Налоги, таможенные пошлины и другие элементы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и ре

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Налоги, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..…..5
1.1 История появления налогов и их понятие……………………………………...5
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика применения и результаты…………………………………………..11
2. Таможенные пошлины, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………..13
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды таможенных пошлин…………………………………………………….16
2.3 Практика применения и результаты…………………………………………17
3. Другие инструменты регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты……………………22
3.1 Валютные ограничения и валютный контроль……………………………….22
3.2 Регулирование курса национальной валюты…………………………………26
3.3 Меры поддержки экспорта…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    В настоящее время таможенные пошлины  являются одним из главных инструментов во внешнеэкономическом регулировании. Функции таможенных пошлин распределяются в зависимости от их вида. 
 
 

2.2. Виды  таможенных пошлин 

    Таможенные  пошлины бывают нескольких видов. К  особым видам таможенных пошлин относятся:

  1. Сезонные пошлины - устанавливаются для оперативного ввоза и вывоза товаров Правительством РФ. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году.
  2. Специальные пошлины – применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную границу России в количествах и на условиях, которые могут нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров, или используются в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия.
  3. Антидемпинговые пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
  4. Компенсационные пошлины – применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии. 

    Применению  особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством  РФ по инициативе государственных органов  правления РФ. Решения в ходе расследования  должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и их выявленного ущерба. 4 

    В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

    1) Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

    2) Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров;

    3) Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

    В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

    1) Адвалорные – начисляются в  процентах  к таможенной стоимости  облагаемых товаров; 

    2) Специфические – начисляются  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров; 

    3) Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения. 5

    Применение  таможенных пошлин играет немаловажную роль во внешнеэкономической деятельности государства.  
 
 

    2.3. Практика применения и результаты 

Согласно  Российскому законодательству (п.5 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе»), таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Она являются частью национального дохода, мобилизуются во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки.

    По  своему экономическому содержанию таможенные является косвенным налогом, т.е. одним из видов доходов государства. Они взимаются как в фискальных (налоговых) целях, так и в качестве инструмента таможенной политики государства. Выделяется ряд их экономических функций:

    1) протекционистская – направлена на защиту национального производства от притока в страну иностранных товаров;

    2) преференциальная – направлена на стимулирование импорта товаров из определенных стран и районов;

    3) статистическая – направлена  на более точный учета внешнеторгового оборота;

    4) уравнительная – направлена на выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

Субъектом обложения таможенными пошлинами (декларантом) может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер. Один из элементов таможенных пошлин - ставка. Свод ставок, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), составляет таможенный тариф, который устанавливается Правительством РФ и периодически изменяется. Ставки – это количественное выражение величины обложения товаров, с которых предусмотрено взимание таможенных пошлин.

    Таможенной  пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существуют два вида таможенных пошлин:

  1. Ввозная (импортная);
  2. Вывозная (экспортная).

    Наибольший  перечень товаров (по видам) подлежит обложению  ввозными таможенными пошлинами.

    Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

    Правовые  основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ “О таможенном тарифе”. Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.

    Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Существует три вида ставок:

    а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

    б) специфическая ставка таможенной пошлины;

    в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

    Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.

    Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро.

    Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин.

    Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю.

    К товарам, ввозимым из стран, во внешнеэкономических  отношениях с которыми РФ не предоставляет  режим наибольшего благоприятствования  либо страна происхождения которых  не установлена, применяются ставки, в 2 раза превышающие базовые. 

    Количество  доходов от внешнеэкономической  деятельности имеет большое влияние  на развитие экономики страны. 

    В 2008 году федеральная таможенная служба перечислила в бюджет Российской Федерации 4684 млрд. руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба - 4073 млрд. руб. (около 44%). Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно – тарифного регулирования в РФ.

    Актуальность  обозначенной проблемы обусловлена  возложенной на таможенную службу обязанностью по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности.

    Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

    Финансово – экономический кризис в 2009 году резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от внешней торговли. Впервые за многие годы в 2009 г. внешнеторговый оборот России сократился почти в два раза. По данным таможенной статистики за 9 месяцев 2009 г. сложилось положительное сальдо торгового баланса, оно составило 91,7 млрд. долл. США, тогда как в аналогичный период 2008 г. оно равнялось 168,6 млрд. долл. США. Размер снижения – 76,9 млрд. долл. США или 45,6%. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета.

    Анализ  изменений объемов, состава и товарной структуры экспорта и импорта в 2009 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.

    Также таможенные пошлины регулируют внешнеторговый баланс. Таким образом, они играют значимую роль во внешнеэкономических отношениях страны, в экономике самой страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ДРУГИЕ  ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В  ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ. 

    3.1 Валютные  ограничения и валютный контроль  

    Понятие валютного контроля появилось в России с принятием в 1992 г. Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это было связано с формированием принципиально нового валютного законодательства и необходимостью обеспечения легитимной деятельности в данной сфере. Валютная монополия государства сменилась государственным валютным регулированием. Согласно ст. 10 Закона, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

    Валютный  контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

    1) контроль за перемещением через  таможенную границу валютных  ценностей; 

    2) контроль  за валютными операциями;

    3) контроль за выполнение резидентами  обязательств перед государством  в иностранной валюте.

    В РФ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

    Агентами  валютного контроля в РФ являются:

    1) уполномоченный банк или профессиональный  участник рынка ценных бумаг; 

    2) таможенный или территориальный  орган федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

    Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.

    При валютном обращении происходит движение капитала. Под валютными операциями, которые связанны с движением капитала, понимаются: 
       1) прямые инвестиции, т, е. вложения в уставный капитал предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;  
       2) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;  
       3) переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;  
       4) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);  
       5) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Информация о работе Налоги, таможенные пошлины и другие элементы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и ре