Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики 3
Дискреционная фискальная политика 4
Автоматическая бюджетно-налоговая политика 4
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика 6
Сдерживающая фискальная политика 9
Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов 10
Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM 11
Использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики 13
Влияние фискальной политики 14
Последствия фискальной политики 17
Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах 19
Налоги США 20
Налоги штатов и местные налоги 22
Налоговая система Японии 24
Налоговая система Швеции 26
Налоговая система Франции 27
Налоговые поступления в процентах от ВВП 28
Заключение 29
Список литературы: 32

Работа содержит 1 файл

налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Данная  тема очень актуальна сегодня,  так как наша экономика, бюджет  и налоговая сфера, в частности,  находятся еще в неустойчивой  стадии формирования.

   В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

   Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии  и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и  разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

   Финансирование  государственного бюджета происходит  посредством особых экономических  форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

   Ныне  экономисты различных школ безоговорочно  признают, что фискальная политика  оказывает сильнейшее воздействие  на любую экономическую систему.

   Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели  и направления фискальной политики;

- рассмотреть  инструменты, с помощью которых  осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть  виды фискальной политики;

- проанализировать  эффективность фискальной политики;

- выяснить состояние  фискальной политики в развитых  странах.

Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики

 

    Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика  – это совокупность средств  и мероприятий государства, направленных  на изменение порядка государственных  расходов, налогообложения, предоставления  льгот. Субсидий, трансфертных платежей. Она производится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.

    Основными  инструментами налогово-бюджетной  политики являются налоговые  и бюджетные регуляторы. К регуляторам  относятся все виды налогов  и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы,  санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканскими и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

   Фискальная  политика в зависимости от  механизма реагирования на изменения  экономической ситуации  подразделяется на дискреционную  и недискреционную (автоматическую), в соответствии, с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

   Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного  предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.

   Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат  и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных  решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.

   Действие  встроенных стабилизаторов объясняется  следующим образом. В период  спада растет безработица и  автоматически увеличиваются расходы  бюджета на выплату социальных  пособий, следовательно, растут  доходы, населения и совокупный спрос. В период подъема складывается противоположная ситуация.

Рис1. Встроенные стабилизаторы

      где:  G — государственные расходы;

        Т— налоговые поступления

      На графике размеры государственных  расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема. В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы  (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики. График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

    В  зависимости от фазы цикла,  в которой находится экономика,  инструменты фискальной политики  используются по-разному. Выделяют  два вида фискальной политики:

1) стимулирующую;

2) сдерживающую.

    Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредствам мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.

Налогово-бюджетная  система выполняет определенные функции:

    • Фискальная;
    • Экономическая.

Фискальная  функция (в переводе с лат. fiscus – казна) состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на инвестирование крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, библиотек), на финансовую безвозмездную помощь субъектам экономики, а также на выполнение общественно значимых работ (поддержание внутреннего правопорядка, охрана окружающей среды, оборона границ и т.д.)

Экономическая функция налогово-бюджетной системы состоит в воздействии на общественное воспроизводство, а также социальные процессы в экономике. Выполняя эту функции, налоги и госрасходы могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль. Функции налогово-бюджетной системы находятся в диалектической зависимости одна от другой. Так, рост налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) может финансировать ускорение строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время стимулирующая инвестиционная политика и рост масштабов производства способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Целями  государственной фискальной политики могут быть:

  • Обеспечение выравнивания уровня доходов граждан;
  • Поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями;
  • Стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта;
  • Стабилизация экономики;
  • Ограничение доступа импорта на внутренний рынок.

Стратегические  цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени:

  • Обеспечение стабильного роста;
  • Развитие научно-технического прогресса;
  • Стимулирование структурной перестройки;
  • Расширение экспорта.

   Тактические  цели, как правило, подчинены решению  стратегических задач и предусматривают  воздействие фискальной политики  на процессы либо на краткосрочных  временных интервалах, либо в  ограниченных сферах. Например, для  достижения выравнивания доходов  населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения  для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность. [6]

 

«Рис.2. Влияние  стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального  производства»

     Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

 
«Рис.3. Влияние сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП»

 

ВЫВОД: Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных  налогово-бюджетных рычагов

 

Модель IS-LM  представляет собой модель совместного равновесия

товарного и  денежного рынков. Она была разработана  английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс  и классики» и получила широкое  распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Э. Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

Основной целью  анализа экономики с помощью  модели IS-LM являетcя объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.

Для построения модели I-LM  необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке, свою очередь, уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход У, инвестиции I и процентную ставку r.

Информация о работе Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов