Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Для современного мира характерна тенденция увеличения скорости и объёма трансграничной миграции капитала, человеческих и производственных ресурсов[1], развития международного разделения труда[2] и усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике[3]. Одновременно с этим сохраняется институт национального налогового суверенитета, что способно привести к возникновению объектов налогообложения, на которые претендует сразу несколько стран - такая ситуация описывается понятием "международное двойное налогообложение".
1. Международное двойное налогообложение: общая характеристика
1.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения
1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашений
1.3 Механизм устранения международного двойного налогообложения в правовой доктрине
2. Этапы устранения международного двойного налогообложения
2.1 Международное межведомственное взаимодействие налоговых органов
2.2 Выявление конкуренции налоговых юрисдикций
2.3 Установление резидентства в целях устранения двойного налогообложения
2.4 Распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями
2.5 Применение частных методов устранения международного двойного налогообложения
Заключение
Список использованных источников и литературы источники
4. движимое имущество
российских организаций, а
Также НК содержит критерии
определения налогового резидентства
и постоянного представительства. Организации-резиденты
РФ (они же - российские организации) - юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством
Российской Федерации (ч.2 ст.11 НК). Ч.2 ст.
207 устанавливает, что физическими лицами-резидентами
признаются физические лица, фактически
находящиеся в Российской Федерации не
менее 183 календарных дней в течение 12
следующих подряд месяцев. Период нахождения
физического лица в Российской Федерации
не прерывается на периоды его выезда
за пределы Российской Федерации для краткосрочного
(менее шести месяцев) лечения или обучения.
Согласно НК, под постоянным представительством
иностранной организации понимается филиал,
представительство, отделение, бюро, контора,
агентство, любое другое обособленное
подразделение или иное место деятельности
этой организации, через которое организация
регулярно осуществляет предпринимательскую
деятельность на территории Российской
Федерации связанную с пользованием недрами
и (или) использованием других природных
ресурсов; проведением предусмотренных
контрактами работ по строительству, установке,
монтажу, сборке, наладке, обслуживанию
и эксплуатации оборудования, в том числе
игровых автоматов; продажей товаров с
расположенных на территории Российской
Федерации и принадлежащих этой организации
или арендуемых ею складов; осуществлением
иных работ, оказанием услуг, ведением
иной деятельности, за исключением предусмотренной
пунктом 4 ст.306 НК (ч.2 ст.306 НК).
Нетрудно догадаться,
что возможна ситуация, при которой
иностранные законодательные
Поводом для применения такого механизма является обращение заинтересованного лица (налогоплательщика) с заявлением в налоговый орган, как это предусматривает ст.25 ТС и, например, ст.25 договора с Сингапуром[45]. Если такое заявление не будет подано или будет пропущен срок его подачи, установленный соответствующим договором (например, ч.1 ст.25 договора с Сингапуром предусматривает трёхлетний срок), конкуренция правовых юрисдикций не будет выявлена и приведёт к возникновению двойного налогообложения.
2.3 Установление резидентства
в целях устранения двойного налогообложения
ТС состоит из
31 статьи, в 26 из них хотя бы раз встречается
слово "резидент" или однокоренное
с ним слово. Этот факт позволяет
сделать предположение о
По общему правилу,
резидентство определяется национальным
законодательством, однако возможна ситуация,
когда оба договаривающихся государства
согласно своему внутреннему праву будут
рассматривать данное лицо в качестве
своего резидента. Такая ситуация препятствует
устранению двойного налогообложения,
следовательно, должна быть решена. Международные
договоры могут предусматривать пути
преодоления двойного резидентства, при
этом для физических лиц и организаций
устанавливаются разные критерии, составляющие,
- по определению А.А. Шахмаметьева, - иерархическую
систему[46], т.е. применяемые последовательно.
Договор с Австралией[47]
предусматривает, что если физическое
лицо является резидентом обоих договаривающихся
государств, такое лицо считается
резидентом только того договаривающегося
государства, в котором оно располагает
постоянным жильем, или, если лицо располагает
постоянным жильем в обоих договаривающихся
государствах или ни в одном из
них, лицо считается резидентом только
того договаривающегося государства,
в котором оно имеет более
тесные личные и экономические связи
(ч.3 ст.4) (МК ОЭСР использует термин "центр
жизненных интересов" - п. b ч.2 ст.4). К
двум названным критериям надлежит добавить
ещё один: в качестве третьего критерия
договор с Бразилией[48] указывает гражданство
(п. c ч.2 ст.4). Если же лицо является гражданином
обоих государств или не является гражданином
ни одного из них, п. d ч.2 ст.4 предписывает
применить взаимосогласительную процедуру
для разрешения вопроса о резидентстве.
Указанное соглашение не называет последствий
неудачи такой процедуры, но такие последствия
можно предположить, тем более что они
названы в п. d ч.2 ст.4 ТС: в случае отсутствия
согласия между договаривающимися государствами,
на такое лицо не будут распространяться
льготы и освобождения от налогов, предоставляемые
соглашением.
Что касается резидентства
организаций, то, например, договор с Португалией[49]
предусматривает, что если такое лицо
является резидентом обоих договаривающихся
государств, то оно будет считаться резидентом
только того государства, в котором находится
его фактическое место управления - такой
критерий применяется во многих двусторонних
договорах РФ, а также в МК ОЭСР. Примечательно,
что ТС не использует в этом случае императивной
привязки, напротив, устанавливает согласительную
процедуру, при которой нахождение фактического
места управления будет лишь учитываться.
Более того, ТС устанавливает критерии
определения такого места: место, где проводятся
заседания совета директоров; место, из
которого обычно осуществляется руководящее
управление; место, где главные (руководящие)
лица осуществляют свою деятельность;
место, где ведётся бухгалтерский учёт
и хранятся архивы (ч.3 ст.4 ТС).
Представляется, что
нормативное закрепление
Как мы продемонстрировали выше, налоговое резидентство, установленное согласно нормам внутреннего права и в соответствии с международным договором, часто не совпадает. Другими словами, одно и то же лицо может рассматриваться НК как резидент РФ, а международным соглашением - как нерезидент. Такое налоговое резидентство, установленное для целей применения международно-правового механизма устранения двойного налогообложения мы предлагаем называть резидентством ad hoc.
2.4 Распределение
объектов налогообложения
После того, как установлено
наличие конкуренции налоговых
юрисдикций и определено резидентство
ad hoc, следует перейти к следующему этапу
механизма устранения международного
двойного налогообложения. Рассмотрим
этот вопрос на примере договора с Мексикой[51],
согласно которому, заданное договаривающееся
государство облагает налогом следующие
доходы:
1. доходы от
недвижимого имущества,
2. прибыль предприятий-
3. прибыль резидентов
от эксплуатации морских или
воздушных судов в
4. дивиденды, получаемые
резидентом от компании-
5. проценты, возникающие
в другом договаривающемся
6. роялти (доходы
от авторских прав и лицензий),
возникающие в другом
7. доходы, полученные
от отчуждения недвижимого
8. доход резидента
от оказания профессиональных
услуг или иной деятельности
независимого характера, за
резидент, будучи физическим
лицом, находится в другом договаривающемся
государстве в течение периода
или периодов, превышающих в совокупности
120 дней в любом двенадцатимесячном
периоде, начинающемся или заканчивающемся
в соответствующем налоговом году или
имеет в этом государстве постоянную базу,
регулярно используемую им для целей осуществления
своей деятельности (ст.14);
9. вознаграждение
от работы по найму,
10. гонорары директоров
и другие подобные выплаты,
получаемые резидентом другого
договаривающегося государства
в качестве члена совета
11. доходы от
деятельности артистов и
12. пенсии и
другие подобные выплаты,
13. вознаграждение
за государственную службу, осуществляемую
для данного государства (ст. 19);
14. прочие доходы
резидентов независимо от
Следует отметить, что
правило, установленное ст.21 названного
договора, как и рекомендует модельная
норма ст.21 МК ОЭСР, основано на принципе
резидентства. Одновременно с этим ст.21
ТС предусматривает применение для таких
отношений принципа источника получения
дохода.
Теперь обратимся
к договору с Германией[52], который
в ст.22 устанавливает правила
налогообложения имущества, согласно
которым, договаривающееся государство
облагает налогом:
1. недвижимое
имущество, находящееся на его
территории (п.1 ст.22);
2. движимое имущество,
относящееся к постоянным
3. морские, речные
и воздушные суда, эксплуатируемые
резидентом в международных
4. прочее имущество резидентов (п.4 ст.22).
2.5 Применение частных
методов устранения
После устранения коллизий
между правилами определения
источника доходов, становится возможным
использование частных методов
устранения международного двойного налогообложения.
Государство применяет эти
Информация о работе Международное двойное налогообложение: общая характеристика