Налоги и бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с понятием налогов и бюджетного процесса, а также исследование особенностей формирования бюджета на федеральном уровне.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить понятие, признаки и функции налогов;

- дать характеристику бюджетному процессу и его признакам;

- рассмотреть стадии бюджетного процесса;

- проанализировать доходы Федерального бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Налоги и бюджетный процесс ……………………………………………………5

1.1Понятие, признаки и функции налогов ………………………………………………...5

1.2 Налогоплательщики и элементы налогообложения……………………………….10

1.3 Понятие, принципы и основные стадии бюджетного процесса ..……………….12
Глава 2. Процесс формирования бюджета на федеральном уровне ………………20
2.1 Особенности формирования бюджета на федеральном уровне……………..…20

2.2 Анализ налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на федеральном уровне………………………………………………………………………………………..…26

Заключение……………………………………………………………………………………29

Расчетная часть по основным налогам РФ ...………………………………………….. 31

Список литературы......………………………………………………………………………42

Приложения ..…………………………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги готовый1.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

В процессе образования  доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства  части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходная часть  федерального бюджета.

Доходы бюджета  имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам  изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета  могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть  бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди  налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными  пошлинами и налогом на прибыль  он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений  приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

  В федеральный  бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
  • водного налога - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные) - по нормативу 100 процентов.5

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической  деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Неналоговые поступления в федеральный бюджет формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
  • консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
  • патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;
  • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов.6

 

2.2 Анализ налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на федеральном уровне.

     По данным Росстата в Федеральный бюджет Российской Федерации в 2010 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 8305,4 млрд. рублей, что на 967,6 млрд. рублей(13,19%) больше, чем в 2009 году, но в процентном отношении к ВВП доходы уменьшились на 0,3%. Это обусловлено не только изменением распределения доходов между уровнями бюджетной системы, но и отменой некоторых видов налогов (напр. Единого социального налога), а также относительным снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков (приложение 1)

     Основную часть налоговых поступлений в Федеральный бюджет 2010 года обеспечили налог на добавленную стоимость, который составил 30,1% от всех доходов (2489,2 млрд. рублей.) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составили 16,9% от всех доходов (1408,3 млрд. рублей). По сравнению с 2009 годом налог на добавленную стоимость увеличился на 21,4% (на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ на 12,9% и на ввозимые товары на 33,9%). Высокий рост доходов от НДС на ввозимые товары обусловлен изменениями (упрощением) в правилах ввоза товаров на территорию РФ. Также следует отметить, что в 2010 году увеличилась сумма доходов от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ в 1,5 раза  по сравнению с 2009 годом. В 2010 году выросли на 30,5% поступления от налогов на прибыль организаций и на 39,41%  поступления от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ. В связи с отменой единого социального налога задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составили 33,3 млрд. рублей, 97,8% (32,9 млрд. рублей) из них единый социальный налог, что в 37 раз больше, чем в 2009 году. (приложение 1)

     Основным источником неналоговых поступлений в 2010 году являются доходы от внешнеэкономической деятельности, которые составляют 3227,7 млрд. рублей (38.9% от всех доходов), что на 20,3% больше, чем в 2009 году. Всего на 1,54% увеличилась сумма доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и составила 427,8 млрд. рублей и в процентном отношении к ВВП снизилась на 0,1%. В 2010 году снизились доходы от платежей при пользовании природными ресурсами на 16,06%, в 7 раз снизились  доходы от предпринимательской и иной деятельности приносящей доход.  А сумма доходов от безвозмездных поступлений в 2010 году составил всего 4,84% от суммы прошлого года. (приложение 1)

     Сравним данные Росстата за период с января по август 2011 года с аналогичным периодом 2010 года.

     Сумма доходов за 8 месяцев 2011 года составила 7220,2 млрд. рублей, что на 36,2% больше, чем в 2010 году.

     Основную часть налоговых поступлений за период c января по август 2011 года составляют налог на добавленную стоимость (2073,2 млрд. рублей) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами  (1310,2 млрд. рублей), по сравнению с 2010 годом они возросли на 35, 6% и 43,8% соответственно.

     Доходы от налогов на прибыль организаций увеличились в 1,5 раза и составили 239,9 млрд. рублей, доходы от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ увеличились в 2 раза и составили 148 млрд. рублей, их сумма за 8 месяцев 2011 года уже превысила поступления за весь 2010 года на 34,1 млрд. рублей, по подакцизным товарам, ввозимым на территорию  произошло увеличение дохода на 57,8%.

     Сократились доходы от задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам до 0,5 млрд. рублей, так как в прошлом году большую часть этих поступлений приходилось на единый социальный налог ( в 2011 году эти поступления равны 0).

     Основным источником неналоговых поступлений за 8 месяцев 2011 года являются доходы от внешнеэкономической деятельности. Они составляют 2810,6 млрд. рублей, что на 40% больше, чем за тот же период 2010 года.

     В 2,2 раза увеличились доходы от платежей при пользовании природными ресурсами (59,5 млрд. рублей против 26,9 млрд. рублей 2010 года), а доходы от предпринимательской и иной деятельности приносящей доход выросли в 3 раза (с 0,1 млрд. рублей в 2010 году до 0,3 млрд. рублей в 2011 году). Безвозмездные поступления за январь-август 2011 года составили 25,9 млрд. рублей, что на 25,6 млрд. рублей больше, чем за весь 2010 год.

     На 10,6% уменьшились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и составили 327,9 млрд. рублей.

     В 2011 году наблюдается значительный рост доходов по всем показателям, кроме доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и задолженностей и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, что может свидетельствовать об улучшении экономического состояния страны.

     Основными источниками доходов Федерального бюджета являются налог на добавленную стоимость, и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

     Заключение

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность всех юридических и  физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Бюджет Российской Федерации - основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны.

Учитывая, что сегодня бюджетный процесс обеспечивает не только формирование и реализацию бюджета, но и государственных внебюджетных фондов, правильно будет сказать, что бюджетный процесс -- это установленный правовыми нормами порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, исполнения этих бюджетов, а также составления, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс  в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации - Бюджетным Кодексом РФ.

В основе организации  бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в  сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить  бюджет.

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах, закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

Информация о работе Налоги и бюджетный процесс