Налог на имущество физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:46, реферат

Описание работы

Одним из основных местных налогов (наряду с земельным налогом), как и в большинстве развитых стран мира, является налог на имущество физических лиц. Этот налог является одним из самых обсуждаемых среди плательщиков налогов, т.к. за свою историю он претерпел множество изменений, связанных с определением налоговой базы, предоставлением льгот и иных особенностей уплаты данного налога.

Содержание

История возникновения и развития налога на имущество физ. лиц..............3
Основные элементы налога на имущество физических лиц…………………4
Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц……………….10
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц…….13
Будущее налога на имущество физических лиц……………………………….17
Основные термины и понятия……………………………………………………21
Алгоритм расчёта налога на имущество физических лиц……………………22

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО Ф.Л. (3).doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Типовая форма налоговой декларации и  порядок ее заполнения утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации. 

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Сумма налога исчисляется по истечении  налогового периода как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются  решением органа местного самоуправления о налоге. Представительный орган  местного самоуправления (города Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу.

    Сумма авансовых платежей исчисляется  исходя из процентной доли предполагаемой суммы налога за налоговый период. Размер процентной доли устанавливается  нормативными правовыми актами о налоге представительных органов местного самоуправления (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом сумма авансовых платежей по налогу не может превышать предполагаемую сумму налога за налоговый период.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащими уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. 

    Уплата  налога на имущество физических лиц осуществляется равными долями дважды в год не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть внесён полностью по первому сроку. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). За просрочку платежей начисляется пеня в размере 0,7 % суммы недоимки за каждый день просрочки.  

Последствия неисполнения или несвоевременного исполнения обязанности по уплате. Ответственность.

    Лица, своевременно не привлечённые к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр неправильно произведённого налогообложения допускается также не более чем за три предыдущих года. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

    При неуплате налога в срок налогоплательщику  направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Ответственность за невыполнение публичной обязанности  не исключает выполнение самой обязанности. Она может быть исполнена на основании  требования об уплате налога - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Направляется оно налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Передается налогоплательщику лично под расписку или иным способом; в случае уклонения считается врученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

    Существует  возможность взыскания налога, пеней  и штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем (ст. 48 НК РФ).

    Действующим НК РФ предусмотрен только один вид  санкций за налоговые правонарушения - штраф. Состав налогового правонарушения в данном случае регулируется ст. 122 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога" и влечет за собой наложение штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога или 40% при обнаружении умысла. 
 

Особенности обложения налогом на имущество физических лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Соотношения налога на имущество физических лиц со специальными налоговыми режимами 

    Согласно  ст. 346.26 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на имущество физических лиц, но только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.       

      Та же ситуация сложилась с  упрощенной системой налогообложения.  УСН освобождает индивидуальных  предпринимателей от уплаты, в т.ч. налога на имущество физических лиц, но с той же оговоркой - в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Будущее налога на имущество  физических лиц 

    Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ внесены  изменения в ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой НК РФ. Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2011 г.

    Так, в соответствии с п. 9 Закона № 2003-1 уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. При этом налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 г. подлежит уплате плательщиками на основании соответствующих налоговых уведомлений до 1 ноября 2012 г. Об этом сообщил Минфин России в Письме от 24.08.2010 № 03-05-06-01/103.

    Госдума рассматривает поправки в законодательство о налоге на имущество физлиц: депутаты предлагают применять ставку налога в зависимости от стоимости каждого объекта налогообложения по отдельности, а не от суммарной стоимости всей принадлежащей налогоплательщику недвижимости, как это происходит сейчас.

    На  данный момент законопроект, которым  планируется внести изменения в  порядок исчисления налога на имущество  физлиц, находится на рассмотрении в думском Комитете по бюджету  и налогам.

    На  первый взгляд, предлагаемые изменения малозначительны – по большому счету авторы законопроекта предлагают убрать из Закона от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон 1991 г.) всего лишь одно слово – "суммарной". Однако если рассмотреть порядок определения ставки налога, становится понятно, насколько глобальным может быть это, казалось бы, незначительное уточнение в масштабах местного налога.

    Для того чтобы понять суть изменений, нужно  учитывать следующее. Налог на имущество  физических лиц - это, по сути, плата за недвижимость: объектами налогообложения выступают исключительно помещения и строения, как жилые, так и нежилые. Уплачивается налог в местные бюджеты по ставкам, установленным органом местного самоуправления. Предельные величины ставок, конечно, содержатся в Законе 1991 г. Но в определенных законодательством рамках муниципалитет волен самостоятельно определять их размер.

    Налог на имущество физлиц до недавнего  времени считался одним из бесспорных, ему даже не была отведена отдельная глава в Налоговом кодексе: законодатели сочли, что Закона 1991 г. будет вполне достаточно. Указанный Закон пережил множество редакций (последняя датируется ноябрем прошлого года). Даже после принятия Налогового кодекса Закон оставался главным инструментом регулирования уплаты налога на имущество. И вот когда Закону исполнилось почти 20 лет, депутаты обнаружили, что один из его пунктов не соответствует ст. 53 НК РФ.

    Данная 53 статья НК РФ говорит о том, что  налоговая ставка представляет собой  величину начислений на единицу измерения налоговой базы. Статья 3 Закона 1991 г., в свою очередь, предусматривает установление ставок в зависимости от суммарной инвентарной стоимости объектов налогообложения. (До 2010 г. муниципалитеты могли варьировать ставки налога еще и в зависимости от целей использования и вида помещения, но Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ список определяющих факторов был сокращен до суммарной инвентарной стоимости объектов налогообложения.) Поскольку каждое помещение, строение или здание - это отдельный объект налогообложения, конкуренция норм бесспорна, и это несоответствие необходимо устранить.

    По  действующему законодательству, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика  есть несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности (в том числе общей долевой или общей совместной собственности), то налог на имущество физлиц исчисляется исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости. То есть при расчете суммы налога гражданин обязан сложить инвентаризационную стоимость имеющихся у него, например, квартиры, гаража и комнаты в коммуналке, если они находятся в пределах одного муниципального образования. Такой порядок был бы вполне удобен для налогоплательщиков – не нужно высчитывать сумму налога по каждому объекту, – если бы не весьма существенное "но": чем больше инвентаризационная стоимость облагаемого имущества, тем выше ставка. В Законе есть три группы стоимости объектов: до 300 тыс. руб., от 300 до 500 тыс. руб. и свыше 500 тыс. руб. Соответственно, есть три варианта размера ставки налога на имущество: до 0,1% стоимости объекта налогообложения, от 0,1% до 0,3% и от 0,3% до 2% включительно.

    То  есть на данный момент физлицо, в собственности  которого есть, к примеру, три помещения, каждое стоимостью 200 тыс. руб., обязано сложить их инвентаризационную стоимость и уплатить налог по максимальной ставке до 2% от этой общей стоимости. Авторы законопроекта предлагают стоимость объектов не складывать, чтобы это же физлицо при тех же условиях уплачивало с каждого объекта свои законные 0,1% инвентаризационной стоимости. Выгода очевидна.

    Никаких негативных последствий для налогоплательщиков сами по себе предлагаемые изменения  не несут: налог на имущество действительно  один из бесспорных, а возможность уплачивать его по более низким ставкам вряд ли обернется какими-то минусами. Однако возникает вопрос: почему модифицировать местный налог, который и вопросов-то особых не вызывал, не говоря уж о каком-либо общественном резонансе, стали именно сейчас и почему сразу настолько активно? Сначала были ноябрьские изменения, которые отсекли возможность муниципалитета устанавливать ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от разных факторов – таких, как цель использования помещения (коммерческое или некоммерческое) и его вид (жилое, нежилое), - теперь же депутаты добрались до инвентаризационной стоимости.

    На  данный момент недвижимость, как принадлежащая  гражданам, так и находящаяся  в собственности организаций, облагается двумя налогами: земельным и на имущество граждан или на имущество организаций соответственно. Глава Минэкономразвития, Герман Греф, предложил после 2010 г. заменить их единым налогом – на недвижимость. Конкретные ставки пока в официальных источниках не приводились даже в качестве примеров, однако приверженцы введения нового налога неоднократно отмечали, что его планируется сделать более низким для физических лиц и компаний, владеющих небольшими квартирами и скромными офисами. Кроме того, размер единого налога в итоге должен быть меньше, чем суммарный размер земельного налога и налога на имущество. Эксперты много спорили о необходимости таких изменений в налоговой системе, и одним из весомых аргументов сторонников единого налога было несовершенство законодательства в части, касающейся перечисленных налогов. В любом случае настоящие причины предлагаемых поправок прояснятся со временем. Сейчас же можно сказать только одно - владельцам недвижимости предлагаемые поправки будут выгодны. Правда, если они будут приняты, применяться новые ставки, скорее всего, будут только со следующего налогового периода: в законопроекте указано, что новая редакция Закона вступит в силу только через месяц со дня официального опубликования, а 1 августа налогоплательщикам уже будут вручены последние уведомления.

    Причины повышения налога на имущество физических лиц:

    1. региональные правительства могут ежегодно повышать коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости имущества. То есть растет налогооблагаемая база - цена дома, сарая, гаража и т.п.
    2. рост ставок самого налога. Здесь интервал - от 0,1 до 2 процентов. И в какую зону вы попадете, зависит от стоимости имущества - чем она выше, тем больше ставка налога. Эту ситуацию уже курируют муниципалитеты.

Информация о работе Налог на имущество физических лиц