Автор: Гуменная Катерина, 30 Ноября 2010 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов формирующих бюджет в Российской Федерации, а также его участие в формировании бюджета.
Прежде чем начать рассмотрение налога на добавленную стоимость и его специфики , хотелось бы рассказать о истории возникновения НДС и сказать об актуальности этой темы.
Предшественник НДС, наиболее близкий по смыслу к действующему сегодня налогу на добавленную стоимость, появился в 20-х годах XX века в Германии. Тогда в рамках налоговой реформы было предложено ввести «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.
В современном виде НДС был разработан в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 году. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.
В 90-х годах XX века НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых государств его не применяют только США и Япония. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, сходный с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.
Введение …………………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. Налоги в экономической системе общества.
1.Сущность налогов и принципы налогообложения……………………………….4
2.Функции налогов……………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ.
2.1. Понятие НДС…………………………………...………………………………….…6
2.Плательщики НДС …………………………………...………………………………7
3.Объекты налогообложения ……………………………………………………….…8
1.Виды объектов налогообложения по НДС.
2.Реализация товаров (работ, услуг).
3.Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри предприятия.
4.Определение облагаемого оборота ………………………………………………..11
1.НДС с авансов и предоплат.
2.Налогообложение средств, получение которых связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
3.Налогообложение работ, выполненных хозяйственным способом.
5.Льготы по НДС …………………………………..…………………………………13
1.Льготы по НДС в соответствии со ст.5 Закона «О налоге на добавленную стоимость»
2.Льготы по НДС в порядке п.10 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39.
3.Ставки налога.
6.Порядок исчисления НДС …………………………………..……………………..15
1.Общие порядок исчисления НДС.
2.Исчисление НДС предприятиями, реализующими товары (работы, услуги) за пределами территории РФ.
3.Исчисление НДС иностранными предприятиями.
4.Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ.
2.7 Бухгалтерский учет НДС …………………………..…………………………….....19
Заключение …………………..……………………………….…………………………23
Приложение №1 …………………………………………………………………………24
Приложение №2 …………………………………………………………………………26
Приложение №3 …………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………………28
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумаги, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающий подоходный налог по месту получения заработной платы.
По методу установления налоги подразделяются на:
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Другая
функция налогов как
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих ее роль в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну и т.д. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.
В налоговом
регулировании появились
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. В законе «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрены следующие виды льгот:
Подфункцию
воспроизводственного
назначения несут в себе плата
за воду, потребляемую промышленными предприятиями,
платежи за пользование природными ресурсами,
отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство
минирально-сырьевой базы и лесной доход.
2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, КАК ОДИН
ИЗ
ВАЖНЕЙШИХ НАЛОГОВ
РФ.
2.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.
Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.
Кроме того, начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию России они подлежат обложению НДС. Следовательно, объектами обложения этим налогом выступают не только обороты по реализации на территории России товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые на территорию страны. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету сумм НДС, Уплаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также порождают дополнительные трудности в порядке исчисления и уплаты НДС.
2.2.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА
НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ.
При определении круга плательщиков НДС необходимо руководствоваться Законом «О налоге на добавленную стоимость», Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 г. №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», а также Гражданским кодексом РФ (ГК РФ).
1. К первой группе относятся любые организации (как коммерческие, так и не коммерческие), имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность (подп. «а», «б» п.1 ст.2 Закона «О НДС»).
К данной группе плательщиков следует отнести все коммерческие организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями). Согласно п.1 ст.50 ч.I ГК РФ данные организации в качестве основной цели своей цели преследуют извлечение прибыли. При этом необходимо учитывать, что плательщиками НДС являются как промышленные, так и финансовые организации, в том числе и страховые общества, банки и др.
Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные или иные фонды и др., также являются плательщиками НДС, в случае осуществления ими коммерческой деятельности. В соответствии с ч.2 п.3 ст.50 ГК РФ: «Некоммерческие организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».
2. Во вторую группу плательщиков следует включить филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (не являющихся юридическими лицами), самостоятельно реализующих товары (работы, услуги). Необходимо отметить, что данная группа налогоплательщиков выделяются в качестве самостоятельных субъектов исключительно для целей налогообложения и никак не связана с гражданским законодательством, т.к. согласно ст.55 ГК РФ обособленными подразделениями юридического лица являются только представительства и филиалы, которые не являются самостоятельными участниками гражданского оборота.
3. К третьей группе можно отнести предприятия, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие с новым ГК РФ. Так, согласно п.5 ст.6 ФЗ «О введении в действие первой части ГК РФ» индивидуальные (семейные) частные предприятия и предприятия, созданные частными и общественными организациями на праве полного хозяйственного ведения, подлежали до 1 июля 1999г. преобразованию.
К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются положения об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления.
4. Плательщиками НДС являются также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ. Причем законодательство о НДС не устанавливает в какой именно форме (представительство, объединение и т.д.) эти иностранные организации-нерезиденты должны осуществлять свою деятельность, чтобы выступить плательщиками налога. В связи с этим представляется возможность в некоторых случаях по аналогии применять положения Инструкции ГНС РФ от 16.06.95г. №34 «О налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц».
Наиболее
важным моментом для отнесения иностранных
организаций к
5. Необходимо учитывать, что вышеуказанные субъекты являются плательщиками НДС в первую очередь в отношении тех облагаемых оборотов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг) на территории России.
Что касается товаров, ввозимых на территорию РФ, плательщиками НДС являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ (п.3 ст.2 Закона «О НДС»).
В ст.112 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) предусмотрено, что применение НДС осуществляется на основе самого ТК РФ и Закона «О НДС».
В абз.1 п.6 Инструкции ГТК РФ и ГНС РФ от 30.01.93 г. №№01—20/741,16 «О порядке применения НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ» установлено, что НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному делу.
Из анализа
вышеуказанных документов следует,
что плательщиками НДС по товарам
ввозимым на территорию РФ являются субъекты,
которые признаны в качестве налогоплательщиков
«внутреннего» НДС, при условии осуществления
импортных товарных операций.
2.3.
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
2.3.1.
Виды объектов
налогообложения
по НДС.
Согласно ст.3 Закона «О НДС» объектами налогообложения выступают следующие фактические обстоятельства:
Информация о работе Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль