Налог земельный

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА……...….…5
Налогоплательщики, объект обложения и налоговая база земельного налога…………………………………………………………………………………5
Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты земельного налога. Налоговые льготы……………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ…………………….…….15
2.1. Особенности уплаты земельного налога индивидуальными предпринимателями…..............................................................................................15
2.2. Примеры расчетов земельного налога индивидуальными предпринимателями…………………………………………………………...….18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИИ………………………………………….23
3.1. Основные проблемы применения земельного налога…… …………………23
3.2. Пути решения проблем земельного налогообложения…………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………...………………..36

Работа содержит 1 файл

земельный налог.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

        Сумма налога за год составит:  112 500 руб. (7 500 000 руб. x 1,5%).

        Суммы авансовых платежей за  первый квартал, полугодие и  9 месяцев 2009 г. составят по 28 125 руб. (7 500 000 руб. x 1,5% / 4).

    Предположим, что участок принадлежит предпринимателю  неполный отчетный или налоговый  период. Тогда налоговая база умножается на коэффициент использования земельного участка (К2). Он определяется как отношение  числа полных месяцев, в течение  которых данный земельный участок  находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев  в налоговом или отчетном периоде. Если возникновение или прекращение  у налогоплательщика в течение  налогового периода права собственности  на земельный участок или его  долю произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается  месяц возникновения указанных  прав. Если после 15-го числа — за полный месяц принимается месяц  прекращения прав. Это установлено  пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса  Российской Федерации. При этом значения коэффициентов, используемых при исчислении земельного налога, берутся в десятичных дробях с точностью до сотых долей.

    Пример. Гражданин А.В. Климов,17 апреля 2009 года приобрел земельный участок кадастровой стоимостью 300 000 руб. для осуществления предпринимательской деятельности. Участок находился в собственности гражданина в течение восьми месяцев, поэтому коэффициент К2 за налоговый период составит 0,67 (8 мес. / 12 мес.).

    Таким образом, земельный налог будет  исчислен в отношении налоговой  базы, равной 201 000 руб. (300 000 руб. х 0,67).

    Пример. 10 марта 2009 года индивидуальный предприниматель  С.К. Петров приобрел земельный участок  для осуществления предпринимательской  деятельности. Кадастровая стоимость  участка — 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в муниципальном  образовании в размере 1,5%.

    Исчислим  авансовые платежи за I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2009 года. Для этого  определим коэффициент К2 за указанные  периоды:

    — за I квартал — 0,33 (1 мес. / 3 мес.);

    — 1-е полугодие — 0,67 (4 мес. / 6 мес.);

    — 9 месяцев    — 0,78 (7 мес. / 9 мес.).

    Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов:

    — за I квартал — 1485 руб. (1 200 000 руб. х 1,5% х 0,33) х 1/4;

    — 1-е полугодие — 3015 руб. (1 200 000 руб. х 1,5% х 0,67) х 1/4;

    — 9 месяцев — 3510 руб. (1 200 000 руб. х 1,5% х 0,78) х 1/4.

    Рассмотрим ситуацию, когда индивидуальный предприниматель владеет на праве собственности земельным участком, на котором расположен его жилой дом. Данный земельный участок не используется в предпринимательской деятельности и не предназначен для использования в указанной деятельности. В этом случае, согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает земельный налог (авансовые платежи по налогу) как физическое лицо, то есть на основании налоговых уведомлений, направляемых ему налоговым органом.

    Пример. 25 апреля 2009 года И.С.Иванов приобрел земельный участок для подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость участка — 80 000 руб. Налоговая ставка органами муниципального образования установлена в размере 0,3%. Для налогоплательщиков предусмотрена уплата в течение налогового периода двух авансовых платежей. Первый уплачивается по итогам I квартала, а второй — по итогам 1-го полугодия. Окончательный расчет земельного налога производится по итогам года. Участок приобретен в II квартале 2009 года, поэтому авансовый платеж по земельному налогу будет исчислен налоговым органом только по итогам 1-го полугодия 2009 года с учетом коэффициента К2 — 0,33 (2 мес. / 6 мес.).

    Сумма авансового платежа составит 26 руб. (80 000 руб. х 0,33 х 0,3% х 1/3).

    Коэффициент К2 за год составит 0,67 (8 мес. / 12 мес.).

    Всего по итогам 2009 года И.С.Иванов заплатит земельный налог в сумме 135 руб. (80 000 руб. х 0,67 х 0,3% – 26 руб.).

    Следует отметить, что если у индивидуального  предпринимателя в течение налогового (отчетного) периода возникают (прекращаются) права на налоговую льготу, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа  по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется  право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого  как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует  налоговая льгота, к числу календарных  месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

    Пример. 25 апреля 2009 года В.П. Сидоров зарегистрировался в качестве главы фермерского хозяйства. Местным законодательством для глав крестьянских или фермерских хозяйств установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога в отношении 50% площади земельного участка. Число месяцев, в течение которых В.П. Сидоров не пользовался налоговой льготой в отношении 50% стоимости земельного участка, равно 3.

    Коэффициент использования налоговой льготы К1 за налоговый период — 0,25 (3 мес. / 12 мес.).

    Налоговая база по участку, используемому в  предпринимательской деятельности, с учетом льготы — 81 250 руб. [130 000 руб. – 130 000 руб. х 0,5 х (1 – 0,25)].

    Если в собственности индивидуального предпринимателя находится помещение, расположенное в здании, то согласно статье 392 Налогового кодекса Российской Федерации он исчислит и уплатит соответствующую сумму земельного налога на часть земельного участка под зданием, которая приходится на указанное помещение.

 
 
 
 
 

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ПРИМЕНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИИ

3.1. Основные проблемы применения земельного налога 

    Уровень жизни населения, проживающего в  пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности  получения органами местного самоуправления собственных доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку  от их решения напрямую зависит уровень  расходов, которые муниципальное  образование может произвести без  ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

    В настоящее время одним из основных источников формирования доходной части  бюджетов муниципальных образований  являются средства от поступления земельного налога.

    Говоря  о земельном налогообложении, необходимо отметить, что одна из главных проблем  на сегодняшний день уже решена –  это введение в Налоговый кодекс Российской Федерации положений  по земельному налогу и привязка его  к кадастровой стоимости земли. Теперь можно с уверенностью говорить, что земельный налог помимо фискальных функций, выполняет экономическую  функцию, а именно, определяет экономическую  эффективность использования земли  для того или иного вида предпринимательской  деятельности.

    Но  существует и ряд еще нерешенных трудностей, связанных с земельным налогообложением.

    В настоящее время остаётся основная проблема – это отработка методики кадастровой оценки земли. Кадастровому институту в современной России насчитывается несколько лет. Анализ проведенной первоначально  в 2003-2005 годах  в  России  оценки  кадастровой  стоимости  показал несоответствие, главным  образом  её  занижение, что  привело  к  занижению налогооблагаемой  базы  земельного  налога  на  фоне  роста  цен  на  рынке  земли  и  иной недвижимости. Несоответствие  кадастровой  и  рыночной  стоимости  земли, низкая эффективность  земельного  налога, как  для  бюджета, так  и  для  рационализации землепользования, привело  Правительство  Российской Федерации  к необходимости  корректировки  методик оценки  и  актуализации  самой  стоимости. Однако  это  опять  не  привело  к  ожидаемым результатам. В 2007-2009 годах  Постановлениями  Правительств  многих  субъектов утверждены  результаты  новой  кадастровой  оценки  земельных  участков. Результатом пересмотра кадастровой стоимости явилось существенное увеличение налогового бремени землевладельцев  по  земельному  налогу.

    На  сегодняшний  день  общепризнанным фактом является завышение результатов  кадастровой оценки земель по сравнению  с рыночными ценами. Следствием  этого  является  отсутствие  стимулирующего  эффекта  развития экономики  на  основе  действующей  базы  земельного  налога, более  того, нарушаются  и теоретические принципы  рентного налогообложения. Собственник земельного участка  в условиях правильного  государственного воздействия должен отдавать в виде земельного налога  часть  присваиваемой  земельной  ренты. В  условиях, когда  земельный  налог превышает размер возможной  к получению ренты, права собственника неосуществимы.

    Существует  проблема тесно связанная с определением кадастровой стоимости земли. Все  регионы, на территории которых устанавливается  земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить  ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов, в том числе, за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности.

    Говоря  о земле как объекте налогообложения  с точки зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура земельного фонда  каждого из подобных образований  неоднородна.

     Также встречаются ситуации, когда земельные  участки разделяются административными  границами муниципальных образований  на несколько частей. Однако глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации  не содержит положений, регулирующих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.

    Другая  немаловажная проблема - налогообложение  земельных участков, занятых под  объектами недвижимости, особенно под  многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены  на земельных участках, в отношении  которых не проводились межевание  и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют  правоустанавливающие документы на землю. Естественно, возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

    Еще одной проблемой является отсутствие зарегистрированных прав общей долевой  собственности на земельные участки  в регистрационной службе, что  препятствует работе налоговых органов  и в конечном итоге приводит к  недопоступлению денежных средств  в местные бюджеты. [22, с.19]

    Практика  показала, что представительные органы муниципальных образований в  своих решениях об установлении ставок и льгот часто исходят из желания максимизации поступлений в местные бюджеты, зачастую, к сожалению, нарушая нормы Налогового кодекса Российской Федерации, не  принимая во внимание фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

    Однако  и сами налогоплательщики не всегда бывают честны перед налоговыми органами. Довольно часто налогоплательщики  в установленный законодательством  о налогах и сборах срок сознательно  не представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту  учета. Что также доставляет немало трудностей.

    Следующая проблема, возникающая из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой предоставлено  непосредственно органам местного самоуправления; на федеральном уровне устанавливается лишь верхний предел ставки. Анализ проекта бюджета некоторых регионов показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.

    Другая  проблема земельного налогообложения, которая наиболее актуальна для  малозаселённых регионов России, в  том числе и для Дальнего Востока  – это бесхозные земли. Их наличие обуславливает небольшой размер налоговых платежей по земельному налогу в местные бюджеты.

    Наконец, еще одной из наиболее часто встречающихся  проблем, является проблема получения  налогоплательщиками (организациями  и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости  принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. 
 

    3.2. Пути решения проблем  земельного налогообложения 

    Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так  и для налогоплательщиков и местных  бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической  прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные  сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Информация о работе Налог земельный