Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Поэтому свою работу я посвятила налогу на добычу полезных ископаемых - одному из самых доходных налогов поступающих в бюджетную систему РФ.
В данной работе особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недропользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налога по сырой нефти. Изложены также особенности уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых для экономики страны 4
1.1. Роль и значение налога для экономики страны 4
1.2. Роль НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его совершенствования 9
2. Налог на добычу полезных ископаемых как один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога. Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления и уплаты НДПИ 26
3. Структура НДПИ в общем объеме доходов федерального бюджета 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37

Работа содержит 1 файл

Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

   По  оценкам специалистов Минфина России, снижение налоговой нагрузки на нефтяной сектор в результате планируемого изменения НДПИ в 2009 г. составит 104,1 млрд. руб., а в 2010г. -106,4 млрд. руб.

   В среднесрочной перспективе (начиная  с 2011 г.) целесообразно рассмотреть возможность отказа от корректировки НДПИ с учетом мировых цен на нефть. Для этого следует создать систему внутрироссийских ценовых индикаторов, формируя таким образом справедливую налоговую систему в сфере добычи нефти. Основным источником информации здесь должна стать созданная в конце 2007 г. российская нефтяная биржа. Следует рассмотреть возможность изменения порядка применения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц). Экономически целесообразно было бы применять Кц к базовой ставке НДПИ только по экспортируемому углеводородному сырью.

   С точки зрения администрирования  несложно отследить направление  товарных потоков по добытой нефти, так как транспортная инфраструктура принадлежит государственной компании «Транснефть». Потребуется вменение в обязанность компании-недропользователю подавать сведения, необходимые для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения на Кц. Для этого необходимо включить соответствующие строки в информационную и расчетную части декларации по НДПИ. Если оценить потери федерального бюджета от данного мероприятия на основе показателей 2006 г., то они составят 384,5 млрд. руб. Следовательно, потребуется компенсация выпадающих доходов бюджета. Такую компенсацию можно было бы осуществить за счет соответствующего повышения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. 
 

Глава 2

Налог на добычу полезных ископаемых как один из видов ресурсных платежей

      2.1. Содержание налога. Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых.

           Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001 г. и вступил в действие с 1 января 2002 г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 НК РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами с включением в ставку налога половины ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также ставки акциза на сырую нефть.

           Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны пользователями недр.

     В отличие от плательщиков других налогов, которые обязаны встать на учет в  налоговых организациях по месту  своего нахождения, плательщик налога на добычу полезных ископаемых подлежит постановке на налоговый учет в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр по месту нахождения данного участка. Исключение сделано лишь для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на участках недр, предоставленных им в пользование на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ (на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ или арендуемых у иностранных государств). В этом случае они должны встать на учет в качестве плательщиков налога в общеустановленном порядке, т.е. по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

     Объектом  обложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на российской территории, за пределами российской территории, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов или потерь добывающего производства, при условии, что такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с российским законодательством.

     Учитывая  специфику объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых, необходимо более подробно остановиться на его характеристике.

     Во-первых, следует определить, что включает понятие «полезное ископаемое»? Полезным ископаемым в целях налогообложения считается продукция горнодобывающих отраслей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом или извлеченном из недр или же из отходов и потерь минеральном сырье, породе, жидкости и другой смеси, первая по своему качеству соответствующая российскому государственному стандарту, стандарту отрасли, региона или другим стандартам качества.

     Во-вторых, налоговое законодательство установило закрытый перечень видов добытого полезного ископаемого, важнейшими из которых являются антрацит, уголь каменный, бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье: нефть, природный газ; товарные руды черных, цветных, редких металлов, а также многокомпонентные комплексные руды и компоненты из них.

     Облагаемым  налогом полезным ископаемым является также горнохимическое неметаллическое  сырье, в том числе калийные, магниевые  и каменные соли, сера, асбест, йод, бром и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений.

     К добытым полезным ископаемым относится  и неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии, в том  числе гипс, ангидрид, мел, доломит, известняк, песок строительный, галька, гравий и другие неметаллические  ископаемые.

     В указанный перечень включены продукты камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, бирюза, агаты, яшма и др.), а также  природные алмазы и другие драгоценные  камни (изумруд, рубил, сапфир, александрит, янтарь).

     При этом налоговое законодательство установило достаточно большой перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом.

     Не  признаются объектом налогообложения, в частности, общераспространенные полезные ископаемые и подземные  воды, не числящиеся на государственном  балансе запасов полезных ископаемых, которые добыты индивидуальными предпринимателями и использованы ими непосредственно для личного потребления.

     Добытые или собранные минералогические, палеонтологические и другие геологические  коллекционные материалы также  не подлежат налогообложению.

     Не  являются объектом налогообложения  и полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо  охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.

     И наконец, не подлежат обложению налогом  полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего производства или связанного с ним перерабатывающего  производства, при условии, что их добыча из недр подлежала налогообложению, а также дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

      Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением природного газа. Налоговая база при добыче газа определяется, как, его количество, в натуральном выражении. Она определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. По полезным ископаемым, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду таких ископаемых.

     Для определения налоговой базы по НДПИ с 1 января 2009 г. по добытой нефти используется вес нетто - это количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.

     Таким образом, теперь строго уточнено, что  количество добытой нефти должно определяться в нетто-оценке в отличие  от других видов полезных ископаемых. Уточнение вызвано тем, что налоговая ставка по нефти установлена за тонну обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти. Ранее налоговая база по данному виду полезных ископаемых определялась посредством специального расчета.

     Для формирования налоговой базы по налогу необходимо в первую очередь определить количество добытого полезного ископаемого. Оно определяется в единицах массы  или объема и устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.

     Налоговое законодательство установило два возможных  к применению метода определения  количества добытого полезного ископаемого. Суть прямого метода состоит в применении измерительных средств и устройств. В соответствии с косвенным методом количество добытого полезного ископаемого устанавливается расчетно, по данным о содержании в извлекаемом из недр, отходов или потерь минеральном сырье. Косвенный метод применяется только в том случае, когда невозможно определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом.

     При этом установлено, что применяемый  налогоплательщиком метод определения  количества добытого полезного ископаемого  должен быть утвержден в его учетной политике и применяться им в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Переход от одного метода к другому допускается только в случае изменений технического проекта разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи.

     При применении прямого метода количество добытого полезного ископаемого  определяется с учетом его фактических  потерь.

     Особый  порядок определения добытого полезного  ископаемого установлен по драгоценным  металлам. При извлечении их из месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, который должен осуществляться в соответствии с законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. При этом не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов должны быть учтены отдельно и в расчет количества добытого полезного ископаемого, установленного по данным обязательного учета, включаться не должны. Отдельно по ним определяется и налоговая база.

     Вторым  этапом формирования налоговой базы по налогу является определение стоимости добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых должна определяться налогоплательщиком также самостоятельно с помощью трех возможных способов.

     Во-первых, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций.

     Во-вторых, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.

     В-третьих, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

     При первом способе оценка производится исходя из суммы выручки, определенной с учетом сложившихся в текущем  налоговом периоде у налогоплательщика  цен реализации добытого полезного ископаемого, но без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. При этом при определении цены должны учитываться следующие принципиальные положения, установленные первой частью НК РФ. В соответствии с ними для целей налогообложения должна приниматься цена товаров, работ и/или услуг, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы имеют право проверять и контролировать правильность применения цен лишь в случаях совершения сделки между взаимозависимыми лицами, при совершении товарообменных или бартерных операций, внешнеторговых сделок, а также при значительном колебании (более чем на 2О% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным или однородным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

     Если  при проверке по изложенным четырем  основаниям окажется, что применяемые  налогоплательщиком цены отклоняются  от рыночных на идентичные или однородные товары более чем на 20%, то налоговый орган имеет право сделать досчет объема реализации до уровня рыночных цен.

     Выручка от реализации добытого полезного ископаемого  должна быть уменьшена на суммы субвенций  из бюджета, уплаченного НДС и  акциза, а также на сумму расходов налогоплательщика по доставке. В сумму расходов по доставке могут быть включены расходы на оплату таможенных пошлин и сборов, затраты по перевозке добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны