Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль

Автор: Гуменная Катерина, 30 Ноября 2010 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, а также его участие в формировании бюджета.

Прежде чем начать рассмотрение налога на добавленную стоимость и его специфики , хотелось бы рассказать о истории возникновения НДС и сказать об актуальности этой темы.

Предшественник НДС, наиболее близкий по смыслу к действующему сегодня налогу на добавленную стоимость, появился в 20-х годах XX века в Германии. Тогда в рамках налоговой реформы было предложено ввести «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.

В современном виде НДС был разработан в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.

В 90-х годах XX века НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых государств его не применяют только США и Япония. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, сходный с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………......3


ГЛАВА 1. Налоги в экономической системе общества.

1.Сущность налогов и принципы налогообложения……………………………….4
2.Функции налогов……………………………………………………………………5


ГЛАВА 2. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ.

2.1. Понятие НДС…………………………………...………………………………….…6

2.Плательщики НДС …………………………………...………………………………7
3.Объекты налогообложения ……………………………………………………….…8
1.Виды объектов налогообложения по НДС.
2.Реализация товаров (работ, услуг).
3.Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри предприятия.
4.Определение облагаемого оборота ………………………………………………..11
1.НДС с авансов и предоплат.
2.Налогообложение средств, получение которых связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
3.Налогообложение работ, выполненных хозяйственным способом.
5.Льготы по НДС …………………………………..…………………………………13
1.Льготы по НДС в соответствии со ст.5 Закона «О налоге на добавленную стоимость»
2.Льготы по НДС в порядке п.10 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39.
3.Ставки налога.
6.Порядок исчисления НДС …………………………………..……………………..15
1.Общие порядок исчисления НДС.
2.Исчисление НДС предприятиями, реализующими товары (работы, услуги) за пределами территории РФ.
3.Исчисление НДС иностранными предприятиями.
4.Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ.



2.7 Бухгалтерский учет НДС …………………………..…………………………….....19



Заключение …………………..……………………………….…………………………23


Приложение №1 …………………………………………………………………………24

Приложение №2 …………………………………………………………………………26

Приложение №3 …………………………………………………………………………27


Список литературы………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая по НДС.doc

— 263.50 Кб (Скачать)
  • налогообложению подлежит только суммы штрафов, пени, неустоек получение которых регулируется нормами гражданского законодательства;
  • налогообложению подлежит только те суммы штрафов, пени, неустоек которые получены по договорам поставки товаров (работ, услуг), выручка по которым облагается НДС;
  • суммы штрафов подлежат налогообложению соответственно, т.е. по той же ставке (9,09% или 16,67%), по которой подлежит налогообложению выручка, полученная за товар, поставленный по этому же договору поставки;
  • сумму НДС нельзя взыскивать «сверх» суммы штрафа, неустойки, пеней.
 

2.4.3. Налогообложение  работ, выполненных  хозяйственным способом. 

В соответствии с абз.2 п.11 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39 «работы, выполненные хозяйственным способом, стоимость которых не относится  на издержки производства, облагаются налогом в общеустановленном порядке по мере выполнения и отнесения их на счет 08 «Капитальные вложения».

Следовательно, для возникновения оборота должны быть соблюдены два требования:

  • это работы, выполненные хозяйственным способом и затраты по этим работам не относятся на издержки производства. Это требование на практике приводит к необходимости обоснованного учета подобных работ.
  • облагаемый оборот возникает в момент фактического выполнения, что может быть подтверждено актом приемки.

На практике возможны следующие случаи сочетания  способов строительства и порядка  выполнения работ:

  • при подрядном способе строительства организация заказчик отдельные работы выполняет собственными силами;
  • при хозяйственном способе строительства для выполнения отдельных работ привлекаются сторонние субподрядные организации;
  • при подрядном способе строительства заказчик передает подрядчику собственные материалы (без выполнения работ), т.к. по условиям договора подрядчик выполняет работы из материалов заказчика.

В первом и во втором случае организация выполняет  работы хозяйственным способом (в  том числе в объем этих работ включается стоимость всех материальных ресурсов, используемых при их осуществлении), а в третьем случае без выполнения работ передает только материалы.

Тем не менее, во всех трех случаях возникает  облагаемый оборот по НДС. Если в первых двух случаях обязанность по исчислению возникает в соответствии с абз.2 п.11 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39, то третьем случае – в соответствии с подп. «а» п.8 данной Инструкции (обороты по реализации товаров внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства).

Таким образом, при осуществлении строительства  организация может выполнять  работу хозяйственным образом, а  также без выполнения работ нести  затраты только в виде материальных ресурсов. При этом в обоих случаях возникает объект налогообложения: 1) весь объем работ, 2) стоимость материалов. 
 

2.5. ЛЬГОТЫ ПО НДС. 

2.5.1. Льготы по НДС  в соответствии 

со  ст.5  Закона «О налоге на добавленную стоимость». 

Перечень  товаров (работ, услуг), освобождаемых  от налога, приведен в ст.5 Закона «О НДС». Данный перечень является исчерпывающим и закрытым, поскольку согласно п.3 данной статьи перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС является единым на все территории РФ. Правовым основанием для освобождения от НДС является ст.10 Закона «Об основах налоговой системы в РФ». В соответствии с данной статьей: «По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами следующие льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Запрещается применение льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено  законодательными актами РФ».

Перечень  льгот, приведенный в ст.5 Закона «О НДС» отвечает данным требованиям. В тоже время, для правильного применения льгот, а, соответственно, и правильного исчисления НДС, непосредственно в Законе «О НДС» содержится ряд специальных требований. Это касается:

  • порядка отнесения сумм НДС, уплаченных поставщикам по закупленному сырью, комплектующим и т.д., которые использованы для производства льготируемой продукции;
  • обеспечения раздельного учета затрат по производству и реализации льготируемой и нельготируемой продукции.
 

2.5.2. Льготы по НДС  в порядке п.10 Инструкции  ГНС РФ от 11.10.95г.  №39. 

В соответствии с п.10 Инструкции не облагаются налогом  следующие операции:

  • обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одним подразделением организации (предприятия) для промышленно-производственных нужд другим подразделением этого же предприятия (внутризаводской оборот);
  • обороты угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий по реализации угля и продуктов углеобогащения углесбытовым органам;
  • средства учредителей, вносимые в уставные фонды в порядке, установленном законодательством РФ;
  • средства, полученные в  виде пая (доли) в натуральной денежной форме при ликвидации или реорганизации организаций (предприятий) в размере, не превышающих их уставный фонд, а также пай (доля) юридических лиц при выходе их из организаций (предприятий) в размере, не превышающий вступительный взнос;
  • денежные средства, перечисляемые головной организации, исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними зависимыми обществами), обособленными подразделением из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями, структурными подразделениями, входящих в состав головной организации, акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов);
  • средства, перечисляемые головной организацией своим обособленным подразделениям (филиалам,  отделениям и т.д.) из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного распределения прибыли для расходования по целевому назначению;
  • денежные средства, оставшиеся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также средства резервного фонда, передаваемые учреждениями банков в структуре одного юридического лица;
  • бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств;
  • средства, предаваемые в благотворительных целях организациям на нужду малоимущих, социально незащищенных категорий граждан, являющихся реальными получателями таких средств, а также денежные (спонсорские) средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся хозяйственной деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.
 

2.5.3. Ставки налога. 

Ставки  НДС устанавливаются в следующих  размерах:

  • 10% - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утвержденному Правительством РФ (Приложение №2), и товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ (Приложение №3). При реализации для промышленной переработки и промышленного потребления указанных продовольственных товаров (за исключением подакцизных) также применяется ставка налога в размере 10%;

    10 %  - по зерну, сахару-сырцу, рыбной  муке, рыбе и морепродуктам, реализуемых  для использования в технических  целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов.

  • 20% - по остальным товарам (работам, услугам) включая подакцизные продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и  тарифам, включающим в себя НДС по ставкам 10% и 20% применяются расчетные  ставки соответственно 16,67% и 9,09%. 
 

    1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА.
 
      1. Общий порядок исчисления НДС.
 

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями-производителями  товаров (работ, услуг), а также заготовительными, снабженческо-сбытовыми, оптовыми и  другими организациями, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за приобретенные (оприходованные)  материальные ресурсы, товары (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки обращения.

Для данной категории плательщиков установлен единый механизм исчисления НДС. Следовательно,  для того чтобы правильно определить сумму налога, подлежащего к оплате в бюджет, необходимо в полном объеме и своевременно рассчитать сумму: НДС  полученного от покупателей, НДС уплаченного поставщиками.

При определении  сумм НДС полученных необходимо учитывать, что к ним относятся не только налог, исчисленный с реализации товаров (работ, услуг), на также налог  исчисленный в соответствии с  действующим законодательством по другим облагаемым оборотам. К ним относятся:

  • суммы полученных авансовых платежей;
  • суммы полученных штрафов, пеней, неустоек;
  • налог начисляемый в соответствии со спецрасчетами;
  • прочие средства, получение которых обусловлено расчетами за поставленные товары (работы, услуги) – финансовая помощь, пополнение спецфондов и т.д.

Что касается периода, в котором должны быть учтены все перечисленные показатели, то он определяется по следующим правилам:

  • в отношении реализации товаров (работ, услуг) – в момент реализации согласно выбранного в целях налогообложения метода определения выручки «по оплате» либо «по отгрузке».
  • в отношении иных средств – в момент их получения.

При исчислении сумм НДС подлежащих зачету необходимо учитывать, что не все суммы НДС, уплаченные предприятием по приобретенным товарам (работам, услугам), могут быть отнесены к зачету. НДС, подлежащий зачету, будет равен разнице между всей суммой НДС уплаченного предприятием поставщикам (в том числе НДС уплаченный на таможне при ввозе товаров) и суммой НДС, которая зачету не подлежит. К зачету не подлежат следующие суммы уплаченного НДС:

  • по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам;
  • по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии  с п.1 ст.5 Закона «О НДС» за исключением операций по реализации драгоценных металлов, освобожденных от налога;
  • по строительным работам, выполненным подрядчиком или хозяйственным способом;
  • суммы НДС  в части превышения норм -  по расходам, связанным с содержанием  служебного автотранспорта, компенсацией за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратами на командировки, представительскими расходами, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг). В пределах норм;
  • по материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли или населения;
  • суммы НДС в части превышения установленных лимитов расчета наличными средствами – при приобретении материальных ценностей (работ, услуг)  для производственных нужд  за наличный расчет у организации0изготовителя, оптовой и другой организации, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручению.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль