Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:40, курсовая работа
Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Налоги, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..…..5
1.1 История появления налогов и их понятие……………………………………...5
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика применения и результаты…………………………………………..11
2. Таможенные пошлины, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………..13
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды таможенных пошлин…………………………………………………….16
2.3 Практика применения и результаты…………………………………………17
3. Другие инструменты регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты……………………22
3.1 Валютные ограничения и валютный контроль……………………………….22
3.2 Регулирование курса национальной валюты…………………………………26
3.3 Меры поддержки экспорта…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе
Уплата налогов по итогам каждого налогового периода производиться за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. С той же периодичностью необходимо представлять налоговую декларацию. Суммы НДС на товары (работы, услуги), реализуемые и ввозимые на территорию Российской Федерации, зачисляются органами Федерального казначейства в федеральный бюджет в полном объеме (ст. 50 БК РФ). 2
Также
для регулирования внешнеэконом
К облагаемым акцизом относятся следующие виды товаров:
1) Спирт этиловый из всех видов сырья, за исключение спирта коньячного;
2) Спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
3) Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
4) Пиво;
5) Табачная продукция;
6) Автомобили легковые (с мощностью двигателя свыше 90 л.с.) и мотоциклы (с мощностью двигателя свыше 150 л.с.);
7) Автомобильный бензин;
8) Прямогонный бензин (бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного, и продукция нефтехимии);
9) дизельное топливо;
10) моторные масла и др.3
Налоговая база для исчисления суммы акциза определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, если в отношении подакцизного товара установлены твердые (специфические) налоговые ставки, либо как сумма таможенной стоимости товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате за данный товар, если по подакцизным товарам установлены адвалорные (в %) налоговые ставки.
Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров.
НДС
и акцизы широко применяются на практике.
1.3. Практика
применения и результаты
Одной из наиболее серьезных проблем в области взимания НДС, в частности от ВЭД является необоснованное возмещение налога из федерального бюджета. По этому поводу поступает самое большое количество исков в арбитражные суды. Основным способом уклонения от уплаты НДС является заключение сделок, которые:
1) имеют экономический смысл, отличный от того, который отражен в документах;
2) не имеют экономической или иной деловой цели.
С 2006 г. в НК РФ прописан закрытый перечень случаев, когда следует восстановить НДС к уплате в бюджет. Однако на практике проблема решена только частично: во многих ситуациях необходимость восстановления НДС по-прежнему определяется только в суде. Согласно п. 3 ст. 170 НК РФ (в ред., действующей с 1 января 2006 г.) существуют лишь два основных случая, когда сумма налога, принятая к вычету, подлежит восстановлению налогоплательщиком:
1) передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
2) дальнейшее использование товаров (работ, услуг) и имущественных прав для осуществления не облагаемых НДС операций.
Основанием для отказа возмещения НДС послужит вывод налогового органа об установлении в ходе контрольных мероприятий признаков незаконного возмещения НДС через фирмы, относящиеся к категории недобросовестных налогоплательщиков и являющиеся поставщиками товара.
Признаками незаконного возмещения НДС являются:
1) поставщик с момента постановки на учет и за проверяемый период представляет нулевые декларации по НДС, местонахождение его неизвестно;
2) счет – фактура, выставленная другим поставщиком, не соответствует требованиям 5,6 пунктов 169 статьи НК РФ, по юридическому и исполнительному адресу общество не находиться, за проверяемый период представило нулевые декларации по НДС, руководитель общества одновременно является руководителем иного юридического лица;
3)
предприниматель в период
Следовательно,
НДС является тем элементом единого
механизма экономичного регулирования
ВЭД, который формируется
Акциз, как форма косвенного налога, зависит в значительно большей степени от национальных условий, поскольку ему в большей степени присуща социальная функция. Международные обязательства играют значительно меньшую роль при формировании ставок акциза. Это означает, что при формировании единого экономического механизма регулирования ВЭД государство относительно свободно при определении ставок акциза, что оно жестко не связано в этой области условиями международных договоров и обязательствами перед своими торговыми партнерами. Эта самостоятельность может проявляться как при определении перечня подакцизных товаров, так и при определении ставок обложения акцизом.
Таким
образом, можно сказать, что НДС
и акцизы являются эффективными инструментами
внешнеэкономического регулирования.
При этом они считаются косвенными налогами.
2.ТАМОЖЕННЫЕ
ПОШЛИНЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ
2.1. История
появления таможенных пошлин
Возникновение
таможенного дела восходит к древнейшим
временам российской истории и существует
не менее тысячи лет.
Считается общепризнанным, что история
таможенного дела в России ведет свое
начало со времен Древней Руси и напрямую
связана с появлением торгового обмена
и зарождением товарного хозяйства.
Период
конца VIII-XI веков можно считать первым
историческим этапом возникновения общих
контуров правовых и организационных
основ административно-правового режима
обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии
элементов таможенного режима являются
XII-XIII века. В это время произошел распад
Киевской Руси на отдельные княжества
и последовало появление границ между
ними, на которых стали возникать таможенные
заставы.
Предшественницей
таможенной реформы явилось положение
главы IX Соборного уложения, а в
ней 20 статей о мытах, перевозах и
мостах. Указанное положение сыграли
важную роль таможенного законодательства
и таможенного дела, и пожили начало его
правовому обоснованию.
В статьях Соборного Уложения впервые
изложены права и обязанности таможенников
(мытчиков, перевозчиков и мостовщиков)
по осуществлению контроля за перевозом
товаров, грузов и перемещением людей,
а также нормы соблюдения правил установленных
указанным документом.
В
конце XVII века взимание таможенных пошлин
и сборов осуществляли Приказ Большой
казны, Большая таможня, Посольская
новая таможня, Мытная изба, Конюшенный
приказ, Номерная изба, таможенные избы
в уездах.
Еще более существенную роль таможенные
платежи начинают приобретать в годы правления
Петра I (1682-1725) в результате содействия
развитию национальной экономики через
поощрение отечественного производителя.
Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней и внешней торговли.
Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни.
Вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.
К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам и таможенные ревизоры. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на главные складочные таможни; таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.
В XIX в. осуществлялось дальнейшее правовое обеспечение таможенного дела, что нашло свое отражение в таможенных уставах и документах. Например, Таможенный устав 1819 г. устанавливал порядок охраны государственной границы. Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие.
Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими. Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений, была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.
В ХХ веке наметилась тенденция снижения таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Нарастала потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам и конкретным вида изделия учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен.