Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа
С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.
Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Налоговая система …….....………………………………………..…………...4
2. Функции налогооблажения…………………………………………………..7
3. Формы и виды налогов................................................................................13
4. Кривая Лаффера.........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………...…….22
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с появлением государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.
Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.
Современная наука называет налогом категорию, определяющую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством приобрели самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии налог до сих пор носит название – долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как таксу. Закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в Беларуси подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).
Генезис налогообложения изложен в трудах советских и зарубежных ученых. Вместе с этим необходимо выделить главные этапы перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Установление их необходимо для того, чтобы выявить причины функционирования современного налогообложения в Беларуси.
Теория и методология
налогообложения и его
1. Налоговая система
С институциональных
позиций налоговую систему
Одновременно налоговая
система предстает как налоговы
Налоговую систему можно
еще представить и как
Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством. Вопросами обложения и сбора налогов ведает специальный налоговый аппарат, который, как правило, входит в состав Министерства финансов. Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, т. е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данной стране, порядок их исчисления, взимания, отмены и т. д. В налоговом праве предусматриваются меры наказания за нарушение налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пени, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие и занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.
Любая современная налоговая система должна отвечать трем базовым критериям: нейтральность, справедливость и бюджетная эффективность. В целом ее специфика определяется особенностями государственной экономики. Поэтому существуют различные модели организации налоговых систем (табл. 1).
Табл. 1. Модели организации налоговых систем
Англосаксонская модель |
Ориентированность на обложение прямыми налогами, основное налоговое бремя возлагается на физических лиц, незначительная доля косвенных налогов |
США, Австралия, Н. Зеландия, Великобритания, Канада |
Евроконтинентальная модель |
Высокая доля отчислений на социальное страхование, значительная доля косвенных налогов, доля прямых налогов в несколько раз ниже доли косвенных |
Германия, Франция, Австрия, Бельгия |
Латиноамериканская модель |
Ориентированность на косвенное налогообложение из-за высокой инфляции |
Чили, Перу, Боливия |
Смешанная модель |
Доли прямых и косвенных налогов примерно равны |
Россия, Италия, Беларусь |
Таким образом, налоговая система включает в себя следующие основные элементы:
Субъект налога (налогоплательщик)
– юридическое или физическое
лицо, на которое законодательством
возложено обязательство
Носитель налога – лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами.
Объект налога – доход или имущество, на которое начисляется налог.
Разница между понятиями налоговой базы и объекта связана с тем, что определенные части объекта могут облагаться в льготном режиме или вообще не облагаться налогом (например, необлагаемый минимум доходов или имущества). Таким образом, налоговая база не может превышать размер объекта налогообложения.
Источник налога – средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).
Единица обложения –
единица измерения объекта
Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения. Различают твердые и процентные налоговые ставки. Твердые ставки характерны для некоторых косвенных налогов, акцизов, таможенных пошлин, подушного налога, государственная пошлина и др. и выражаются в некоторой денежной сумме, взимаемой с каждой единицы объекта обложения. Процентные ставки применяются для исчисления подоходных налогов, налогов на прибыль, налогов с даров и наследств, косвенных налогов и др. и представляют собой выраженную в процентах долю налога по отношению к величине дохода, стоимости имущества и т. д.
Существуют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные процентные ставки. При применении пропорциональных ставок доля налога остается неизменной независимо от величины дохода, имущества и т. д., а при прогрессивных или регрессивных налоговых ставках доля налога соответственно возрастает или уменьшается по мере увеличения объекта обложения.
Налоговые льготы
– уменьшение налоговых ставок,
изъятие из обложения
Налоговые платежи – сумма, с которой взимается налог.
Налоговое бремя – величина налоговой суммы.
Современная налоговая система
характеризуется необычайной
Налог - это обязательный,
индивидуально безвозмездный
Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.
Определение налога можно
рассматривать также с разных
позиций. С институциональных позиций
налог выступает как форма
участия хозяйствующих
С экономических позиций налог есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.
С юридических позиций налог есть обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в определенном размере и в установленный срок на основе налогового законодательства.
Налог и государство – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.
Налог выступает как своеобразная плата за поддержание цивилизованности общества.
Основными чертами налога как экономического явления выступают:
1) обязательность, или принудительность, уплаты;
2) безвозмездность
3) безэквивалентность
Уплата налога выступает
как обязанность
2. Функции налогообложения
Функции налогообложения
- это проявление его сущности и
свойств. В первую очередь, в налогах
непосредственно реализуется их
социальное назначение как инструмента
стоимостного распределения и
На практическом уровне
налогообложение выполняет
Рассматривая современную систему налогообложения, разные ав-торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
• фискальная;
• распределительная (социальная);
• регулирующая;
• контрольная;
• поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
2.1 Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го-сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми¬ном "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложе¬ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе¬ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу¬дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос-тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2.2 Распределительная функция
Распределительная (или
как её ещё называют — перераспределительная)
(социальная) функция налогов состоит
в перераспределении общественн
Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера