Налоги и бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с понятием налогов и бюджетного процесса, а также исследование особенностей формирования бюджета на федеральном уровне.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить понятие, признаки и функции налогов;

- дать характеристику бюджетному процессу и его признакам;

- рассмотреть стадии бюджетного процесса;

- проанализировать доходы Федерального бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Налоги и бюджетный процесс ……………………………………………………5

1.1Понятие, признаки и функции налогов ………………………………………………...5

1.2 Налогоплательщики и элементы налогообложения……………………………….10

1.3 Понятие, принципы и основные стадии бюджетного процесса ..……………….12
Глава 2. Процесс формирования бюджета на федеральном уровне ………………20
2.1 Особенности формирования бюджета на федеральном уровне……………..…20

2.2 Анализ налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на федеральном уровне………………………………………………………………………………………..…26

Заключение……………………………………………………………………………………29

Расчетная часть по основным налогам РФ ...………………………………………….. 31

Список литературы......………………………………………………………………………42

Приложения ..…………………………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги готовый1.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

      Функции налогов

      Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).
  2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
  3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  4. Стимулирующая функция.

      Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

      Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

      Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие  освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.

      Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  
1.2 Налогоплательщики и элементы налогообложения

      В соответствии с  налоговым  законодательством РФ  налог считается  установленными, если  определены  налогоплательщики и элементы  налогообложения,  а именно:

  • объект  налогообложения;
  • налоговая  база;
  • налоговый  период;
  • налоговая ставка;
  • порядок  исчисления  налога;
  • порядок и  сроки  уплаты  налога.

      В необходимых  случаях  при  установлении  налога  в  акте  законодательства о налогах  и  сборах  могут  также предусматривается налоговые  льготы  и основания  для  их  использования  налогоплательщиком.

            Налогоплательщиками признаются  организации (предприятия)  и  физические  лица,  на  которых  в соответствии  с налоговым  законодательством  возложена  обязанность  уплачивать  соответственно  налоги  и (или) сборы.  В  законодательных  актах  об  отдельных  налогах  и  сборах  в обязательном  порядке определяются  налогоплательщики  и  плательщики  сборов.

        Объектами  налогообложения  в соответствии с Налоговым кодексом  РФ  могут  являться  операции по реализации товаров (работ, услуг),  имущество,  прибыль,  доход, стоимость реализованных  товаров  (выполненных работ,  оказанных  услуг)  либо  иной  объект,  имеющий  стоимостную,  количественную  или  физическую  характеристики,  с  наличием  которого  у налогоплательщика  законодательство   о  налогах  и  сборах связывает  возникновение  обязанности по  уплате  налога.  Каждый  налог имеет  самостоятельный  объект налогообложения, устанавливаемый  налоговым  законодательством.

      Налоговая база   представляет собой стоимостную, физическую или иную  характеристики объекта налогообложения.

      Налоговая  ставка  представляет  величину  налоговых начислений  на  единицу  измерения  налоговой  базы.  Налоговая  база и порядок  ее  определения,  а  также   налоговые  ставки   по  федеральным  налогам  устанавливаются  налоговым   законодательством.

      Налоговым   периодом   считается календарный год или иной  период  применительно к отдельным налогам,  по  окончании которого определяется налоговая  база  и  исчисляется  сумма налога,  подлежащая  уплате в бюджет.  Налоговый  период может  состоять из одного  или  нескольких отчетных   периодов,  по итогам  которых  уплачивается   авансовые  платежи.

      Сроки  уплаты налогов  и  сборов   устанавливаются применительно к  каждому  налогу и сбору.   Сроки уплаты  налогов  и сборов  определяются  календарной  датой  или  истечением  периода  времени, исчисляемого  годами,  кварталами,  месяцами, неделями, и  днями,  а  также  указанием  на  событие,  которое  должно  наступить или произойти, либо  действие, которое  должно быть совершено.

      Порядок  уплаты налогов  и  сборов уплата налогов производится  разовой  уплатой всей суммы  налога  либо в  порядке,  предусмотренном  Налоговым  кодексом  РФ  и  другими  актами законодательства  о  налогах  и сборах. Уплата налогов  производится  в наличной  или  безналичной  форме. Подлежащая уплате сумма  налога уплачивается (перечисляется)  налогоплательщиком  в  установленные  сроки.

      В необходимых  случаях при установлении  налога в акте законодательства  о налогах  и сборах могут  также  предусматриваться  налоговые  льготы  и основания для их  использования налогоплательщиком.

      Льготами  по налогам  и сборам  признаются  предоставляемые  отдельным  налогоплательщикам и плательщикам сборов,  предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества  по сравнению с другими налогоплательщиками  или  плательщиками  сборов,  включая  возможность не уплачивать налог или  сбор  либо уплачивать  их в  меньшем размере.

      Нормы  законодательства о налогах  и  сборах,  определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального  характера.

      Налогоплательщик  в  праве отказаться от использования  налоговых  льгот либо  приостановить  ее использование на один или несколько  налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом РФ.

 

1.3 Понятие, принципы и основные стадии бюджетного процесса

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок  применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные  нормы бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета.1

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

Понятие бюджетного года - это календарный год, который  состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Ежегодно  изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области  и других субъектов РФ, органов  местного самоуправления в зависимости  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

- единства  бюджетной системы;

- принцип  разграничения доходов и расходов  бюджетов;

- принцип  самостоятельности;

- сбалансированности;

- гласности;

- достоверности;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.2

Все эти принципы в той или иной мере присущи  и бюджетному процессу.

Однако некоторые  из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также  свои собственные принципы.

1. Принцип  последовательности вступления  в бюджетный процесс органов  исполнительной и представительной  власти. Стадии бюджетного процесса  делятся примерно поровну между  органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета  и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2. Принцип  ежегодности бюджета - бюджет  должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип  публичности и гласности - имеет  особое значение, т.к. бюджетный  процесс, процедура абсолютно  публичная и гласная, бюджет  обсуждается в представительных  органах открыто, освещается в  СМИ, существует необходимость  опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.

Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта  бюджета или о неутверждении  отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4. Принцип  специализации бюджетных показателей  - он основан на бюджетной классификации,  на документе, который группирует  все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.

Принцип специализации  показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация -- специальный  юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Информация о работе Налоги и бюджетный процесс