Налоги и их воздействие на развитие малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности налогов, а также особенностей налогообложения субъектов малого бизнеса в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Налоги – основные понятия 6
1.1. Сущность налогов 6
1.2. Виды налогов 10
1.3. Функции налогов и кривая Лаффера 12
Глава II. Малый бизнес, его налогообложение 17
2.1. Эволюция системы налогообложения малого бизнеса в России 17
2.2. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса 22
Заключение 30
Список литературы 33
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

Налоги и их воздействие на развитие малого предпринемательства.doc

— 189.00 Кб (Скачать)
 

1.2. Виды налогов 

      Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения3.

      В практике налогообложения используются различные виды налогов.

  1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги

      Прямые  налоги платятся субъектами налога непосредственно  и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

      При косвенном налогообложении субъект  налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются  через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

      Таким образом, создается впечатление, что  косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую  долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

      В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно  получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

      2. Налоги по их использованию  подразделяются на общие и  специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

      3. В зависимости от того, в распоряжение  какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

      Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

      К республиканским налогам относится  налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

      К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы. 

1.3. Функции налогов и кривая Лаффера 

      Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

      Налоги  выполняют следующие функции:

      1. Фискальная функция состоит в  финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах,  необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других).

  1. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе4.

      3. Распределительная функция налоговой  системы проявляется в сложном  взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

      4. Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из  важнейших, но это самая «труднонастраиваемая»   функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется   через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

      5. Контрольная  функция налогов  выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

      Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

      6. Социальная функция – поддержание   социального  равновесия путём   изменения  соотношения  между   доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними.

      В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

      Социальная  функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы  налоговых льгот и налоговых  ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль  и т.д.).

      Социальная  функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

      Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

      При  помощи налогов можно  поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям  промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

    Исследую  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.

    Это положение можно проиллюстрировать графически. На кривой Лаффера (Приложение 2,см. Рис.1) отмечают следующие критические точки:

  • ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

    При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:

    r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

    Если  ставка налога будет увеличиваться  по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a),  T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

    Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается  в следующем: если экономика находится  справа от точки А (например в точке  В), то уменьшение уровня налогообложения  до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку  возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

    Трудно  рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения  доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные,  психологические и культурные факторы. Американцы, например,  считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности  в США после налоговой реформы 1986 года  в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения5.

    Высшая  ставка налога должна находиться в  пределах  50 - 70% налога.

    Исследования  А. Лаффера теоретически доказали: чем  богаче граждане, тем богаче государство. 

 

       Глава II. Малый бизнес, его налогообложение 

      2.1. Эволюция системы налогообложения малого бизнеса в России 

      Если  обратиться к истории налогообложения  в РФ, можно оценить степень  его влияния на  становление  и развитие предпринимательства. Основными  этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой и иной промысловой деятельности. Первый период- с 1721 по 1775 года, когда была установлена система налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушной подати. Второй- с 1775 по 1824 года, когда была введена система гильдейских сборов с объявленных капиталов. Третий- с 1824 по 1865 года – закрепляется сословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый- с 1865 по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная система налогообложения6.

      Преимущественное  право заниматься предпринимательской  деятельностью в России принадлежало купцам. Иные категории населения, независимо от сословной принадлежности, если занимались такой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческому сословию.

      Для устранения недостатков торгового  налогообложения в отношении  мелких торговцев и лиц, начинающих торговлю, была проведена реформа  системы гильдейского обложения купеческих капиталов, что явилось новым этапом в развитии русского законодательства о налогообложении предпринимательской деятельности, принявшего форму патентной системы, заимствованной из Франции.

      Важным  этапом в развитии законодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилось принятое в 1898 году «Положение о государственном промысловом налоге». Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому состоянию определялась наличием как купеческого, так и промыслового свидетельства, сумма выкупа которого формировала промысловой налог.

      Завершающим этапом системы налогообложения  предпринимательской деятельности в дореволюционной России можно  считать период начала первой мировой  войны. В 1916 году было принято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данного положения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы, торговые, промышленные и иные предприятия. За основу брался принцип личного обложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался новый промысловой налог. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивной системы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствие чего малые предприятия находились в невыгодных условиях.

Информация о работе Налоги и их воздействие на развитие малого предпринимательства