Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.
Введение 2
Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики 3
Дискреционная фискальная политика 4
Автоматическая бюджетно-налоговая политика 4
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика 6
Сдерживающая фискальная политика 9
Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов 10
Совместное равновесие двух рынков. Модель IS-LM 11
Использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики 13
Влияние фискальной политики 14
Последствия фискальной политики 17
Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах 19
Налоги США 20
Налоги штатов и местные налоги 22
Налоговая система Японии 24
Налоговая система Швеции 26
Налоговая система Франции 27
Налоговые поступления в процентах от ВВП 28
Заключение 29
Список литературы: 32
Оглавление
Данная
тема очень актуальна сегодня,
так как наша экономика,
В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.
Как известно,
бюджет на всех его уровнях
играет огромную роль в
Финансирование
государственного бюджета
Ныне
экономисты различных школ
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели
и направления фискальной полит
- рассмотреть
инструменты, с помощью
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать
эффективность фискальной
- выяснить состояние
фискальной политики в
Фискальная,
или бюджетно-налоговая,
Основными
инструментами налогово-
Фискальная
политика в зависимости от
механизма реагирования на
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.
Автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий, формируется независимо от решений правительства. Это политика встроенных стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.
Действие
встроенных стабилизаторов
Рис1. Встроенные стабилизаторы
где: G — государственные расходы;
Т— налоговые поступления
На графике размеры
В
зависимости от фазы цикла,
в которой находится экономика,
1) стимулирующую;
2) сдерживающую.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредствам мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.
Налогово-бюджетная система выполняет определенные функции:
Фискальная функция (в переводе с лат. fiscus – казна) состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на инвестирование крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, библиотек), на финансовую безвозмездную помощь субъектам экономики, а также на выполнение общественно значимых работ (поддержание внутреннего правопорядка, охрана окружающей среды, оборона границ и т.д.)
Экономическая функция налогово-бюджетной системы состоит в воздействии на общественное воспроизводство, а также социальные процессы в экономике. Выполняя эту функции, налоги и госрасходы могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль. Функции налогово-бюджетной системы находятся в диалектической зависимости одна от другой. Так, рост налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) может финансировать ускорение строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время стимулирующая инвестиционная политика и рост масштабов производства способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет.
Целями государственной фискальной политики могут быть:
Стратегические цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени:
Тактические
цели, как правило, подчинены
С учетом стратегических
и тактических целей развития
экономики государство создает,
например, благоприятный режим
«Рис.2. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства»
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
«Рис.3. Влияние сдерживающей
фискальной политики на стабилизацию
темпов роста ВВП»
ВЫВОД: Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.
Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия
товарного и денежного рынков. Она была разработана английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс и классики» и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Э. Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).
Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM являетcя объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.
Для построения модели I-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке, свою очередь, уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход У, инвестиции I и процентную ставку r.
Информация о работе Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов