Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:40, курсовая работа
Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Налоги, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..…..5
1.1 История появления налогов и их понятие……………………………………...5
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика применения и результаты…………………………………………..11
2. Таможенные пошлины, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………..13
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды таможенных пошлин…………………………………………………….16
2.3 Практика применения и результаты…………………………………………17
3. Другие инструменты регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты……………………22
3.1 Валютные ограничения и валютный контроль……………………………….22
3.2 Регулирование курса национальной валюты…………………………………26
3.3 Меры поддержки экспорта…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе
В
настоящее время таможенные пошлины
являются одним из главных инструментов
во внешнеэкономическом
2.2. Виды
таможенных пошлин
Таможенные пошлины бывают нескольких видов. К особым видам таможенных пошлин относятся:
Применению особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов правления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и их выявленного ущерба. 4
В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:
1) Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространенный как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
2) Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров;
3) Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:
1)
Адвалорные – начисляются в
процентах к таможенной
2) Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
3) Комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения. 5
Применение
таможенных пошлин играет немаловажную
роль во внешнеэкономической
2.3.
Практика применения и
Согласно Российскому законодательству (п.5 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе»), таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Она являются частью национального дохода, мобилизуются во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определённые сроки.
По своему экономическому содержанию таможенные является косвенным налогом, т.е. одним из видов доходов государства. Они взимаются как в фискальных (налоговых) целях, так и в качестве инструмента таможенной политики государства. Выделяется ряд их экономических функций:
1) протекционистская – направлена на защиту национального производства от притока в страну иностранных товаров;
2) преференциальная – направлена на стимулирование импорта товаров из определенных стран и районов;
3) статистическая – направлена на более точный учета внешнеторгового оборота;
4) уравнительная – направлена на выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.
Субъектом обложения таможенными пошлинами (декларантом) может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер. Один из элементов таможенных пошлин - ставка. Свод ставок, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), составляет таможенный тариф, который устанавливается Правительством РФ и периодически изменяется. Ставки – это количественное выражение величины обложения товаров, с которых предусмотрено взимание таможенных пошлин.
Таможенной пошлиной могут облагаться товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существуют два вида таможенных пошлин:
Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.
Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.
Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ “О таможенном тарифе”. Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается ТК РФ.
Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Существует три вида ставок:
а) адвалорная ставка таможенной пошлины;
б) специфическая ставка таможенной пошлины;
в) комбинированная ставка таможенной пошлины.
Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.
Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро.
Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин.
Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю.
К
товарам, ввозимым из стран, во внешнеэкономических
отношениях с которыми РФ не предоставляет
режим наибольшего
Количество доходов от внешнеэкономической деятельности имеет большое влияние на развитие экономики страны.
В 2008 году федеральная таможенная служба перечислила в бюджет Российской Федерации 4684 млрд. руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба - 4073 млрд. руб. (около 44%). Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно – тарифного регулирования в РФ.
Актуальность обозначенной проблемы обусловлена возложенной на таможенную службу обязанностью по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности.
Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).
Финансово – экономический кризис в 2009 году резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от внешней торговли. Впервые за многие годы в 2009 г. внешнеторговый оборот России сократился почти в два раза. По данным таможенной статистики за 9 месяцев 2009 г. сложилось положительное сальдо торгового баланса, оно составило 91,7 млрд. долл. США, тогда как в аналогичный период 2008 г. оно равнялось 168,6 млрд. долл. США. Размер снижения – 76,9 млрд. долл. США или 45,6%. Такое снижение свидетельствует о возникновении рисков резкого сокращения источников доходов федерального бюджета.
Анализ изменений объемов, состава и товарной структуры экспорта и импорта в 2009 г. представляет большой интерес для определения тенденций и выявления отраслей народного хозяйства, защита которых должна обеспечить и формирование доходов бюджета страны.
Также
таможенные пошлины регулируют внешнеторговый
баланс. Таким образом, они играют значимую
роль во внешнеэкономических отношениях
страны, в экономике самой страны.
3. ДРУГИЕ
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
3.1 Валютные
ограничения и валютный
Понятие валютного контроля появилось в России с принятием в 1992 г. Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это было связано с формированием принципиально нового валютного законодательства и необходимостью обеспечения легитимной деятельности в данной сфере. Валютная монополия государства сменилась государственным валютным регулированием. Согласно ст. 10 Закона, целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль – составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:
1)
контроль за перемещением
2) контроль за валютными операциями;
3)
контроль за выполнение
В РФ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля в РФ являются:
1)
уполномоченный банк или
2)
таможенный или
Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль содержатся в законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” и других нормативных актах.
При
валютном обращении происходит движение
капитала. Под валютными операциями, которые
связанны с движением капитала, понимаются:
1) прямые инвестиции,
т, е. вложения в уставный капитал предприятий
с целью извлечения дохода и получения
прав на участие в управлении предприятием;
2) портфельные инвестиции,
т. е. приобретение ценных бумаг;
3) переводы в оплату
прав собственности на здания, сооружения
и иное имущество, включая землю и ее недра,
относимое по законодательству страны
его местонахождения к недвижимому имуществу,
а также иных прав на недвижимость;
4) предоставление
и получение отсрочки платежа на срок
более 90 дней по экспорту и импорту товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности);
5) предоставление
и получение финансовых кредитов на срок
более 180 дней; иные валютные операции,
не являющиеся текущими валютными операциями.