Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.
Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Налоговая система …….....………………………………………..…………...4
2. Функции налогооблажения…………………………………………………..7
3. Формы и виды налогов................................................................................13
4. Кривая Лаффера.........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………...…….22

Работа содержит 1 файл

Мой курсач.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Налог по совокупному  годовому доходу выглядит как своеобразная корректировка индивидуального подоходного налога. Его наличие обусловлено тем, что, во-первых, физическое лицо может получать доходы от найма из различных источников; во-вторых, со стремлением законодателя осуществлять льготирование определенных видов личных расходов (учеба детей, ремонт квартиры, укрепление здоровья и т. д.); в-третьих, получать в декларациях информацию о процессах перераспределения денежных доходов при оказании различных услуг.

Специальные дополнительные налоги обычно водятся с целью стимулирования тех или иных социальных действий (например, налог на холостяков, малосемейных и т. п.).

Налог на доход или  прибыль (корпоративный налог) уплачивают юридические лица, которые являются коммерческими (хозрасчетными) организациями.

Отметим, что прямые подоходные налоги с физических лиц и корпораций четко выполняют функцию стабилизатора  экономической конъюнктуры. В период кризисного спада и депрессии  вслед за сокращением налогооблагаемой базы неизбежно уменьшается сумма  налогов такого рода. В условиях подъема налогооблагаемая база, наоборот, автоматически увеличивается. В итоге государство получает возможность в качестве прямых налогов взимать более значительные суммы.

Налог на имущество (недвижимость корпораций) или на личное состояние граждан страны по своей природе считается “рыночным” налогом, так как стимулирует эффективное использование имеющихся экономических ресурсов. Что касается сектора домашних хозяйств, то в данном аспекте налог на имущество выполняет, скорее всего, перераспределительную функцию. Объектом налогообложения является имущество за вычетом обязательств, возникающих в связи с владением этим имуществом.

Косвенные налоги. Выступают  как скрытые, или завуалированные, платежи в пользу государства, взыскиваются через цену товаров и услуг. Т. е. выступают как часть цены, а поэтому являются фактором их повышения. Формально косвенный налог уплачивает продавец, а реально – покупатель товара. Принимает форму акцизы, налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины и т. д.

Косвенные или ценовые  налоги выступают как налог на потребление.

Их косвенный характер проявляется в том, что они  уплачиваются не всеми, а лишь теми, кто покупает соответствующие товары и услуги.

Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС выступает как многоступенчатый налог на потребление. Обычно налогообложение имеет место при каждом переходе прав собственности на товар. Налогооблагаемой базой НДС является часть стоимости товара, Которая проявляется на очередной стадии производства продукции (т. е. добавленная стоимость обработки).

Отметим, что субъектом  НДС выступает предприниматель, но носителем - покупатель продукции. По сути дела предприятия-производители  выступают как сборщики данного  налога. При экспорте на его величину уменьшается контрактная цена, т. е. вместе с продукцией НДС передается в страну назначения.

Акцизы. Представляют собой  один из самых древних косвенных  налогов; устанавливаются на единицу  товара и включаются в цену реализации. По сути дела, выступают как налог на продажу товаров особого вида.

Действительно, акцизы используются как налог лишь на отдельные виды товаров, например, алкоголь, табачные изделия (“налог на грехи”), или на предметы роскоши, косметику и деликатесы (“налог на роскошь”), а также на минеральное сырье.

Таможенные пошлины  и сборы. Выступают как плата  за право провоза продукции (экспорт, импорт) или личных вещей через  государственную границу. Чаще всего  используются как инструмент протекционистской  политики, направленной на защиту внутреннего рынка.

По степени компетенции  органов власти различных уровней  в отношении решения вопросов установления и введение в действие налогов выделяют также государственные  и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы и др.

Местные налоги могут  устанавливаться как высшим представительным органам, так и соответствующим  местным (региональным) органом власти, но вводятся они только решением, принятом на местном уровне (в РБ к таким платежам можно отнести налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные (региональные) бюджеты.

Налоги по порядку  их использования подразделяются на общие и целевые (специальные). Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Способы взимания налогов. В развитых странах применяется  четыре способа взимания налогов: кадастровый, самоначисление (декларационный),

административный и авансовый (или удержание налога “у источника”).

Кадастровый способ основывается на применении кадастров — периодически составляемых описей, в которых регистрируются или переписываются все объекты, подлежащие обложению налогом (земля, строения, граждане и т. д.). Кадастровый способ требует от государства значительных расходов на регулярное составление кадастров и поэтому применяется в весьма ограниченных   пределах.   На  основе   кадастрового   способа   обложения взимаются такие налоги, как поземельный, подомовой, промысловый, а также такой архаичный налог, как подушный, сохранившийся лишь в некоторых странах.

Самоначисление —  наиболее распространенный способ обложения, применяемый для взимания подоходных налогов. При этом способе налогоплательщики самостоятельно (путем представления налоговым органам специальной декларации) рассчитывают свои доходы, производят все установленные вычеты и льготы и определяют сумму налога к уплате. Налоговые органы проверяют полученные декларации и дают указание о внесении налога в казну. Следует отметить, что налогоплательщики, облагаемые налогом на основе самоначисления, несут полную ответственность (вплоть до преследования в уголовном порядке) за правильность и полноту представляемых ими в налоговых декларациях сведений.

В некоторых странах  применяется административный способ взимания налога, когда налоговые власти сами определяют размер облагаемого дохода на основе некоторых косвенных признаков (количество клиентов, рыночная конъюнктура и т. д.).

При авансовом (или предварительном) способе обложения установленная сумма налога удерживается из дохода, подлежащего перечислению в пользу получателя этого дохода. Характерной особенностью этого способа является то, что основную ответственность перед казной за уплату налога несет не получатель (собственник) дохода, а лицо, выплачивающее доход, — предприниматель, банк, компания и др. Такой способ обложения применяется при выплате заработной платы трудящимся, гонораров и вознаграждений за выполнение различных услуг и работ, а также при выплате некоторых регулярных доходов-дивидендов, процентов, лицензионных платежей и т. д.

Налоги, удержанные в  авансовом порядке при выплате  дохода, в дальнейшем засчитываются при уплате общего подоходного налога соответствующими гражданами и компаниями. Этот способ наиболее эффективен с точки зрения расходов государства на взимание налога, поскольку не требует учета налогоплательщиков и значительно облегчает контроль над правильностью и своевременностью уплаты налогов. Поэтому авансовый способ взимания налогов получает в последние годы все более широкое распространение в разных странах мира.

Эффективность налоговой  системы. Есть основание говорить об эффективности налоговой системы  в широком и в узком смысле слова.

В широком смысле слова  эффективность налоговой системы обнаруживается через ее способность выполнять возложенные на нее функции. При таких оценках, прежде всего, обращают внимание на исключение “утечек” налоговых поступлений и на размеры административных расходов, связанных с содержанием налоговой системы.

Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость  постоянного совершенствования  налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.

В узком смысле слова  эффективность налоговой системы  определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий. Например, таких как наличие оптимального соотношения прямых и косвенных налогов, налогов с юридических и физических лиц, масштаб налоговых льгот, характер применяемых штрафных санкций, уровень сложности расчета налогооблагаемой базы,  а также наличия лазеек для ухода от налогообложения.

Принципы построения налоговой системы.

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы глубоко  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

Подданные государства  должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Каждый налог должен взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения  таковы:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

Система и процедура  выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера