Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:33, курсовая работа
С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкостью прежнего механизма управления экономикой, заменой старых рыночных инструментов менеджмента новыми. Решающую роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют налоги.
Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов и жертвоприношение. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к современному содержанию.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Налоговая система …….....………………………………………..…………...4
2. Функции налогооблажения…………………………………………………..7
3. Формы и виды налогов................................................................................13
4. Кривая Лаффера.........................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………...…….22
Посредством налогов
в государственном бюджете
С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий и
окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная
функция налоговой системы
2.3 Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных,
товарно-денежных отношений.
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
По мнению, крупного английского
экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют
в обществе исключительно для
регулирования экономических
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или
иных задач налоговой политики государства.
Эта функция имеет три
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие
налогов реализуется через
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Дестимулирующая подфункция,
напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.1
В то же время регулирующая
функция налогов действует
2.4 Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
2.5 Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны
друг с другом. Так, например, реализация
фискальной функции позволяет
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции
заключается в обеспечении
Выполнение регулирующей
и стимулирующей функций
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
3. Формы и виды налогов
Табл. 2. Общая схема классификации налогов
Принципы классификации |
Виды налогов |
1. Метод установления налога |
Прямые и косвенные |
2. Объект налогообложения |
Налоги на имущество; на доходы и прибыль; ресурсные налоги; налоги на действия; прочие налоги |
3. Субъекты налогообложения |
Налоги с физических лиц. Налоги с юридических лиц. Смешанные налоги |
4. Орган власти, устанавливающий налог |
Центральные (республиканские) налоги. Местные налоги |
5. Бюджет, в который зачисляются налоги |
Закрепленные налоги. Регулирующие налоги |
6.Форма взимания налога |
Налог у источника. Налог по декларации. Налог по кадастру |
7. Источник налогообложения |
Налоги, включенные в цену, в себестоимость; налоги за счет прибыли и т. д. |
В налоговой системе выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, непосредственно с доходов (прибыли) или имущества налогоплательщика.
Прямые налоги выступают как безвозмездные платежи, которые изымаются непосредственно с субъекта налогообложения. Объектом налогообложения при прямом налогообложении выступают факторы производства или имущество (капитал, труд, недвижимость, ценные бумаги, земля), которые должны приносить доход.
Подоходный налог. Субъектом
налогообложения выступают
Информация о работе Налоги: понятие, функции, формы и виды. Кривая Лаффера