Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 23:40, курсовая работа
Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Налоги, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..…..5
1.1 История появления налогов и их понятие……………………………………...5
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика применения и результаты…………………………………………..11
2. Таможенные пошлины, как инструмент регулирования в области внешнеэкономической деятельности……………………………………………..13
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды таможенных пошлин…………………………………………………….16
2.3 Практика применения и результаты…………………………………………17
3. Другие инструменты регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты……………………22
3.1 Валютные ограничения и валютный контроль……………………………….22
3.2 Регулирование курса национальной валюты…………………………………26
3.3 Меры поддержки экспорта…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Тольяттинский государственный университет
Институт финансов, экономики и управления
Кафедра
экономики, финансов и бухгалтерского
учета
Курсовая
работа по дисциплине «Макроэкономика»
Тема:
«Налоги,
таможенные пошлины и другие элементы
регулирования в области внешнеэкономической
деятельности: понятие, практика применения
и результаты».
Выполнил студент:
Совалева Н. А.
Группа: Экб-202
Научный руководитель:
К. Э. Н., доцент
Н. В. Мингалев
Г. Тольятти - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Налоги,
как инструмент регулирования
в области внешнеэкономической
деятельности………………………………………………
1.1 История
появления налогов и их
1.2 Виды налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью…………7
1.3 Практика
применения и результаты…………………
2. Таможенные
пошлины, как инструмент
2.1 История появления таможенных пошлин и их понятие …………………….13
2.2 Виды
таможенных пошлин…………………………………
2.3 Практика
применения и результаты…………………
3. Другие
инструменты регулирования в
области внешнеэкономической
3.1 Валютные
ограничения и валютный
3.2 Регулирование
курса национальной валюты……………
3.3 Меры
поддержки экспорта………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников литературы……………………………..…32
Приложение 1. Глоссарий – «Словарь экономических категорий, понятий и терминов», используемых в курсовой работе
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящается теме «Налоги, таможенные пошлины и другие методы регулирования в области внешнеэкономической деятельности: понятие, практика применения и результаты». Я считаю эту тему актуальной, потому что регулирования в области внешнеэкономической деятельности оказывают большое влияние на развитие страны и занимает важное место в современной экономике.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическая
деятельность выполняет организационно-
Объектом
исследования данной курсовой являются
элементы регулирования в области
внешнеэкономической
Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, справочная литература, и прочие актуальны источники информации.
Работа
имеет классическую структуру и
включает в себя введение, основную
часть, состоящую из трех глав, заключение,
библиографический список и приложение.
В
первой главе рассмотрены налоги,
как элемент регулирования во
внешней экономике. Во второй главе
рассмотрены таможенные пошлины, как
элемент регулирования во внешней
экономике. А в третьей главе
– другие инструменты регулирования ВЭД
(валютные ограничения и валютный контроль,
регулирование курса национальной валюты,
меры поддержки экспорта).
НАЛОГИ,
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ В
ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Понятие "налог" уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств). В современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty – долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" – такса. Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import – обязательный платёж. Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Обоснование налога как одного из воспроизводственных факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и других. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно – денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.
Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли, намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.
В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неолиберализм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и других. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.
И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В
настоящее время для
1.2. Виды
налогов, связанных с
Основным налогом в регулировании внешней экономики является налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги; один из основных видов налогов. Представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства (от сырья до конечного продукта) и взимается с каждого акта продажи.
Налог
на добавленную стоимость –
НДС является эффективным инструментом внешнеэкономического регулирования. Во многих странах в целях стимулирования экспорта фирмам-экспортерам возвращается сумма НДС. При импорте НДС выступает средством протекционистской политики, поскольку его взимание с импортируемых товаров ведет к их удорожанию, повышая тем самым конкурентоспособность товаров и услуг отечественного производства.
В Российской Федерации НДС введен с 1 января 1992 г. одновременно с отменой налога с оборота (взимается со стоимости товара) и налога с продаж.
Он рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (т.е. суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).
При
внешнеэкономической
Существуют льготы по уплате НДС. Они предоставляются в виде освобождения от НДС или возвратом ранее уплаченных сумм и могут быть разделены в зависимости от: