Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.
Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Налоговая система …….....………………………………………..…………...4
2. Функции налогооблажения…………………………………………………..7
3. Формы и виды налогов................................................................................13
4. Кривая Лаффера.........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………...…….22

Работа содержит 1 файл

Мой курсач.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с появлением государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной  властью в качестве механизма  косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

С развитием государства  меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется  коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.

Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и  мощное явление, несмотря на то, что  известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.

Современная наука называет налогом категорию, определяющую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством приобрели самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами. В Англии налог до сих пор носит название – долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как таксу. Закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в Беларуси подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).

Генезис налогообложения изложен  в трудах советских и зарубежных ученых. Вместе с этим необходимо выделить главные этапы перехода налоговых  отношений из одного качественного  состояния в другое, более совершенное. Установление их необходимо для того, чтобы выявить причины функционирования современного налогообложения в Беларуси.

Теория и методология  налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налоговой системы и ее элементов.

 

 

 

 

 

1. Налоговая система

 

С институциональных  позиций налоговую систему можно  представить как совокупность принципов, форм и методов установления, изменения  и отмены налогов, соответствующих  налоговому законодательству.

Одновременно налоговая  система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость  и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.

Налоговую систему можно  еще представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных законодательством  и обязательных к уплате.

Структура налоговой  системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами  все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством. Вопросами обложения и сбора налогов ведает специальный налоговый аппарат, который, как правило, входит в состав Министерства финансов. Для регулирования налоговых отношений  государство разрабатывает налоговое право, т. е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данной стране, порядок их исчисления, взимания, отмены и т. д. В налоговом праве предусматриваются меры наказания за нарушение налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пени, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие  и занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.

Любая современная налоговая  система должна отвечать трем базовым  критериям: нейтральность, справедливость и бюджетная эффективность. В целом ее специфика определяется особенностями государственной экономики. Поэтому существуют различные модели организации налоговых систем (табл. 1).

 

Табл. 1. Модели организации налоговых систем

 

Англосаксонская

модель

Ориентированность на обложение

прямыми налогами, основное

налоговое бремя возлагается  на физических лиц, незначительная доля косвенных налогов

США, Австралия,

Н. Зеландия,

Великобритания,

Канада

Евроконтинентальная

модель

Высокая доля отчислений на социальное страхование,

значительная доля косвенных  налогов, доля прямых налогов в несколько  раз ниже доли

косвенных

Германия, Франция,

Австрия,

Бельгия

Латиноамериканская

модель

Ориентированность на косвенное  налогообложение из-за высокой инфляции

Чили, Перу,

Боливия

Смешанная модель

Доли прямых и косвенных  налогов примерно равны

Россия, Италия,

Беларусь


Таким образом, налоговая  система включает в себя следующие  основные элементы:

  1. -субъект
  2. - носитель
  3. - объект
  4. - источник
  5. - единица обложения
  6. - налоговая ставка
  7. - налоговые льготы
  8. - налоговые платежи
  9. - налоговая база
  10. - налоговое бремя.

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательством  возложено обязательство платить  налог.

Носитель налога –  лицо, из дохода которого выплачивается налог. Плательщик и носитель могут быть разными лицами.

Объект налога – доход  или имущество, на которое начисляется  налог.

Разница между понятиями  налоговой базы и объекта связана  с тем, что определенные части  объекта могут облагаться в льготном режиме или вообще не облагаться налогом (например, необлагаемый минимум доходов или имущества). Таким образом, налоговая база не может превышать размер объекта налогообложения.

Источник налога –  средства, из которых выплачивается  налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Единица обложения –  единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т. д.).

Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения. Различают  твердые и процентные налоговые ставки. Твердые ставки характерны для некоторых косвенных налогов, акцизов, таможенных пошлин, подушного налога, государственная пошлина и др. и выражаются в некоторой денежной сумме, взимаемой с каждой единицы объекта обложения. Процентные ставки применяются для исчисления подоходных налогов, налогов на прибыль, налогов с даров и наследств, косвенных налогов и др. и представляют собой выраженную в процентах долю налога по отношению к величине дохода, стоимости имущества и т. д.

          Существуют пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные процентные ставки. При применении пропорциональных ставок доля налога остается неизменной независимо от величины дохода, имущества и т. д., а при прогрессивных или регрессивных налоговых ставках доля налога соответственно возрастает или уменьшается по мере увеличения объекта обложения.

 Налоговые льготы  – уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных  элементов налога (например, амортизационных  отчислений), освобождение от налогов  и т. д. Они устанавливаются,  как и налог, в порядке и  на условиях, определенных законодательными актами.

Налоговые платежи –  сумма, с которой взимается налог.

Налоговое бремя –  величина налоговой суммы.

Современная налоговая система  характеризуется необычайной изощренностью  форм и методов обложения и  исключительным многообразием применяемых налогов (в отдельных странах существует около ста и более различных видов налогов). Для всех развитых и большинства развивающихся стран основные ее принципы и характеристики едины, хотя в их понимании и применении в налоговой политике имеются существенные различия. Ключевым понятие в системе налоговых отношений является термин “налог”.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов. Безвозмездность налоговых платежей, вообще говоря, относительна, поскольку полученные таким образом доходы используются государством для осуществления расходов, предоставления налогоплательщикам общественных благ. Однако для конкретных плательщиков выгоды, получаемые от государственных расходов, могут быть недостаточной компенсацией их налоговых платежей. Поэтому налоги связаны с государственным принуждением, то есть применением санкций в случае неполной или несвоевременной их уплаты.

Определение налога можно  рассматривать также с разных позиций. С институциональных позиций  налог выступает как форма  участия хозяйствующих субъектов  в формировании централизованных ресурсов государства.

С экономических позиций налог есть категория, которая выражает специфические экономические отношения между государством и хозяйствующим субъектом по поводу передачи части дохода в пользу государства с целью формирования условий, необходимых для выполнения им соответствующих функций.

С юридических позиций  налог есть обязательный платеж, взимаемый  с физических и юридических лиц  в определенном размере и в  установленный срок на основе налогового законодательства.

Налог и государство  – парные категории. С появлением государства появляются и налоги. Содержание и структура налогов непрерывно трансформируются вслед за изменением функций государства.

Налог выступает как  своеобразная плата за поддержание  цивилизованности общества.

Основными чертами налога как экономического явления выступают:

1) обязательность, или  принудительность, уплаты;

2) безвозмездность

3) безэквивалентность

Уплата налога выступает  как обязанность налогоплательщика, в то время как у противоположной  стороны (т. е. у государства) встречных  финансовых обязательств не возникает.

 

2. Функции налогообложения

 

Функции налогообложения - это проявление его сущности и  свойств. В первую очередь, в налогах  непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько  функций, в каждой из которых реализуется  то или иное назначение на-логов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные ав-торы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

•   фискальная;

•   распределительная (социальная);

•   регулирующая;

•   контрольная;

•   поощрительная.

Рассмотрим эти функции  более подробно, но будем иметь  ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

2.1 Фискальная функция

 

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная  с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились го-сударственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение терми¬ном "фиск" государственной казны).

Фискальная функция  является основной функцией налогообложе¬ния. Посредством данной функции реализуется главное предназначе¬ние налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов госу¬дарства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все ос-тальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

 

2.2 Распределительная функция

 

Распределительная (или  как её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит  в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера