Налоги и налоговые реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.

Содержание

Введение



I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России



1.1 Сущность налога



1.2 Функции налогов



II. Налоговая система России



2.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России



2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации



2.3 Основные налоги собираемые на территории Российской Федерации



III. Противоречия действующей налоговой системы России



3.1 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы



3.2 Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации



3.3 Нестабильность налоговой системы России



IV. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации



4.1 Пути реформирования правовой базы налоговой системы



4.2 Предложения российских экономистов



4.3 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России



Заключение



Список используемой литературы



Приложения

Работа содержит 1 файл

Налоги и налоговые реформы в России.docx

— 70.77 Кб (Скачать)

 

При перестройке налоговой  системы должна быть создана целостная  и активно действующая система  регуляторов экономики, формирующая  цели и выбор стратегии, методов  и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном  учёте приоритета общегосударственных  интересов. Только в этом случае следует  ожидать выхода страны из социально - экономического кризиса.

 

4.3 Роль мирового опыта  в организации налоговой системы  России

 

Несомненно, что мировой  опыт должен использоваться в налоговом  законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных  с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем  правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где  “право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая  судебная практика есть право” ( Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Изд-во “БЕК”,1994. - С. 52 ).

 

Действительно, в рекомендациях  американских экспертов к проекту  Налогового кодекса проводится мысль  о нецелесообразности детализации  налоговых законов. Наша же законодательная  практика в течение почти шестилетнего периода шла по пути уточнений  и изменений налоговых законов, т. е. по пути их детализации, и изменять эту практику вряд ли целесообразно. Вместе с тем, их консультации весьма полезны по многим вопросам, связанным  с подготовкой налоговых нормативных  актов. В частности, очень интересен  и поучителен для нас опыт разработки общенормативных налоговых инструкций не только наличием специальных процедур и органов, ответственных за эту  работу, но, главным образом, широким  и юридически оформленным участием общественности в оценке проектов, её влиянием на конечный результат  работы. У нас подобная практика не имеет широкого распространения, нормативно не закреплена.

 

Однако, не смотря ни на что, накопленный западными странами опыт применения налоговых систем для  обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет  большое практическое значение. Например, система косвенного налогообложения  в России построена с учётом западноевропейского  опыта. В 1991-1992гг. в России был введён налог на добавленную стоимость ( НДС ); совокупность акцизов заменила часть дохода от налога с оборота.

 

Применение опыта развитых стран в построении налоговой  системы не ограничилось введением  отдельных налогов или простым, необдуманным копированием некоторых  видов налогов. Работа по применению опыта в организации налоговой  системы России ведётся и довольно активно и в настоящее время. Так, по решению руководителя Государственной  налоговой службы РФ ( ГНС ) и представителей Европейской комиссии ( ОЭСР ), а также  Министерства налогообложения Дании  в июне 1993 г был создан Московский международный налоговый центр ( ММНЦ ). С того времени ещё несколько  стран присоединились к работе по поддержке Центра. Среди них следует  особо выделить США, Великобританию, Канаду, Швецию и Норвегию. Деятельность ММНЦ направляется и координируется группой, возглавляемой руководителем  ГНС. Она включает в себя представителей всех стран и организаций, поддерживающих Центр.

 

В настоящее время Государственная  налоговая служба предоставила Центру возможность проведения семинаров  в Российской академии государственной  службы. ГНС отбирает участников различных  курсов и оплачивает расходы, связанные  с их приездом в Москву и пребыванием  в Российской академии государственной  службы. Все остальные расходы  несут страны и международные  организации, поддерживающие работу Центра.

 

К настоящему времени Центр  провёл свыше 100 недель курсов для более  чем 3000 участников. Курсы охватывали широкий круг конкретных вопросов налогообложения ( например, корпоративные и персональные подоходные налоги, налог на добавленную  стоимость, налогообложение в нефтяной и газовой отрасли, международные  аспекты налогообложения, отчётность служащих ГНС и аудит в области  налогообложения ). Обсуждались также  более общие темы: вопросы управления, обслуживание налогоплательщиков и  связи с общественностью, структура  налоговой администрации. Проводилась  работа по повышению квалификации преподавателей. Программой на 1998 г. предусмотрено проведение десяти двухнедельных семинаров  и пяти занятий в рабочих группах.

 

Основная цель деятельности Московского международного налогового центра заключается в том, чтобы  содействовать созданию в Российской Федерации налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики, оказывать  помощь Государственной налоговой  службе в разработке и внедрении  наиболее эффективных приёмов и  процедур налогообложения.

 

Государственная налоговая  служба существует около шести лет, вследствие чего даже её руководящим  сотрудникам не хватает опыта  по многим аспектам налогового управления. Кроме того, налоговая практика, основанная на рыночных принципах, незнакома  и нова для России. Поэтому российским специалистам полезно обратиться к  западным экспертам за помощью в  оценке новой ситуации. Возможность  изучения достижений западной практики в области налогообложения позволяет  налоговым служащим знакомиться  с новыми идеями, придаёт юридическую  обоснованность применяемой ими  практике ( находящейся в состоянии  непрерывного развития ) и укрепляет  их уверенность в правильности осуществляемых операций. Эти преимущества особенно важны, поскольку налоговой системой сегодня приходится управлять в  очень сложных условиях. Предлагаемая Центром программа помогает собирать налоги сейчас, а не ждать, когда  “сделанные в России” учебные  программы в достаточной степени  усовершенствуются с течением ряда лет.

 

Заключение

 

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

 

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

 

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов  на другие). Однако в сегодняшнее  время необходима принципиально  иная налоговая система, соответствующей  нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе.

 

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования  налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

 

Подчеркнем, что пока не будет  выработано авторитетной целостной  концепции реформирования налогообложения  и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и  специалистов. В настоящее время  на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный  Правительством РФ, однако, как уже  говорилось он тоже не лишён недостатков  и сейчас находится на доработке.

 

Проблем в сфере налогообложения  накопилось слишком много, чтобы  их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе  решена в недалеком будущем. Но большая  их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени  наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те функции, которые  на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и  принять Налоговый кодекс.

 

Список использованной литературы

 

 

Закон Российской Федерации  “ Об основах налоговой системы  в Российской Федерации “ ( с изменениями  и дополнениями на 21 июля 1997 года ). - М. : 1997.

 

Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации  в Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.

 

Акуленок Д. Н. Налоговый  портфель. - М.: Сомитек, 1993.

 

Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 1995.

 

Винк А. Московский международный  налоговый центр. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 67.

 

Дубов В. В. Действующая налоговая  система и пути её совершенствования. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 22-24.

 

Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. - 1997. - № 4. С. 30-31.

 

Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 1991.

 

Князев В. Совершенствование  налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. - 1997. - № 2. С. 28-33.

 

Лившиц Р. З. Теория права. - М.: Бек, 1994.

 

Макконнелл Кемпбелл Р., Брю  Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996.

 

Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. - 1996. - № 1. С. 43-52.

 

Слом В. И. Что есть налоговое  законодательство? // Налоги. - 1996. - № 1. С. 3-6.

 

Миль Д. Основы политической экономии. - М.: 1981.

 

Приложение

 

 

Закон Российской Федерации  “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”. Глава 1: “Общие положения”.

 

Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой  системы

 

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами.

 

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей ( далее - налоги ), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

 

Статья 3. Плательщики налогов

 

Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории  плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

 

Плательщики налогов, указанные  в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.

 

Статья 5. Объекты налогообложения

 

Объектами налогообложения  являются доходы ( прибыль ), стоимость  определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.


Информация о работе Налоги и налоговые реформы в России