Налоги и налогообложение предприятий в России

Автор: o********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории налогообложения, современной практики налогообложения, анализ правовых основ регулирования и налогообложения и методики исчисления налогов. Систематизировать и закрепить полученные знания в практической части при расчете налога на имущество и налога на прибыль организации. Выработать практические навыки исчисления налоговой базы и сумм налоговых платежей по налогам, умение заполнять налоговые декларации. Основная задача, которую необходимо решить в данной работе - выбор системы налогообложения организации и его обоснование.

Содержание

Введение. 3
1. Сущность налоговой системы, принципы и функции налогов 5
1.1 Классификация налогов 5
1.2. Функция налогов. 7
1.3.Основные виды налогов. 9
1.4.Варианты систем налогообложения (налоговых режимов) 10
1.5. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход 12
1.6. Упрощенная система налогообложения 14
1.7. Общая система налогообложения 18
1.8. Изменение системы налогообложения. 19
1.9 Выбор и обоснование системы налогообложения 20
Выбор и изменение объекта налогообложения 23
2. Контрольное задание. 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 97.45 Кб (Скачать)
  1. если при очередном повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или сокращаются;
  2. если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
  3. если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.

     В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при  образовании разных фондов, возврат  ранее уплаченных налогов, налоговый  кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

     В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность  в виде взыскания всей суммы сокрытого(заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

     Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который  смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет.

     Должна  быть обеспечена определенность, предсказуемость  и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот.

     Для предприятий малого бизнеса возможен  переход на упрощенную систему налогообложения.

     1.3.Основные  виды налогов

     Порядок налогообложения предприятий регламентируется следующей нормативно-правовой базой:

  1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
  2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.
  3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

     В соответствии с частью первой НК РФ  система налогообложения в нашей  стране представлена тремя уровнями:

  • федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);
  • региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ);
  • местные налоги и сборы (ст. 15 НК РФ).

     Федеральные налоги и сборы обязательны к  уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные  налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов  РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • государственная пошлина;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • налог на добычу полезных ископаемых;

         водный  налог.

     К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

     К местным налогам и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

     Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

     Под налоговым периодом понимается календарный  год или иной период применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

     Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

     Порядок исчисления налога: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый  период, исходя из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот.

     Порядок и сроки уплаты федерального налога устанавливаются федеральными законами, регионального налога - законодательными органами субъектов Российской Федерации, местного налога - представительными  органами местного самоуправления.

     1.4.Варианты  систем налогообложения  (налоговых режимов)

     В России существуют традиционная система налогообложения и специальные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случае и в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элемент налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ статьями 13 - 151.

     К специальным налоговым режимам  относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. При учреждении организации учредители вправе выбрать одну из нескольких предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Этот вопрос является одним из важнейших при создании организации, поскольку именно от выбранной системы налогообложения зависит, сколько и каких налогов должна будет уплачивать Ваша организация.

     Предусмотренные законом системы налогообложения (налоговые режимы) отличаются в зависимости от того:

         а) какую бухгалтерскую отчетность должен сдавать налогоплательщик.

         б) какие налоги он должен уплачивать.

     Как правило, при создании организации  учредители могут выбрать общую  систему налогообложения (при которой  в полном объеме ведется бухгалтерский  учет и уплачиваются все основные налоги – НДС, налог на прибыль, налог на имущество) либо один из двух специальных налоговых режимов:

           а) упрощенная система налогообложения;

           б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

     Специальные налоговые режимы обладают двумя  принципиальными плюсами: во-первых, отсутствует обязанность по ведению  бухгалтерского учета; во-вторых, основные налоги заменяются одним налогом. 

     Теоретически  можно выбрать любой из указанных  выше налоговых режимов, однако, государство  дает  право выбора только в определенных рамках, вводя различные условия  для применения определенного налогового режима. Первое ограничение связано с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ). Необходимо учитывать, что в случае, если Вы осуществляете один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, Вы автоматически (в силу закона) обязаны применять именно систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Право не применять указанную систему, занимаясь определенными видами деятельности, налогоплательщику не предоставлено.

     1.5. Система налогообложения  в виде единого  налога на вмененный  доход

     Система налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности применяется  налогоплательщиком при осуществлении  им следующих видов предпринимательской  деятельности (п. 2 ст. 346.26 НК РФ):

  1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  6. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  7. розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  8. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  9. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  10. распространения и (или) размещения наружной рекламы;
  11. распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
  12. оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;
  13. оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

     Единственное  исключение (и, одновременно, способ обхода указанной системы) установлено  п. 2.1. ст. 346.26 НК РФ, согласно которому единый налог не применяется в отношении  видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о  совместной деятельности). То есть, заключение договора простого товарищества автоматически  лишает налогоплательщика права  на применение системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход. В этом случае налогоплательщик (в зависимости от ситуации) переходит  на упрощенную систему налогообложения либо на общую систему.

     В целом же система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход достаточно удобна и выгодна  для налогоплательщика, поскольку:

  • освобождает его от обязанности вести в полном объеме бухгалтерский учет (сдавать балансы и иную бухгалтерскую отчетность);
  • предусматривает замену общих налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество) одним фиксированным платежом, не зависящим от результатов деятельности (дохода) налогоплательщика.

     Фиксированный платеж определяется в зависимости  об объективных показателей деятельности налогоплательщика (количества работников, торговых мест, площадь торгового  зала либо зала обслуживания посетителей)..

     Необходимо  отметить, что данная система не освобождает от уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, а также от ведения налогового учета (в виде сдачи налоговых  деклараций по единому налогу на вмененный  доход).

     1.6. Упрощенная система  налогообложения

     В случае если организация не занимается видами деятельности, указанными в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, либо осуществляете их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) либо занимаетесь розничной торговлей (оказанием услуг общественного питания), осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли (общественного питания), у организации есть право применять упрощенную систему либо обязанность применять общую систему налогообложения.

     Фактически  УСНО, как и система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход, представляет собой замену общих  налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество) одним платежом, однако, этот платеж не является фиксированным  и зависит от результатов деятельности налогоплательщика (с учетом выбранного им объекта налогообложения).

Информация о работе Налоги и налогообложение предприятий в России