Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:13, контрольная работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
1 Экономическое содержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) ………….. 4
2 Субъект и объект налогообложения …………………………………………………… 5
2.1 Субъект налогообложения …………………………………………………………. 5
2.2 Объект налогообложения …………………………………………………………... 5
3 Налоговая база и особенности ее определения ……………………………………….. 7
4 Налоговые ставки и порядок исчисления НДФЛ …………………………………….. 11
5 Льготы по налогу на доходы физических лиц ………………………………………... 13
6 Налоговые вычеты ……………………………………………………………………… 16
6.1 Стандартные налоговые вычеты …………………………………………………… 16
6.2 Социальные налоговые вычеты ……………………………………………………. 17
6.3 Имущественные налоговые вычеты ……………………………………………….. 18
6.4 Профессиональные налоговые вычеты ……………………………………………. 19
7 Обеспечение соблюдения уплаты подоходного налога ……………………………… 20
7.1 Обязанности физических лиц и предприятий …………………………………….. 20
7.2 Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налогов ……… 20
7.3 Меры ответственности юридических и физических лиц за нарушение Налогового кодекса ……………………………………………………………………………... 21
Заключение ………………………………………………………………………………... 22
Библиография ……………………………………………………………………………... 23
Тесты ………………………………………………………………………………………. 24
Практические задания ……………………………………………………………………. 25
Федеральное агентство по образованию
Южно-Уральский государственный университет
Факультет Экономики и Управления
Кафедра
Экономической теории и мировой
экономики
Контрольная
работа
по предмету:
«Налоги
и налогообложение»
4 вариант:
«Налог
на доходы физических лиц»
Выполнила: | Кондратьева С.В. |
Группа: | ЗЭУ-301 |
Проверила: | Пермякова Л.Н. |
Челябинск
2008
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
……………………………………………………………………………… |
3 |
1 Экономическое содержание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) ………….. | 4 |
2 Субъект
и объект налогообложения …………… |
5 |
2.1
Субъект налогообложения ……………… |
5 |
2.2
Объект налогообложения ………………… |
5 |
3 Налоговая
база и особенности ее |
7 |
4 Налоговые ставки и порядок исчисления НДФЛ …………………………………….. | 11 |
5 Льготы
по налогу на доходы |
13 |
6 Налоговые
вычеты …………………………………………………………… |
16 |
6.1 Стандартные налоговые вычеты …………………………………………………… | 16 |
6.2 Социальные налоговые вычеты ……………………………………………………. | 17 |
6.3
Имущественные налоговые |
18 |
6.4
Профессиональные налоговые |
19 |
7 Обеспечение соблюдения уплаты подоходного налога ……………………………… | 20 |
7.1 Обязанности физических лиц и предприятий …………………………………….. | 20 |
7.2 Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налогов ……… | 20 |
7.3 Меры
ответственности юридических и
физических лиц за нарушение
Налогового кодекса ……………………………………………………………………………. |
21 |
Заключение
……………………………………………………………………………… |
22 |
Библиография
……………………………………………………………………………. |
23 |
Тесты
……………………………………………………………………………… |
24 |
Практические
задания ………………………………………………………… |
25 |
Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
1 Экономическое содержание
налога
на доходы физических
лиц (НДФЛ)
Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.
Центральное
место в системе
Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые задачи: обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т. е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.
2
Субъект и объект
налогообложения
2.1 Субъект налогообложения
Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников, расположенных в РФ.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Для того, чтобы физическое лицо стало налоговым резидентом РФ, ему необходимо находиться на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Физические лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами РФ не являются.
В соответствии с первой частью НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после даты прибытия в РФ.
Российские граждане, состоящие в трудовых отношениях с организацией, предусматривающих продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, считается налоговым резидентом с начала года. Но если работник увольняется до истечения 183 дней (до 2 июля), организация не может подтвердить факт его резидентства, следовательно, сумма налога будет взиматься по «нерезидентским» ставкам.
Для
освобождения от налогообложения доходов,
полученных от источников в РФ, получения
налоговых вычетов или иных налоговых
привилегий нерезидент РФ должен представить
подтверждение того, что они является
налоговым резидентом государства, с которым
у РФ заключен договор об избежании двойного
налогообложения. В противном случае его
доходы, полученные от российских источников,
будут облагаться налогом по ставке 30%.
2.2 Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
Источниками доходов физических лиц в РФ могут выступать российские организации и(или) иностранные организации в связи с деятельностью их постоянного представительства в РФ. Перечень таких доходов (ст. 208 НК РФ) является открытым и включает в себя следующие виды доходов:
Источник выплаты доходов физическим лицам за пределами РФ – иностранные организации. Перечень таких доходов также является открытым и включает в себя:
1) дивиденды и проценты;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая;
3) доходы от исполнения за пределами РФ авторских или иных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
5) доходы от реализации:
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершения действия за пределами РФ;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки).
Если невозможно однозначно отнести доходы к источнику в РФ или к источнику за ее пределами, то определение источника осуществляет Минфин России. Он же устанавливает долю указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.
Не признаются доходами для целей налогообложения доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи или близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключенных между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
3
НАЛОГОВАЯ БАЗА И
ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится: