Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:58, дипломная работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.
Введение
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России
1.1 Сущность налога
1.2 Функции налогов
II. Налоговая система России
2.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
2.3 Основные налоги собираемые на территории Российской Федерации
III. Противоречия действующей налоговой системы России
3.1 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы
3.2 Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации
3.3 Нестабильность налоговой системы России
IV. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
4.1 Пути реформирования правовой базы налоговой системы
4.2 Предложения российских экономистов
4.3 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
3.2 Противоречия основных
налогов, собираемых в
Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.
В условиях инфляционных процессов
и огромной ставки НДС этот налог
стал сегодня одним из решающих факторов
сдерживания развития производства
в связи с нарушением расчетов
в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает
почти на четверть и так уже
выросшие многократно цены. Его роль
проявляется в том, что в течение
трех лет проведения реформ реализуется
только 65-70% произведенной продукции,
а также катастрофических размеров
достигла взаимная задолженность предприятий
и организаций. Так как этот налог
несомненно очень перспективен в
рыночной экономике, то согласиться
с предложениями о его
Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождает необходимость в акцизах.
Косвенные налоги на потребление
действуют практически во всех странах
с развитой рыночной структурой. Обычно
они выступают в двух основных
формах: налог на добавленную стоимость
или налог с продаж. Поэтому
имеет смысл сравнить ставки на целевое
назначение этого налога в различных
странах. В США одним из главных
доходных источников бюджетов штатов
является налог с продаж. Отчисления
от него направляются и в муниципальные
бюджеты. Ставка колеблется от 3% до 8,25%.
В Японии налог с продаж взимается
по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских
странах косвенные налоги на потребление
обычно выше. Так, в Германии налог
с продаж составляет 14%, а по основным
продовольственным товарам - 7%. В
Финляндии уплачивается налог на
добавленную стоимость в
Сравнение позволяет сделать
вывод о более фискальной, нежели
стимулирующей роли налога на добавленную
стоимость в нашей стране (его
ставка на сегодняшний день от 10% до
20%), о вынужденных мерах уменьшить
бюджетный дефицит даже ценой
возможного сужения налоговой базы.
Рассматривая перспективы развития,
следует сделать вывод о
3.3 Нестабильность налоговой системы России
В настоящее время
Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.
Вносимые в курс экономической
реформы уточнения и дополнения
неизбежно отражаются на необходимости
корректирования отдельных
В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом “Об основах налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона.
Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.
Представляется важным сопоставить налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР.
По оценкам зарубежных
экспертов, западные предприниматели
ухитряются скрыть от налогообложения
от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов
Государственной налоговой
Сегодня в стране ставки налогов
устанавливаются без
Действующая в стране налоговая
система со слабо проработанными
теоретически и экономически ставками
налогов вынуждает вводить
Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
IV. Пути реформирования налоговой системы
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика. Одним из первых шагов создания такой концепции является обсуждаемый Налоговый кодекс РФ, внесённый Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу 30 апреля 1997 года.
4.1 Пути реформирования
правовой базы налоговой
На стадии становления
налоговой системы, когда сама налоговая
материя эмпирична, подвижна и нестабильна,
правовая форма налогообложения
не может быть совершенной. Пожалуй,
и сегодня нельзя ещё утверждать,
что российская налоговая система
миновала стадию становления. Идут разговоры
о “корректировке” курса
Шестилетний опыт функционирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.
Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.
Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.
Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.
В сфере малого предпринимательства
реализация идеи агрегированного
Одной из ключевых по-прежнему
остаётся проблема собираемости налогов.
Технологически её решение предлагается
подкрепить рядом мер. Среди них
- переход к начислению налогов
по отгрузке, поэтапный перенос обязанности
уплаты налогов с получателя средств
на плательщика, введение реального
механизма контроля за доходами физических
лиц, соединение процедур регистрации
субъекта малого предпринимательства
и внесения им единого налога, совершенствование
методов банковского контроля и
детальная регламентация
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.
На базе налоговой политики,
увязанной с политикой цен
и политикой доходов, необходима
разработка концепции развития и
совершенствования налоговой
Принятие Налогового кодекса
РФ позволит в определённой мере решить
отдельные проблемы, накопившиеся в
налоговой системе. Прежде всего, его
принятие позволит законодательно закрепить
общепринятые налоговые термины
и положения, будет способствовать
их однозначному толкованию, улучшит
взаимоотношения
Несмотря на критику, он соответствует
основным требованиям, предъявляемым
к налоговым кодексам стран с
рыночной экономикой. При этом в
нём, в основном, сохранена преемственность
с уже действующей в стране
налоговой системой. Высказанные
выше критические замечания в
её адрес совсем не означают, что
она негодна в принципе и её
нужно “разрушить до основания”. Нет,
механизм нужно попросту отладить и
заставить работать. Хотя не секрет,
были предложения коренным образом
изменить её, отказавшись, к примеру,
от налога на прибыль, а основной крен
сделать в сторону налогов
на потребление, на недвижимость и т.
д. Но практика показывает, что наша
действующая, хотя и несовершенная,
налоговая система в принципе
соответствует налоговым