Налоги и их воздействие на развитие малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, а также особенностей налогообложения субъектов малого бизнеса в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Налоги – основные понятия 6
1.1. Сущность налогов 6
1.2. Виды налогов 10
1.3. Функции налогов и кривая Лаффера 12
Глава II. Малый бизнес, его налогообложение 17
2.1. Эволюция системы налогообложения малого бизнеса в России 17
2.2. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса 22
Заключение 30
Список литературы 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Налоги и их воздействие на развитие малого предпринемательства.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

      Эволюция  развития отечественного законодательства в части налогообложения предпринимательской деятельности показывает стремление законодателя к переходу к западно-европейской системе подоходного обложения, при которой основным критерием являлась чистая доходность хозяйствующих субъектов, а не только формальные внешние признаки таких предприятий.

      В советский период российской истории  структура мелкого предпринимательства  претерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которые обеспечивали конечное потребление населением продуктов их деятельности. Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу, с одновременным ростом количества  государственных и кооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства после революции 1917 года характеризуется постепенным «наступлением» на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года доля частного сектора в торговом обороте СССР не превышала 6%1.

      В Конституции СССР 1936 года малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию. Подобное отношение к мелкому производству было характерно и в 1960-е, и в 1970-е годы. Политика по отношению к мелкому производству постепенно изменялась с принятием Конституции 1977года. В самом начале перехода России на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение о поддержке малого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х годов появились многочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказания услуг населению и т. д7.

      Развитие  малого бизнеса было тесно связано  с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году была введена принципиально  новая система налогообложения.

      За  последние 15 лет можно выделить несколько  заметных событий, произошедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобождены на первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС. Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьма существенная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»8.

      Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферу налогообложения  является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существуют три подхода  к налогообложению субъектов малого бизнеса:

  1. обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН;
  2. упрощенная система налогообложения учета и отчетности;
  3. система налогообложения вмененного дохода.

           Говоря об общей системе налогообложения,  нужно выделить ряд моментов.

      Субъекты  малого бизнеса, осуществляя предпринимательскую  деятельность и получая прибыль, уплачивают налог на прибыль. Налог  на прибыль организаций действует  на всей территории России и взимается  с 1 января 2002 года в соответствии с  главой 25 НКРФ. Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе и малые, независимо от сфер деятельности и формы собственности. Введение главы 25 НКРФ привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций, в первую очередь посредством установления открытых перечней доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. 

      С 1 января 2005 года перечисление средств  по налогу на прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный  и региональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.

      Достаточно  обременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых  отчислений субъекта малого бизнеса, работающего  по общепринятой системе налогообложения, является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждый налогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается в необходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученных и выданных счетов фактур, а также самих счетов фактур. После реформирования системы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 года, применяются три основные ставки налогообложения им, а именно 0, 10 и 18%.

      В форме налогообложения выплат работникам, с целью социального и медицинского обеспечения жизнедеятельности этих лиц применяется единый социальный налог (ЕСН). Данный налог относится к федеральным, устанавливается на всей территории России, а плательщиком ЕСН является работодатель. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

      С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые предприятия обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организации. Устанавливают данный налог законодательные органы субъектов РФ, которые определяют налоговую ставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по нему. В настоящее время объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектов природопользования9.

      Ниже  более подробно рассмотрены специальные  режимы налогообложения. 

      2.2. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса

       

     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.

     В Налоговый кодекс Российской Федерации  глава об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом №104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

     Применение  упрощенной системы организациями  предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НКРФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

     Применение  упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Такие индивидуальные предприниматели производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

     Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, сохраняются действующие  порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчётности.

     Условием перехода на упрощенную систему является соответствие требованиям ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей10.

     Не  попадают под действие упрощенной системы  организации, производящие подакцизную продукцию; организации, имеющие филиалы или представительства; организации, занимающиеся игорным бизнесом; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок  ведения бухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.

     Для перехода на упрощенную систему,  кроме вышеперечисленных условий, необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября в тот налоговый орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. При получении патента организация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках.

     Отказ от применения упрощенной системы и  переход к принятой ранее, может  осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года. Они должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором  предполагают перейти на общий режим налогообложения. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной  календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

     Объектом  налогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

     В случае, если объектом налогообложения  являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 процентов.

     При определении объекта налогообложения  организация учитывает следующие  доходы:

  1. доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК;
  2. внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК.

     При определении объекта налогообложения  организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НКРФ.

     Индивидуальные  предприниматели при определении  объекта налогообложения учитывают  доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

     К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся:

  1. расходы на приобретение основных средств;
  2. расходы на приобретение нематериальных активов;
  3. расходы на ремонт основных средств;
  4. арендные платежи;
  5. материальные расходы;
  6. расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
  7. расходы на обязательное страхование работников и имущества;
  8. суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  9. проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств;
  10. расходы на услуги охранной деятельности;
  11. суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ;
  12. расходы на содержание служебного транспорта;
  13. расходы на командировки;
  14. плату государственному или частному нотариусу за нотариальное оформление документов;
  15. расходы на аудиторские услуги;
  16. расходы на публикацию бухгалтерской отчетности или иной информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию;
  17. расходы на канцелярские товары;
  18. расходы на почтовые, телеграфные и прочие подобные услуги, оплату услуг связи;
  19. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам;
  20. расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
  21. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
  22. суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  23. расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Информация о работе Налоги и их воздействие на развитие малого предпринимательства