Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики 3
Дискреционная фискальная политика 4
Автоматическая бюджетно-налоговая политика 4
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика 6
Сдерживающая фискальная политика 9
Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов 10
Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM 11
Использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики 13
Влияние фискальной политики 14
Последствия фискальной политики 17
Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах 19
Налоги США 20
Налоги штатов и местные налоги 22
Налоговая система Японии 24
Налоговая система Швеции 26
Налоговая система Франции 27
Налоговые поступления в процентах от ВВП 28
Заключение 29
Список литературы: 32

Работа содержит 1 файл

налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейисианской модели:

• уровень цен  фиксирован (Р = сопst) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают;

• совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса;

• доход (Y), потребление (С), инвестиции (I), чистый экспорт (Хп) являлся эндогенными переменными и определяются внутри модели;

• государственные расходы (С), предложение денег (М), налоги (Т) являются величинами экзогенными и задаются вне модели.

Исключение  составляет предпосылка о постоянстве  ставки процента. Если в модели Кейнсианского  креста ставка процента фиксирована  и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке.[6.стр.153-154]

Модель IS-LM позволяет:

    1. показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков;
    2. выявить факторы, влияющие на установление равновесия как на каждом из этих рынков в отдельности, так и условия их одновременного равновесия;
    3. рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику;
    4. проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики;
    5. вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос;
    6. проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла.

Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM

Кривая IS отражает все соотношения между Y и г, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента г (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.



Рис.4. Равновесие в модели IS-LM

 

Равновесие  в экономике достигается в  точке Е (рис. 4).

На рис. 4 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

В случае если экономическая ситуация описывается точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия.

Использование модели IS-LM для анализа  последствий стабилизационной политики

 

Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода.

Кривые IS-LM  могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS, а денежно-кредитной - в сдвигах кривой LM. [6.стр.160-166]

Влияние фискальной политики

 

Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке е1 при процентной ставке r1 и национальном доходе У1. (рис.5)

 

Рис.5. Стимулирующая фискальная политика в рамках модели IS-LM

 

Допустим, экономическая  ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS1 сдвигается в положение IS2. Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r2. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е», а совокупный выпуск увеличится до У2.

Рост процентной ставки снижает  мультипликационный эффект государственных расходов. Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

Снижение налогов при  неизменном уровне государственных расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение государственных расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении процентной ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором. Однако равновесный уровень дохода также меньше, чем в модели Кейнсианского креста за счет повышения ставки процента.

Рис.6. Мультипликативный  эффект на различных участках кривой LM

 

Таким образом, влияние денежного рынка снижает мультипликативный эффект, однако в какой степени это происходит, зависит от того, в пределах какого из трех участков кривой LM происходит сдвиг кривой IS (рис. 6).

Если первоначальное совместное равновесие на рынках товаров и денег   представлено   на   кейнсиансианском отрезке, то мультипликативный эффект дополнительных государственных расходов проявляется в полной мере (прирост дохода практически равен расстоянию сдвига кривой IS). Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие установилось при низком уровне национального дохода и близкой к минимальной ставке процента. В подобной ситуации у людей небольшой спрос на деньги для сделок и большой спрос на них со стороны активов. Если при таком состоянии экономики начинает расти совокупный выпуск, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, находящихся в активах, не вызывая существенного роста ставки процента, и планируемый объем инвестиций не будет сокращен.

Если совместное равновесие на рынках товаров и денег приходится на классический отрезок кривой LM, сдвиг линии IS вообще не изменит совокупный спрос на блага в текущем периоде. Причина заключается в том, что при ставке процента выше максимальной в составе активов домашних хозяйств уже нет денег, поэтому осуществить новые инвестиционные вложения можно только за счет перераспределения существующего объема кредитных средств к более эффективным вариантам. В результате суммарный инвестиционный спрос не изменится, а, следовательно, останется прежним и совокупный выпуск текущего периода.

Равновесный уровень  дохода в модели IS-LM будет зависеть и от наклона кривых. Поскольку наклон кривой IS определяется величиной мультипликатора расходов и чувствительностью изменения автономных расходов к ставке процента (чем меньше эти коэффициенты, тем кривая IS более крутая), а наклон кривой LM - чувствительностью спроса на деньги к изменению дохода и изменению ставки процента. Например, эффективность налоговой политики будет сильнее там, где выше предельная склонность к потреблению (кривая IS более пологая). При высоких значениях склонности к сбережению сокращение налогового бремени не приведет к краткосрочной стабилизации, а выразится в образовании дополнительных частных сбережений.

Таким образом, стимулирующая фискальная политика (увеличение государственных расходов и снижение налогов) сдвигает кривую IS  вправо (вверх), что увеличивает уровень дохода и ставку процента. Наоборот, сдерживающая фискальная политика (сокращение государственных расходов и увеличение налогов) сдвигает кривую IS влево, что сокращает доход и уменьшает ставку процента. [6.стр.160-168]

Последствия фискальной политики

 

Государство собирает налоги с отдельных граждан и  предприятий и осуществляет государственные  расходы. Последствия бюджетно-налоговой  политики государства представлены на рис. 7, 8. Возможны два процесса.

 

Рис.7. Последствия  бюджетно-налоговой политики: сокращение размера налогов

 

Предположим, государство  сокращает налоги на величину ΔТ (рис. 7).

В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное:

ΔТ×MPC/(1-MPC)

где ΔT — величина, на которую сократятся налоги;

MPC/(1-MPC) -  налоговый мультипликатор

Равновесие  перемещается из точки А в точку  В.

Сокращение  налогов увеличивает доход с  У1, до У2, также увеличивается и ставка процента с г1 до г2.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

Предположим, что  государство увеличивает государственные  расходы на ΔТ (рис. 8). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное:

ΔG×1/(1-MPC)

где ΔG — увеличение государственных расходов;

1/(1-MPC) – мультипликатор государственных расходов.

Результат следующий: равновесие перемещается из точки А в точку В, так как ставка процента возрастает с г, до г2, а доход увеличивается с У1, до У2.

 

Рис.8. Последствия  налогово-бюджетной политики: увеличение размера государственных расходов

Доход возрастает через мультипликационный эффект на

ΔG/(1-MPC)

Поэтому кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное этой величине.

Бюджетно-налоговая  политика стимулирования экономики  увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов. Влияние роста процентных ставок на инвестиции в связи с ростом государственных расходов получило название «эффекта вытеснения вытеснений». [6.стр.160-168]

Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования  в развитых странах

 

   Система  налогообложения является механизмом  аккумуляции доходов госбюджета  и воздействия на общественное  производство: на его структуру, его размещение, на темпы научно-технического развития. Налогами можно ограничивать или стимулировать деловую активность. Иногда налоги используются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в начале века, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса был введен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывали расходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той же Германии налоги используются для решения социальных задач. В частности, после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии стало значительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблем экологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США.

 

 

 

 

Налоги США

 

   Как и  в других странах, формирование  и движение бюджетных средств  занимает центральное место в  реализации экономической политики  американского государства.

  Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% государственных доходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными:

    • подоходный налог с физических лиц - 41%;
    • отчисления на социальное страхование - 34%;
    • налог на доходы корпораций - 10%;
    • акцизные сборы - 3%;
    • заемные средства - 8%;
    • прочие доходы, включая налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и негосударственные пошлины - 4%.

   Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум доходов. В начале 90-х годов он составлял 2000 долларов в год. Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу с физических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшается на необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы). В результате перечисленных вычетов образуется налогооблагаемый доход граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога, величина которых варьировалась с 11 до 50%.

   Второй  по величине статьей доходов  федерального бюджета США являются  отчисления на социальное страхование  от фонда зарплаты. Они уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была равна 15,02% фонда зарплаты. Работодатель и работник вносили по 7,51%. При этом облагается не весь фонд зарплаты, а только первые 48,6 тыс. долларов в год в расчете на каждого занятого.

   Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для средних и малых предприятий.

Информация о работе Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов