Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 12:24, реферат
Налогообложение в развитых странах носит регрессивный характер, т. е. доля взимаемых налогов уменьшается с увеличением суммы дохода. Так, в США доля всех налогов в настоящее время в годовом доходе семьи до 5000 долл составляет 31—34%, а в доходе свыше 15 000 долл — 28%.
Чем обусловлен рост налогов? Он определяется: 1) ростом военных ассигнований; 2) увеличением расходов на содержание государственного аппарата; 3) увеличением затрат на государственное регулирование экономики (за счет налоговых средств проводятся в жизнь меры по поддержанию высокой конъюнктуры хозяйства, товаров и повышению конкурентоспособности национального капитала).
Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.
В докапиталистических формациях налоги выступают главным источником доходов государства и выражают отношения дополнительной эксплуатации работников. Элитарному слою общества принадлежит государственная власть, поэтому налоги представляют форму эксплуатации, поскольку осуществляют перераспределение национального дохода в пользу господствующего социального слоя общества на основе внеэкономического принуждения.
Экономической предпосылкой возникновения налогов является развитие товарного производства. В докапиталистических способах производства господствовало натуральное хозяйство и главными доходами государства были различные натуральные поборы. Роль налогов стала возрастать в период разложения феодализма и образования централизованных государств — абсолютных монархий. Однако в тот период государственная казна еще не отделилась от казны государя (короля, царя). Это создавало возможность полного произвола при взимании налогов.
Разветвленная
система налогов сложилась
При капитализме налоги представляют собой орудие дополнительной эксплуатации работников, которые несут на себе их основную тяжесть. Рабочий эксплуатируется капиталистом, который присваивает неоплаченный прибавочный труд. Он эксплуатируется и буржуазным государством, изымающим через налоги часть его заработной платы. Эксплуатация крестьян отличается от эксплуатации рабочих лишь по форме. Отдельные предприниматели эксплуатируют отдельных крестьян посредством ипотеки и ростовщичества. Социальный слой предпринимателей эксплуатирует класс крестьян посредством государственных налогов.
Предприниматели также облагаются налогами и платят их. Но прогрессия ставок не соответствует росту суммы облагаемых доходов. Кроме того, буржуазии предоставляются многочисленные налоговые льготы. Большую часть налогов, полученных от предпринимателей, государство возвращает им в виде прямых и скрытых субсидий (например, оплата правительственных заказов по повышенным ценам и др.). Уплаченные налоги предприниматели возмещают в значительной мере за счет повышения цен на товары широкого потребления.
Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные объекты имущества — землю, дома, промышленные и торговые заведения, на денежный капитал. К личным налогам относятся налоги на имущество или на доходы отдельных лиц (физических и юридических) — подоходный, поимущественный, с наследства и дарений и т.д.
К косвенным налогам относятся:
— таможенные налоги, которые взимаются главным образом с ввозимых в страну товаров. Это так называемые пошлины. Они используются как орудие политики протекционизма;
— акцизы, которые представляют налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления;
—
фискальные монополии, т. е. монополии
государства (своего рода налоги) на производство
и продажу товаров путем
Косвенные налоги основной тяжестью ложатся на малоимущие слои населения, потребляющие главную массу облагаемых этими налогами товаров.
С развитием общества и увеличением государственных расходов растет налоговое бремя. Через налоги государство перераспределяет все большую долю национального дохода. Если в 1913 г. налоги по отдельным европейским странам составляли 11—13% национального дохода, то в 1924 г. — 19—20; а в 1938 г. — 20—26%. В настоящее время удельный вес налогов в национальном доходе США составляет 24%, Великобритании — 42, Франции — 29, Германии — 21%.
Налогообложение в развитых странах носит регрессивный характер, т. е. доля взимаемых налогов уменьшается с увеличением суммы дохода. Так, в США доля всех налогов в настоящее время в годовом доходе семьи до 5000 долл составляет 31—34%, а в доходе свыше 15 000 долл — 28%.
Чем обусловлен рост налогов? Он определяется: 1) ростом военных ассигнований; 2) увеличением расходов на содержание государственного аппарата; 3) увеличением затрат на государственное регулирование экономики (за счет налоговых средств проводятся в жизнь меры по поддержанию высокой конъюнктуры хозяйства, товаров и повышению конкурентоспособности национального капитала).
Средства, взимаемые через налоги, направляются на:
— развитие государственного сектора макроэкономики;
—
строительство новых
—
образование смешанных
— финансирование инфраструктуры;
— создание финансовой основы широкого участия государства в капиталовложениях (в некоторых странах государственные капиталовложения составляют до 40% от их общего объема);
— проведение научно-исследовательских работ в условиях современной научно-технической революции;
— систему мероприятий по снижению налогов на капитал, по поощрению расширения капиталовложений и ускорению обновления капитала.
В развитых странах получило широкое распространение так называемое льготное налогообложение. С этой целью от налогообложения освобождается часть прибыли, которая идет на капиталовложения национального значения. В отдельных странах разрешается значительную часть прибыли списывать на ускоренную амортизацию капитала. Так, в Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового капитала разрешается списывать на амортизацию 50% стоимости новых орудий производства.
В
ряде стран имеют место попытки
регулирования
В развитых странах налоги используются для ускорения процесса концентрации капитала. Так, в США при слиянии компаний новая компания освобождается от уплаты налогов на один год.
Предпринимательство в развитых странах поддерживается с помощью так называемого инвестиционного налогового кредита. По своей сущности он представляет финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Инвестиционный налоговый кредит по своему содержанию является налоговой скидкой и на практике вычитается непосредственно из суммы налога. В результате стоимость закупаемого оборудования уменьшается на величину скидки. В добывающей промышленности существует скидка на «истощение недр». Она дает право предприятию на освобождение от налогов части валового дохода, чтобы предотвратить истощение природных ресурсов.
Увеличение налогов выражает, как правило, все большее отвлечение национального дохода на неэкономические цели и главным образом на милитаризм и содержание аппарата управления. С этой точки зрения налоги относятся к непроизводительным издержкам производства. Вокруг налоговой политики государства происходит острая борьба между социальными слоями общества, между группами собственников. Через налоги изымается значительная часть заработной платы рабочих: в США 33—34%, в Великобритании, Дании, Бельгии 31—34, в Швеции до 40%. Работники ведут борьбу за снижение налогового бремени.
В практике налогообложения различают:
— твердые налоговые ставки. Они устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, на 1 куб. м газа);
— пропорциональные налоговые ставки. Они действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
— прогрессивные налоговые ставки. В этом случае средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. В результате налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги давят прежде всего на лиц с большими доходами;
— регрессивные налоговые ставки. Они снижаются по мере роста дохода. Регрессивные ставки являются выгодными лицам с большими доходами и тяжелым бременем ложатся на плечи лиц, обладающих незначительными доходами.
Основными источниками налогов являются:
— налоги на доход. Сюда относятся налоги на доходы юридических лиц, налоги на доходы физических лиц;
— налоги на товар. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины;
— налоги на капитал. К ним относятся налог с наследства, налог на дарение, налог на имущество, налог на землю, налог на продажу ценных бумаг.
Во многих странах в практике налогообложения используются два вида налогов: 1) подоходный налог, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц, 2) налог на добавленную стоимость (НДС). Как показал американский экономист А. Лаффер, при ставке подоходного налога более 50% облагаемого дохода резко снижается деловая активность фирм и предпринимателей. Американцы считают, что при такой ставке подоходного налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налога должна находиться в пределах 50—70%. Прогрессивный подоходный налог сглаживает неравенство в доходах различных групп населения, что может быть отражено в виде кривой Лоренца. Ставки налога на добавленную стоимость в большинстве стран не превышают 20—30%.
Налоги разрешено вводить только законодательным органам, но ни в коей мере не исполнительным органам власти, правительству и администрациям территорий. Единственным исключением является акцизный налог. Он остался в распоряжении правительства. Обычно подакцизными являются продукты, которые наносят вред здоровью: винно-водочные и табачные изделия. .К подакцизным товарам относятся также бензин, деликатесы (икра и ценные породы рыб), хрусталь, кожа, шины, автомобили.
Подоходный налог с предприятий пока не введен из-за технических трудностей подсчета. Но как только он будет введен, налог на прибыль будет отменен. Подоходный налог будет дифференцирован (в виде прогрессивной шкалы от уровня рентабельности), но не будет превышать 18% от валового дохода предприятия. Налог на прибыль сейчас составляет 32% от прибыли почти для всех предприятий, для бирж — 45%.
Ставка налога на имущество предприятий невысока и ограничена 0,5% стоимости имущества. Если на предприятии имеются незавершенка, излишнее оборудование, то оно проанализирует, платить ли ему налог или избавиться от ненужного оборудования, которое бездействует.
Взимание налога при наследовании и дарении осуществляется следующим образом: минимум наследования не облагается налогом. Далее его ставки зависят от степени родства: наследники первой очереди платят налог 3%, второй — 5, посторонние лица — 10%. Как видим, используется прогрессивная шкала налога, но при самых крупных наследствах его ставка не превышает 30% даже для посторонних лиц. Супруги, пережившие один другого, такого налога не платят вовсе. В налоге на дарение также есть необлагаемый минимум.
Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.
В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода.
Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
Информация о работе Налогообложение и государственный бюджет как объекты фискальной политики