Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:58, дипломная работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.
Введение
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России
1.1 Сущность налога
1.2 Функции налогов
II. Налоговая система России
2.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
2.3 Основные налоги собираемые на территории Российской Федерации
III. Противоречия действующей налоговой системы России
3.1 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
3.2 Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации
3.3 Нестабильность налоговой системы России
IV. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
4.1 Пути реформирования правовой базы налоговой системы
4.2 Предложения российских экономистов
4.3 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Налогооблагаемой базой
для данного налога служит валовая
стоимость на каждой стадии движения
товара от производства до конечного
потребителя, т.е. только часть стоимости
товаров, новая, возрастающая на очередной
стадии прохождения товара. Отсюда
объектами налогообложения
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.
Освобождаются от налога на
добавленную стоимость услуги в
сфере народного образования, связанные
с учебно-производственным процессом,
плата за обучение детей и подростков
в различных кружках и секциях,
услуги по содержанию детей в детских
садиках, яслях, услуги по уходу за больными
и престарелыми, ритуальные услуги
похоронных бюро, кладбищ и крематориев,
а также соответствующих
Освобождаются от платы налога
на добавленную стоимость научно-
г) Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются
все находящиеся на территории Российской
Федерации предприятия и
Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
III. Противоречия действующей налоговой системы России
Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.
Нынешние налоги в своей
основе формировались в условиях
экономического кризиса, что не могло
не отразиться на их количестве, структуре
и ставках. Характерным является
крен в сторону выполнения фискальной
функции налогов. Это не удивительно,
т. к. в условиях бюджетного дефицита,
падения объёмов производства, инфляции
был велик соблазн все
Во многом действующая
налоговая система
К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Не удивительно, что к
существующей налоговой системе
в настоящее время
3.1 Основные группы проблем
правовой базы налоговой
Сегодня по сути у нас сложилась
едва ли не тупиковая ситуация. с
одной стороны, мало кто знает, как
правильно платить налоги. С другой
--мало кто понимает, как эти налоги
взимать. Усилия Государственной налоговой
службы по развитию налогового законодательства
и по его пропаганде среди налоговых
инспекторов и
Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”. В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.(Приложение 1)
Определение понятия “плательщик
налога” неполно(Приложение 2). А
определение объекта
Определить понятия “налог”
и “сбор”, адекватно отразив
в определении их существенные признаки,
- значит выявить категории обязательных
платежей, входящих в налоговую систему,
уяснить компетенцию
Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются” разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Вместе с тем следует
отдавать себе отчет в том, что
необходимость издания
Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
Третья группа проблем, которые
необходимо разрешить в новом
налогового кодекса, касается взаимоотношений
налоговых органов с
Необходимо, чтобы права
и обязанности обеих сторон налоговых
правоотношений были не просто продекларированы,
а имели четкие механизмы их реализации
и были снабжены указаниями на правовые
последствия их нарушения и неисполнения.
Например, если на налоговый или
другой государственный орган
Одной из самых сложных
и слабо разработанных
Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Количество деклараций поданных в 1996 г. возросло по сравнению с 1993 г. в 3,3 раза. Доля подоходного налога, уплаченного по декларациям от общей суммы подоходного налога выросла в 5,4 раза.
Однако далеко не каждый гражданин
считает уплату налогов долгом чести
и своей конституционной
Оперативная информация налоговых органов свидетельствует, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов или скрывает их истинные размеры.
Так, к 1 апреля 1996 г. декларации
добровольно представили 2,2 млн. человек,
а в период с 1 апреля 1996 г. до 1 января
1997 г. налоговые органы заставили
представить декларации ещё более
600 тыс. человек, что составляет 23% от
числа граждан, подавших декларации.
Об этом же говорят и следующие
данные: за занятие предпринимательской
деятельностью без
По экспертным оценкам, имеют
самостоятельные источники
Совершенно не урегулирован
на законодательном уровне вопрос о
порядке осуществления
Конечно это лишь небольшой
круг проблем, касающихся правовой базы
налогообложения в России, будоражащих
нашу налоговую систему. Подчеркнем,
что пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции