Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Поэтому свою работу я посвятила налогу на добычу полезных ископаемых - одному из самых доходных налогов поступающих в бюджетную систему РФ.
В данной работе особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недропользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налога по сырой нефти. Изложены также особенности уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.
Введение 3
1. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых для экономики страны 4
1.1. Роль и значение налога для экономики страны 4
1.2. Роль НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его совершенствования 9
2. Налог на добычу полезных ископаемых как один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога. Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления и уплаты НДПИ 26
3. Структура НДПИ в общем объеме доходов федерального бюджета 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37
Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета за 2008 - 2009 гг.
(в % к общей сумме доходов)
Показатели | 2008 г. | План 2009 г. |
Всего доходов | 100,0 | 100,0 |
Налог на прибыль организаций | 7,8 | 7,5 |
ЕСН | 6,1 | 6,4 |
НДС | 34,0 | 40,5 |
Акцизы | 2,0 | 2,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 13,1 | 10,8 |
Таможенные пошлины | 31,3 | 27,5 |
Прочие доходы | 5,7 | 5,3 |
После введения налога на добычу полезных ископаемых он сразу же стал занимать доминирующую позицию среди всех ресурсных платежей, и на сегодняшний день его удельный вес составляет 93,8 % (Таблица 3). Это связано с тем, что он имеет широкий спектр природных ресурсов, подлежащих налогообложению, что составляет не малую сложность для прогнозирования поступлений НДПИ в бюджетную систему на последующие периоды.
Таблица 3
Удельный вес налога на добычу полезных ископаемых
в общей сумме ресурсных платежей
Вид налогов, сборов и других платежей | Проценты |
Налог на добычу полезных ископаемых | 93,8 |
Плата за недра | 2,5 |
Водный налог | 1,2 |
Региональные платежи при соглашениях о разделе продукции | 1,2 |
Прочие ресурсные платежи | 1,3 |
Всего в 2008 году в систему Российской Федерации поступило 10 032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем в 2007 году.
Налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 708,0 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 1 571,6 млрд. рублей. (Таблица 4)
По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,6%.
Таблица 4
Поступление НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007 - 2008 гг.
млрд. рублей | |||
Наименование доходов | 2007 год | 2008 год | в %
к
2007 году |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 8 643,4 | 10 032,8 | 116,1 |
в том числе: | |||
в консолидированный бюджет РФ | 7 360,2 | 8 455,7 | 114,9 |
в Государственные внебюджетные фонды | 1 283,2 | 1 577,1 | 122,9 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 235,1 | 1 742,6 | 141,1 |
в федеральный бюджет | 1 157,4 | 1 637,5 | 141,5 |
1 | 2 | 3 | 4 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 77,8 | 105,1 | 135,2 |
в том числе: | |||
Налог на добычу полезных ископаемых | 1 197,4 | 1 708,0 | 142,6 |
в федеральный бюджет | 1 122,9 | 1 604,7 | 142,9 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 74,5 | 103,4 | 138,8 |
из него нефть: | 1 070,9 | 1 571,6 | 146,8 |
в федеральный бюджет | 1 017,3 | 1 493,0 | 146,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 53,6 | 78,6 | 146,7 |
Таблица 5
Прогноз поступления ресурсных платежей, в том числе НДПИ в федеральный бюджет на 2009 - 2010 годы.
млрд. рублей | ||
Наименование доходов | Прогноз
2009 года |
Прогноз
2010 года |
1 | 2 | 3 |
ДОХОДЫ | 7 463,3 | 8 087,3 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 887,9 | 884,3 |
Налог на добычу полезных ископаемых в том числе: | 851,9 | 849,9 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья: | 843,7 | 841,2 |
нефть | 741,8 | 736,9 |
газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 92,9 | 94,2 |
газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 9,0 | 10,1 |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) | 8,2 | 8,7 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции | 18,8 | 17,5 |
Водный налог | 12,5 | 12,2 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 4,5 | 4,5 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 0,2 | 0,2 |
Поступления
от уплаты НДПИ на среднесрочный период
планирования ожидаются: в 2009 г. - 851,9 млрд.
руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб. (Таблица5). Проанализировав
исходные данные, заметно снижение поступления
НДПИ в среднем оно составит 2 млрд. рублей,
значительное снижение налога произойдет
по добыче нефти почти на 5 млрд. рублей,
это связано со снижением налоговой нагрузки
в сфере нефтедобывающих отраслей.
Заключение
В заключении хотелось бы подвести итог по данной курсовой работе, основным предметом исследования которой был налог на добычу полезных ископаемых. В процессе написания в основном использовалась литература правового характера. А полученные знания были систематизированы и оформлены в три главы. Первые две главы по праву можно назвать теоретическими, и основной их целью было раскрыть основные понятия, связанные с налогом на добычу полезных ископаемых и раскрыть его роль в экономики. Третья же глава непосредственно посвящена раскрытию конкретных сумм и показателей поступления НДПИ в бюджетную систему РФ.
Резюмируя
проделанную работу, хотелось бы еще
раз отметить важность и необходимость
налогообложения природных ресурсов.
Россия располагает богатыми ресурсными
месторождениями и правильное их использование
и налогообложение позволит извлечь максимальную
экономическую выгоду.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная литература
Периодические издания
Интернет-источники
Приложение
1
Нормативы распределения НДПИ между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов
Наименование дохода | Федераль- ный бюджет | Бюджеты субъектов Российской Федерации |
1 |
2 | 3 | ||
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых | 100,0 | |||
Платежи за добычу углеводородного сырья | ||||
в том числе: | ||||
на территории края или области, имеющих автономные округа (за исключением Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа) | 20,0 | 80,0 | ||
на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа | 20,0 | 80,0* | ||
*в том числе: | ||||
Тюменская область | 20,0 | |||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (по месту нахождения налогоплательщика) | 60,0 | |||
на остальных территориях | 40,0 | 60,0 | ||
Платежи за добычу подземных вод | 40,0 | 60,0 | ||
Платежи за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения | В порядке, установленном соглашением | |||
Платежи за добычу других полезных ископаемых | ||||
в том числе: | ||||
на территории края или области, имеющих автономные округа | 12,5 | 87,5 | ||
на остальных территориях | 25,0 | 75,0 | ||
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых | 100,0 | |||
Платежи
за пользование недрами |
40,0 | 60,0 | ||
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации | 100,0 | |||
Платежи
за пользование недрами при |
В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |||
Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти) | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |||
Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |||
Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации | 100,0 | |||
Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны