Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Поэтому свою работу я посвятила налогу на добычу полезных ископаемых - одному из самых доходных налогов поступающих в бюджетную систему РФ.
В данной работе особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недропользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налога по сырой нефти. Изложены также особенности уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых для экономики страны 4
1.1. Роль и значение налога для экономики страны 4
1.2. Роль НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его совершенствования 9
2. Налог на добычу полезных ископаемых как один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога. Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления и уплаты НДПИ 26
3. Структура НДПИ в общем объеме доходов федерального бюджета 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37

Работа содержит 1 файл

Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

     Таблица 2

     Структура доходов федерального бюджета за 2008 - 2009 гг.

(в  %  к общей сумме  доходов)

Показатели 2008 г. План 2009 г.
Всего доходов 100,0 100,0
Налог на прибыль организаций 7,8 7,5
ЕСН 6,1 6,4
НДС 34,0            40,5
Акцизы            2,0 2,1
Налог на добычу полезных ископаемых          13,1 10,8
Таможенные  пошлины 31,3 27,5
Прочие  доходы 5,7 5,3
 

     После введения налога на добычу полезных ископаемых он сразу же стал занимать доминирующую позицию среди всех ресурсных платежей, и на сегодняшний день его удельный вес составляет 93,8 % (Таблица 3). Это связано с тем, что он имеет широкий спектр природных ресурсов, подлежащих налогообложению, что составляет не малую сложность для прогнозирования поступлений НДПИ в бюджетную систему на последующие периоды.

Таблица 3

Удельный  вес налога на добычу полезных ископаемых

в общей сумме ресурсных  платежей

Вид налогов, сборов и  других платежей Проценты
Налог на добычу полезных ископаемых 93,8
Плата за недра 2,5
Водный  налог 1,2
Региональные  платежи при соглашениях о разделе продукции 1,2
Прочие  ресурсные платежи 1,3
 

     Всего в 2008 году в систему Российской Федерации поступило 10 032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем в 2007 году.

     Налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 708,0 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти -    1 571,6 млрд. рублей. (Таблица 4)

     По  сравнению с 2007 годом поступления  НДПИ выросли на 42,6%.

Таблица 4

Поступление НДПИ в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за 2007 - 2008 гг.

       млрд. рублей
Наименование  доходов 2007 год 2008 год в % к

2007 году

1 2 3 4
Всего поступило в бюджетную  систему РФ 8 643,4 10 032,8 116,1
в том числе:      
      в консолидированный бюджет РФ 7 360,2 8 455,7 114,9
    в Государственные внебюджетные фонды 1 283,2 1 577,1 122,9
Налоги  и сборы и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами  1 235,1 1 742,6 141,1
    в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 141,5
    1 2 3 4
      в консолидированные бюджеты субъектов РФ 77,8 105,1 135,2
  в том числе:      
Налог на добычу полезных ископаемых 1 197,4 1 708,0 142,6
      в федеральный бюджет 1 122,9 1 604,7 142,9
     в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 74,5 103,4 138,8
из  него нефть: 1 070,9 1 571,6 146,8
     в федеральный бюджет 1 017,3 1 493,0 146,8
     в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 53,6 78,6 146,7
 

     Таблица 5

  Прогноз поступления  ресурсных платежей, в том числе НДПИ в федеральный бюджет на 2009 - 2010 годы.

    млрд. рублей
Наименование  доходов Прогноз  
2009 года
Прогноз  
2010 года
1 2 3
ДОХОДЫ 7 463,3 8 087,3
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 887,9 884,3
Налог на добычу полезных ископаемых в том числе: 851,9 849,9
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья: 843,7 841,2
     нефть 741,8 736,9
     газ горючий природный  из всех видов месторождений углеводородного сырья 92,9 94,2
      газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья 9,0 10,1
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 8,2 8,7
Регулярные  платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции  18,8 17,5
Водный  налог 12,5 12,2
Сбор  за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 4,5 4,5
Сбор  за пользование объектами  водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) 0,2 0,2

     Поступления от уплаты НДПИ на среднесрочный период планирования ожидаются: в 2009 г. - 851,9 млрд. руб., в 2010 г. - 849,9 млрд. руб. (Таблица5). Проанализировав исходные данные, заметно снижение поступления НДПИ в среднем оно составит 2 млрд. рублей, значительное снижение налога произойдет по добыче нефти почти на 5 млрд. рублей, это связано со снижением налоговой нагрузки в сфере нефтедобывающих отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключении хотелось бы подвести итог по данной курсовой работе, основным предметом  исследования которой был налог на добычу полезных ископаемых. В процессе написания в основном использовалась литература правового характера. А полученные знания были систематизированы и оформлены в три главы. Первые две главы по праву можно назвать теоретическими, и основной их целью было раскрыть основные понятия, связанные с налогом на добычу полезных ископаемых и раскрыть его роль в экономики. Третья же глава непосредственно посвящена раскрытию конкретных сумм и показателей поступления НДПИ в бюджетную систему РФ.

     Резюмируя проделанную работу, хотелось бы еще раз отметить важность и необходимость налогообложения природных ресурсов. Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями и правильное  их использование и налогообложение позволит извлечь максимальную экономическую выгоду.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.2002 № 83-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ).
  2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 323-ФЗ).
  3. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
  5. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».

Учебная литература

  1. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: учебник / Б.Х. Алиев -  М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
  2. Нешитой А.С. Финансы: учебник -7-е издание / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2007. – 512 с.
  3. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.З. Селезнев - М.: Магистр, 2007.- 383 с.
  4. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2004. – 344 с.
  5. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник / Д.Г. Черник. – М.: МЦФЭР, 2006.  – 528 с.
  6. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2004. – 318 с.
  7. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник /  В.Г. Пансков – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.
  8. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М.В. Романовского – СПб.: 2006 – 496 с.

Периодические издания

  1. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах / Финансы № 9, 2007 – с. 8-10.
  2. Павлова Л.П., Понкратов В.В. Совершенствование НДПИ по нефти / Финансы № 6, 2008 – с.37-40.
  3. Юдин Е.А., Кошкин Р.Л. Анализ результатов введения налога на добычу полезных ископаемых / Все о налогах №1, 2004 г.
  4. Петрунин В.В. О налогах, сборах и других платежах за пользование природными ресурсами / Официальные материалы для бухгалтера № 5, 2007 – с. 27-32.
  5. Голованов Г. Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых / Хозяйство и право № 2, 2008 – с. 96-101.
  6. Нетреба П. Налоги ждут бюджетного послания президента / Коммерсант №34, 2007..

Интернет-источники

  1. Сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru
  2. Сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1  

Нормативы распределения НДПИ между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Наименование  дохода Федераль- ный бюджет Бюджеты субъектов Российской Федерации
 

1

2 3
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых   100,0
     
Платежи за добычу углеводородного сырья    
   в том числе:    
на  территории края или области, имеющих  автономные округа (за исключением Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа) 20,0 80,0
     
на  территории Тюменской области, Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа  20,0 80,0*
   *в  том числе:    
Тюменская область   20,0
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ (по месту нахождения налогоплательщика)   60,0
на  остальных территориях 40,0 60,0
     
Платежи за добычу подземных вод 40,0 60,0
     
Платежи за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения В порядке, установленном соглашением  
     
Платежи за добычу других полезных ископаемых    
   в том числе:    
на  территории края или области, имеющих автономные округа    12,5    87,5
на  остальных территориях 25,0 75,0
     
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых   100,0
     
Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации 40,0 60,0
     
Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации 100,0  
     
Платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
   
Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти) В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
   
Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
     
Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации 100,0  
     

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны