Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Поэтому свою работу я посвятила налогу на добычу полезных ископаемых - одному из самых доходных налогов поступающих в бюджетную систему РФ.
В данной работе особое внимание обращается на роль и значение данного налога для экономики страны в целом и добывающих отраслей в частности. Излагается исторический аспект развития налогообложения недропользования в России. Показаны особенности характеристики объекта обложения данным налогом. Подробно изложены способы определения стоимости добытых полезных ископаемых. Рассмотрен действующий в настоящее время особый порядок формирования налоговой базы при исчислении и уплате налога по сырой нефти. Изложены также особенности уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.

Содержание

Введение 3
1. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых для экономики страны 4
1.1. Роль и значение налога для экономики страны 4
1.2. Роль НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его совершенствования 9
2. Налог на добычу полезных ископаемых как один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога. Определение количества и стоимости добытых полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления и уплаты НДПИ 26
3. Структура НДПИ в общем объеме доходов федерального бюджета 30
Заключение 34
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37

Работа содержит 1 файл

Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

     Налогоплательщик  обязан производить оценку отдельно по каждому виду добытого полезного  ископаемого исходя из соответствующих  цен их реализации. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

     В том случае, если отсутствуют государственные  субвенции к ценам реализации добываемых полезных ископаемых, налогоплательщик применяет второй способ оценки. Его  отличие от первого способа состоит  лишь в том, что здесь не учитывается сумма субвенций.

     В случае отсутствия реализации добытых  полезных ископаемых налогоплательщику  предоставлено право применить  третий способ оценки исходя из расчетной  стоимости добытых полезных ископаемых.

     Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком также самостоятельно на основе данных налогового учета. При этом налогоплательщик вправе учесть произведенные в отчетном или налоговом периоде соответствующие суммы материальных расходов, расходов на оплату труда, начисленной амортизации, расходов на ремонт основных средств, освоение природных ресурсов, а также внереализационные и прочие расходы, включая расходы на страхование.

     Необходимо  подчеркнуть, что все перечисленные  расходы и затраты налогоплательщика, за исключением материальных расходов и расходов на освоение природных ресурсов, могут быть учтены только в части, относящейся к производству по добыче полезных ископаемых.

     В том случае, если добытое минеральное  сырье содержит несколько видов  полезных ископаемых, стоимость каждого вида полезного ископаемого определяется пропорционально удельному весу каждого вида полезного ископаемого в общем объеме добытых полезных ископаемых.

     Налогообложение добытых полезных ископаемых производится по следующим ставкам (табл.1).

Таблица 1

Ставки  налогообложения  основных видов полезных ископаемых в %

Виды  добытых полезных ископаемых Ставка
Калийные  соли 3,8
Торф 4,0
Руды  черных металлов 4,8
Апатит-нефелиновые  и фосфоритовые руды   4,0
Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых и фосфоритовых руд)   5,5
Соль  природная и чистый хлористый  натрий   5,5
Радиоактивные металлы   5,5
Уголь каменный, бурый и горючие сланцы 4,0
Теплоэнергетические промышленные воды 5,5
Неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии 5,5
Горнорудное неметаллическое сырье 6,0
Подземные минеральные воды 7,5
Другие  полезные ископаемые, не включенные в  другие группировки 6,0
Редкие  металлы 8,0
Битуминозные  породы 6,0
Драгоценные металлы   6,5
Золото 6,0
Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные  камни 8,0
Цветные металлы 8,0
Углеводородное  сырье 17,5
Многокомпонентная комплексная руда, а также полезные компоненты комплексной руды, за исключением  драгоценных металлов   8,0
 

           При добыче природного газа из всех видов месторождений  углеводородного сырья применяется  налоговая ставка в размере 147р. за 1 тыс. м3 газа.

    За 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной применяется ставка в размере 419 рублей. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с пунктом 2.2. настоящей главы: 419 * Кц * Кв;

     Налоговая ставка в размере 0% применяется при  добыче полезных ископаемых в части  их нормативных потерь, при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов, а также полезных ископаемых, остающихся во вскрышных породах, в отвалах или в отходах в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.

     По  ставке 0% производится также и обложение  добычи минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

     В 2009 г. также увеличился перечень участков, в отношении которых применяется  нулевая ставка НДПИ. Среди них участки недр, расположенные:

     севернее  Северного полярного круга в  границах внутренних морских вод  и территориального моря, на континентальном  шельфе РФ;

     в Азовском и Каспийском морях;

     на  территории Ненецкого автономного  округа и на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

     Для каждого из районов установлены  свои ограничения по применению нулевой  ставки - максимальный накопленный  объем добычи нефти и сроки  разработки запасов участка недр.

     Особый  порядок применения ставок налога установлен для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместивших все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденных по состоянию на 1 июля 2001 г. от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений. Они уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.  

     2.2. Порядок исчисления  и уплаты НДПИ 

     Налоговым законодательством установлен следующий  порядок исчисления и уплаты налога.

     Сумма налога по добытым полезным ископаемым, кроме природного газа, исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     При добыче природного газа сумма налога определяется налогоплательщиком как  произведение соответствующей налоговой  ставки и величины налоговой базы.

     Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) по соответствующим видам добытых полезных ископаемых и уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     По  истечении налогового периода, в  котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию. Она представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     На  период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2006 г. в целях исключения влияния  возможного резкого колебания мировых  цен на экспортируемую российскую нефть на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний был установлен особый порядок формирования налоговой базы, а также особая ставка налога на добычу этого полезного ископаемого, В этот период налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

     Налоговая ставка при добыче нефти с 1 января 2002 г. до конца 2004 г. составляла 347 руб. за одну тонну, а с 1 января 2005 г. — 419 руб. за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц).

     Данный  коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле с округлением до четвертого знака:

Кц = (Ц - 9) * Р / 261

    где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за баррель;

     9 - базовая цена одного барреля нефти в долларах США;

     Р - среднее значение за налоговый  период курса доллара США к  российскому рублю, устанавливаемого Банком России.

     С 2009 г. изменился порядок расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть: увеличен не облагаемый налогом минимум с 9 до 15 долл. США за баррель:

Кц = (Ц - 15) * Р / 261

     Среднее значение за налоговый период курса  доллара США к российскому  рублю определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара к рублю за все  дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

     Средний за налоговый период уровень цен  сорта нефти «Юралс» определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых  рынках нефтяного сырья за все  дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде. При этом средние за истекший месяц котировки указанного сорта нефти должны ежемесячно доводиться через официальные источники информации органом, уполномоченным Правительством РФ. Если же указанная информация в официальных источниках отсутствует, то в этом случае уровень цен сорта нефти «Юралс» определяется налогоплательщиком самостоятельно.

     В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка  недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

     Кв = 3,8 – 3,5 * N / V

     где: N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

     V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии сданными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

     Если  же степень выработанности запасов  конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти  на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

     Сумма налога на добычу нефти исчисляется  как произведение соответствующей  налоговой ставки, исчисленной с  учетом коэффициента, и величины налоговой  базы.

     Определенные  особенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Налогоплательщиками данного налога являются инвесторы  по соглашениям о разделе продукции, за исключением тех случаев, когда  выполнение работ по соглашению о  разделе продукции, в том числе  добыча полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.

     Налоговая база определяется в общеустановленном  порядке, т.е. как стоимость добытых  полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определения стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых и отдельно по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.

     При выполнении соглашений применяются  общеустановленные налоговые ставки, но с коэффициентом 0,5. При этом они  не могут изменяться в течение  всего срока действия соответственного соглашения. Кроме того, НК РФ введена так называемая «дедушкина оговорка», в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашениях о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действующих на дату подписания соответствующего соглашения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Структура НДПИ в общем объеме доходов федерального бюджета

     До  последнего времени платежи за пользование  природными ресурсами составляли незначительную долю доходов федерального бюджета. Так, в конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2%. Это объяснялось тем, что большинство  ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, доля этих налогов в 2008 г. возросла до 13,1% налоговых доходов по сравнению с 1,4%  в 2000 г. (Таблица 2). Но в будущем, как прогнозируется, он будет сокращаться.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых, его роль и значение для экономики страны