвестициям при жестком разграничении доходов реальных инвесторов и спекулятивных;

     С этой целью могут быть введены пониженные на 50% налоговые ставки на доходы от прироста стоимости ценных бумаг в том случае, если| они находились на балансе предприятия более года. Аналогичную льготу надо установить для индивидуальных инвесторов исключительно на основе налоговой декларации. Тем самым будет стимулироваться декларирование индивидуальных доходов.

     Для поддержки малого предпринимательства  целесообразно введение необлагаемого налогом минимума прибыли, индексируемого по темпам инфляции. Установление минимума в размере хотя бы 50% величины первого интервала обложения подоходным налогом с физических лиц позволит защитить малые предприятия от нарастающей инфляции.

     Налоговым законодательством в настоящее  время предусмотрен важный режим  обеспечения финансовой стабильности предприятий— доналоговое погашение убытков прошлых лет. В предыдущие годы он действовал только в отношении СП с иностранным участием, сейчас распространен на все отечественные предприятия. Однако и этот режим связан с ограничениями, нейтрализующими приносимый им эффект. Во-первых, это погашение убытков осуществляется в пределах 50% ограничения по снижению сумм налогового платежа, а во-вторых, предусмотрена обязательная равномерность при списании убытков в течение пяти лет. При сложившихся темпах инфляции это означает, что данная льгота предоставляется только на Vs суммы убытка, погашаемой в первый год, остальная же сумма убытка фактически будет съедена» инфляцией. К тому же российским законодательством избран режим последующего погашения убытков. В ряде стран хозяйствующие субъекты имеют право раскладывать убытки по своему усмотрению на предшествующие и последующие годы. Это позволяет более эффективно нивелировать колебания величины прибыли, не оказывая значительного влияния на размер бюджетных поступлений. В условиях острейшего бюджетного дефицита, сложившегося в нашей стране, реализовать такой подход, конечно, трудно, однако возможность его использования в перспективе нельзя полностью исключать.

     Наряду  с льготами, предоставляемыми предприятиям по налогу на прибыль и потенциально приводящими к понижению реальной налоговой ставки, в нашей налоговой системе существуют два элемента, повышающие эффективную ставку налога. Это — штрафные санкции за превышение нормируемой величины расходов на оплату в себестоимости и штрафные санкции за превышение предельных уровней рентабельности. Их действие приводит к тому, что реальная норма изъятия прибыли предприятий достигает 45% притом, что номинальная налоговая ставка составляет 32%.

     Существенное  значение имеет сегодня попытка проводить самостоятельную налоговую политику в отношении банков и страховых организаций, первым шагом которой является их выделение в самостоятельные категории плательщиков. Уплата этими институтами налога на доходы по ставкам 30% и 25% (по доходам от страховой деятельности) несет главным образом фискальную нагрузку, поскольку обеспечивает относительно большую устойчивость доходных поступлений по данной категории плательщиков и позволяет в ряде случаев существенно повысить эффективную ставку налога на прибыль банка до уровня 60% и более.

     В настоящее время различия в процедуре  налогообложения этих субъектов  и основных хозяйственных единиц ставят их в неравные финансово-налоговые  условия, искажают их конкурентные позиции, искажают оценки эффективности инвестиций в различные активы и в целом относительно повышают стоимость банковских и страховых услуг. Кроме того, по страховым организациям фактически предполагается одновременно два режима налогообложения: по доходам от страховой деятельности — налогообложение валового дохода, по всем прочим доходам—налогообложение прибыли. Это усложняет процедуру расчета налогов и создает условия для налогового маневрирования.

     Основными задачами корректировки действующей  налоговой системы являются: обеспечение стабильности налоговых условий для всех субъектов хозяйствования; повышение уровня компетентности работников налоговых служб; доработка инструкций по вопросам налогообложения с целью устранения различных их толкований и противоречий с законодательством. Проведение единой сбалансированной промышленной политики предполагает выделение принципиально иных приоритетов в налоговой политике. Усиление стимулирующей функции налогообложения в этой связи целесообразно осуществлять преимущественно в рамках прямого налогообложения путем расширения льгот инвестиционного характера, касающихся инвестиций не только в собственное производство, но и портфельных, и долевых. Льготы на производственные инвестиции целесообразно распространить и на физических лиц— индивидуальных инвесторов. Учет отраслевых различий при налогообложении должен быть сконцентрирован в области амортизационной политики. При этом льготы в рамках налога на прибыль следует увязать с масштабами поимущественного обложения, а налоговая поддержка малых предприятий должна включать введение минимума, не облагаемого налогом на прибыль.

     Фискальная  функция налоговой системы может  быть сконцентрирована на косвенном обложении, в частности, на обложении налогом на добавленную стоимость и акцизами. При этом целесообразно отказаться от дальнейшего усложнения механизма уплаты НДС, не допустить возврата налоговой системы к режиму налога с оборота и на практике освободить от НДС чисто финансовые потоки.

Информация о работе Налогообложение и государственный бюджет как объекты фискальной политики