Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:40, курсовая работа
Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Налоги, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..…..5
1.1 История появления налогов и их понятие……………………………………...5
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика применения и результаты…………………………………………..11
2. Таможенные пошлины, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………..13
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды таможенных пошлин…………………………………………………….16
2.3 Практика применения и результаты…………………………………………17
3. Другие инструменты регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты……………………22
3.1 Валютные ограничения и валютный контроль……………………………….22
3.2 Регулирование курса национальной валюты…………………………………26
3.3 Меры поддержки экспорта…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе
Валютные ограничения (от англ. foreign exchange restrictions) — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют.
Введение валютных ограничений вызвано истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918 гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки. В 50-е гг. XX в. валютные ограничения во многих странах Европы были смягчены. С 1958 г. была введена обратимость в доллары французского франка и английского фунта стерлингов. Расширили обратимость своих валют также Бельгия, Италия, Нидерланды. ФРГ в 50-е гг. ввела сначала частичную, а затем полную обратимость немецкой марки.
Формирование валютного рынка в России началось в условиях монополии государства на международную торговлю, неудовлетворительного потребительского спроса, в т. ч. и на импорт, отсутствия законодательной базы в области операций с иностранной валютой. Поэтому с учетом экономической ситуации, складывающейся в РФ, предложение иностранной валюты на валютном рынке формируется в основном за счет обязательной продажи валюты предприятиями-экспортерами и в меньшей степени игроками валютного рынка, а спрос – за счет предприятий-импортеров и участников рынка, желающих увеличились свои валютные активы.
В целом валютные ограничения во всех странах мира могут возобновиться в период обострения валютного кризиса, и здесь государство берет на себя функции регулирования валютных операций.
1
января 2007 г. - переломный момент
в сфере валютного
1)
статьи о резервировании
2) понятие специальный расчет и все ограничения, связанные с его использованием;
3)
механизмы регулирования
4)
нормы, дающие право Банку
Таким
образом, в настоящее время наше
валютное законодательство действительно
сможет стать эффективным и
Не смотря на либерализацию
российского валютного законодательства,
в этой сфере остается еще множество нерешенных
проблем и спорных вопросов. На сегодняшний
день практика выявила ряд операций, невозможных
к реализации в рамках действующего закона
– например, операции финансирования
под уступку денежного требования.
Учитывая
эти факторы, а также необходимость
развития валютного законодательства
в соответствии с мировыми тенденциями
обслуживания внешней
торговли, по инициативе управления
Внешторгбанка была создана рабочая группа
по совершенствованию действующего валютного
законодательства при Ассоциации российских
банков. В эту группу помимо ВТБ вошли
ведущие российские финансовые институты,
а также дочерние банки иностранных кредитных
организаций. За определенный промежуток
времени деятельности рабочей группы
была проделана огромная работа, результатом
которой стал подготовленный проект изменений
в закон «О валютном регулировании и валютном
контроле» с полным комплектом документов,
обосновывающих необходимость внесения
в него изменений и их экономическую целесообразность.
3.2
Регулирование курса
Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.
Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.
Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка — повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.
Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация — повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.
Как
и во всех сферах мировых экономических
отношений, в сфере валютного
регулирования государство
3.3 Меры
поддержки экспорта
К
числу мер государственного регулирования
внешнеэкономической
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительства РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:
1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;
2) функционирование системы гарантий и страхование экспортных кредитов;
3) организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.
Ранее
была разработана федеральная
1) финансовая поддержка,
2) налоговое стимулирование,
3) таможенно – тарифное стимулирование,
4) специальные мероприятия в поддержку экспорта
5) меры общеэкономического характера.
В
целом действующее
Так, после засухи лета 2010 года, Правительству пришлось пойти на непростые решения: при нехватке свободных денег выделить средства на поддержку пострадавших от засухи аграрных предприятий, запретить до нового года экспорт зерна, отказаться от прибыли при продаже зерна из государственного интервенционного фонда.
Тем, кто из-за неурожая не может вернуть кредиты, дадут отсрочку на несколько лет. Речь идет о займах на сумму около 127 миллиардов рублей. Для субсидирования процентных ставок потребуются средства из федерального бюджета - 6-7 миллиардов рублей каждый год. Поручение изыскать эти деньги дано Министерству сельского хозяйства и Министерству финансов.
Первый заместитель председательства Правительства Зубков В. А. говорит: «Руководством правительства Российской Федерации принят ряд решений и совместно с регионами в максимально короткие сроки разработан комплекс мер, направленных на минимизацию последствий засухи. Уже началась реализация этих мер. Таким образом, мы не просто поддержали пострадавшие регионы и предприятия, но и определили параметры развития внутреннего, в том числе зернового рынка на перспективу, создали условия для стабильной ситуации на внутреннем продовольственном рынке. Поэтому сейчас, когда эти меры уже заработали, у производителей, переработчиков и торговли нет оснований для заметного повышения себестоимости своей продукции. Себестоимости, а не конечной цены, в формировании которой доля зерна занимает лишь незначительную часть».
Также, он считает, что временный запрет на экспорт зерна не помешает России сохранить лидерство на мировом рынке
За
динамикой цен на продовольственном
рынке следят Росстат, ФАС, а также
специально созданная межведомственная
рабочая группа во главе с заместителем
министра промышленности и торговли,
которая занимается мониторингом реализации
федерального закона о торговле. Случаями
ажиотажного роста цен на постоянной основе
занимается Федеральная антимонопольная
служба. Теперь к ней по поручению президента
России подключится и Генеральная прокуратура.
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего изложенного в данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что:
1)
Налог на добавленную
2) Акцизы – косвенный, федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы.
3) Таможенные пошлины – косвенные налоги (взносы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.