Налоги и бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомление с понятием налогов и бюджетного процесса, а также исследование особенностей формирования бюджета на федеральном уровне.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить понятие, признаки и функции налогов;

- дать характеристику бюджетному процессу и его признакам;

- рассмотреть стадии бюджетного процесса;

- проанализировать доходы Федерального бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Налоги и бюджетный процесс ……………………………………………………5

1.1Понятие, признаки и функции налогов ………………………………………………...5

1.2 Налогоплательщики и элементы налогообложения……………………………….10

1.3 Понятие, принципы и основные стадии бюджетного процесса ..……………….12
Глава 2. Процесс формирования бюджета на федеральном уровне ………………20
2.1 Особенности формирования бюджета на федеральном уровне……………..…20

2.2 Анализ налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на федеральном уровне………………………………………………………………………………………..…26

Заключение……………………………………………………………………………………29

Расчетная часть по основным налогам РФ ...………………………………………….. 31

Список литературы......………………………………………………………………………42

Приложения ..…………………………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

курсовик налоги готовый1.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический  институт» 

Кафедра налогообложения 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему

НАЛОГИ  И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

(дисциплина  «Основы налогообложения») 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Санкт-Петербург - 2011 
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Налоги и бюджетный  процесс ……………………………………………………5

1.1Понятие, признаки и функции налогов ………………………………………………...5

1.2 Налогоплательщики и элементы налогообложения……………………………….10

1.3 Понятие, принципы и основные стадии бюджетного процесса  ..……………….12

Глава 2. Процесс формирования бюджета на федеральном уровне ………………20

2.1 Особенности формирования бюджета на федеральном уровне……………..…20

2.2 Анализ налоговых и неналоговых поступлений в бюджет на федеральном уровне………………………………………………………………………………………..…26

Заключение……………………………………………………………………………………29

Расчетная часть по основным налогам РФ ...………………………………………….. 31

Список литературы......………………………………………………………………………42

Приложения ..…………………………………………………………………………………43

 

Введение

      Налоги - это обязательные платежи, взимаемые  государством с организаций  и  физических  лиц.  Исторически  их  возникновение относится  к периоду  разделения  общества  на  социальные группы и  появления  государства.

     В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

     Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

     Налоговые отношения всегда представляют собой  доходные отношения какого-либо фонда  денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов.

     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер.

     Бюджет  государства должен обеспечивать необходимым  финансированием социально-экономическое  развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета  государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

     Государственный бюджет занимает центральное место  в финансовой системе любого государства - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». И государственный и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Эта деятельность состоит из стадий: составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Эти три стадии в совокупности называются бюджетным процессом.

     Актуальность  выбранной темы состоит и в  том, что в условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма  государственного регулирования экономики - финансовой системы общества, главным звеном которой является бюджетный процесс.

     Целью данной курсовой работы является ознакомление с понятием налогов и бюджетного процесса, а также исследование особенностей  формирования бюджета на федеральном уровне.

     Задачами  курсовой работы являются:

     - изучить понятие, признаки и функции налогов;

     - дать характеристику бюджетному процессу и его признакам;

     - рассмотреть стадии бюджетного  процесса;

     - проанализировать доходы Федерального  бюджета.

     Объектом  исследования курсовой работы являются теоретические основы формирования доходной части бюджета.

     Предметом исследования данной работы является изучение динамики налоговых и неналоговых поступлений в бюджет.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, расчетной части основных налогов РФ, списка литературы и приложения.

 

      Глава 1. Налоги и бюджетный процесс

1.1 Понятие, признаки и функции налогов

      Понятие налогов

      Согласно  Налоговому   кодексу   РФ под  налогом  понимается  обязательный,   индивидуально   безвозмездный платеж,  взимаемый с организаций и физических  лиц в форме отчуждения  принадлежащих  им  на  праве  собственности,  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления денежных  средств,  в  целях  финансового  обеспечения  деятельности  государства и (или)  муниципальных  образований.

      Признаки  налогов

      Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

    • императивно-обязательный характер;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • денежная форма;
    • публичный и нецелевой характер налогов.

        Рассмотрим указанные признаки  подробнее.

      Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

      Налоги  не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение  всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот (например по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

      Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

      Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

      Данный  признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные  действия государства в интересах  налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

      Денежный  характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

      Действующее законодательство не предусматривает  какие-либо натуральные формы уплаты налога.

      Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

      Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти1.

      В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей.

      Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного ст.35 Бюджетным Кодексом РФ (БК РФ) принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Налоги и бюджетный процесс