Международное двойное налогообложение: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Для современного мира характерна тенденция увеличения скорости и объёма трансграничной миграции капитала, человеческих и производственных ресурсов[1], развития международного разделения труда[2] и усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике[3]. Одновременно с этим сохраняется институт национального налогового суверенитета, что способно привести к возникновению объектов налогообложения, на которые претендует сразу несколько стран - такая ситуация описывается понятием "международное двойное налогообложение".

Содержание

1. Международное двойное налогообложение: общая характеристика

1.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения

1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашений

1.3 Механизм устранения международного двойного налогообложения в правовой доктрине

2. Этапы устранения международного двойного налогообложения

2.1 Международное межведомственное взаимодействие налоговых органов

2.2 Выявление конкуренции налоговых юрисдикций

2.3 Установление резидентства в целях устранения двойного налогообложения

2.4 Распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями

2.5 Применение частных методов устранения международного двойного налогообложения

Заключение

Список использованных источников и литературы источники

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.12 Кб (Скачать)

2.  привлечение  в каждое из договаривающихся  государств иностранных инвестиций[20]; 

М.Н. Кобзарь-Фролова  также называет: 

3.  гарантирование  налогоплательщикам недискриминации; 

4.  обеспечение  для государств возможности взаимных  прямых консультаций, обмена информацией,  обмена опытом и иных контактов  для решения многих спорных  вопросов, а также для контроля за внешнеэкономической деятельностью своих резидентов; 

5.  закрепление  на договорной основе государствами  своих прав на получение справедливой  доли от налогообложения доходов  и имущества, получаемых резидентами  от международной экономической  и финансовой деятельности; 

двойное налогообложение  международное соглашение 

6.  предупреждение  правонарушений, совершаемых иностранными  гражданами и иностранными юридическими  лицами по законодательству страны, на чьей территории, извлекается  доход[21]; 

Е.В. Анисимова и  В.В. Старженецкий добавляют: 

7.  стимулирование  экономического взаимодействия  субъектов предпринимательства  стран, подписавших соглашение[22]. 

А.А. Шакирьянов предлагает классифицировать международные соглашения об избежании двойного налогообложения следующим образом: 

1.  соглашения  об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал; 

2.  соглашения  об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущества (по все видимости, автор не всякий капитал признаёт имуществом - И. И.); 

3.  соглашения  об избежании двойного налогообложения в отношении социальных налогов и взносов на социальное страхование; 

4.  соглашения  об избежании двойного налогообложения в области транспорта[23]. 

Среди международных  договоров об устранении двойного налогообложения  можно выделить двусторонние и многосторонние. Последние, как правило, закрепляют типовые проекты двусторонних договоров, рекомендуемые для участников таких многосторонних соглашений. Важнейшим подобным документом, на наш взгляд, является Модельная конвенция Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал[24] (далее - МК ОЭСР).О.Ж. Саматов называет ещё один документ такого рода - это Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980г., а также перечисляет целый ряд типовых конвенций разработанных в рамках региональных и субрегиональных международных организаций: проект многосторонней конвенции для франкоязычных стран Африки (подготовленный под эгидой Франции в 1964 г.), Типовое налоговое соглашение Британского содружества наций (1964 г.), Конвенция об устранении двойного налогообложения между странами-членами Андской группы (1971 г.), Протокол о гармонизации налоговых льгот между странами-членами Центральноамериканского рынка[25] и т.д. Следует также упомянуть Многостороннюю конвенцию ЮНЕСКО об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, содержащую модель соответствующего двустороннего соглашения[26] (далее - МДС ЮНЕСКО), а также Протокол стран СНГ "Об унификации подхода и заключения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества"[27]. 

В РФ основой для  переговоров с уполномоченными  органами иностранных государств о  заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения является Типовое соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утверждённое постановлением Правительства от 24 февраля 2010 г. № 84[28] (далее - ТС).  

Большинство авторов, в том числе Л.П. Фомичева[29], Ю.Л. Иванец[30], О.А. Плетнева, А.О. Гребенчук[31], В.В. Гусев[32] и др. признаёт, что ТС основано на МК ОЭСР, хотя Россия и не участвует в последней. 

Двусторонние соглашения об устранении двойного налогообложения (РФ ратифицировала 77 таких соглашений[33]) согласно ТС включают следующие положения: страны-участники соглашения; лица и налоги, к которым применяется  соглашение; общие определения; критерии определения резидентства и постоянного представительства для целей устранения двойного налогообложения; принципы распределения объектов налогообложения между договаривающимися сторонами; подлежащие использованию частные методы устранения двойного налогообложения; правила о недискриминации; основы межведомственного взаимодействия налоговых органов; подтверждение особого статуса дипломатических представительств и консульских учреждений, а также их сотрудников; положения о противодействии злоупотреблению льготами, предоставляемыми соглашением; условия вступления в силу и прекращения действия соглашения. 

 

1.3 Механизм устранения  международного двойного налогообложения  в правовой доктрине  

Ранее в настоящей  главе говорилось, что государства  в целях устранения международного двойного налогообложения вынуждены  идти на ограничение своего налогового суверенитета путём заключения международных  договоров, которые устанавливают  соответствующий правовой механизм, призванный, - по словам И.И. Кучерова, - обеспечить справедливое распределение налоговых обязанностей налогоплательщиков между налоговыми юрисдикциями различных стран[34]. Указанный механизм А.А. Шахмаметьев характеризует как системное комплексное явление и выделяет в его составе четыре элемента: 

1.  уровни правового  регулирования (национальное законодательство  и международные соглашения); 

2.  концепции и  принципы, лежащие в основе такого  регулирования (налоговая нейтральность  в отношении экспорта и импорта  капитала и принцип национальной  беспристрастности); 

3.  критерии установления  связи лица с государственной  налоговой юрисдикцией, в силу  которой на него возлагается  обязанность по уплате налогов  на территории данной юрисдикции; 

4.  методы (способы)  устранения многократного международного  налогообложения[35]. 

Названный автор  рассматривает три группы правовых инструментов устранения международного двойного налогообложения: 

1.  определение  субъектного и объектного состава  правоотношений: а. круга лиц,  которые осуществляют международную  экономическую деятельность и  на которых могут возлагаться  налоговые обязательства в странах  осуществления такой деятельности, б. объектов налогообложения,  возникающих в результате осуществления  такой деятельности в разных  странах, в. государств, которые  вправе призывать названных лиц  к исполнению налоговых обязательств  с указанных объектов; 

2.  методы устранения  двойного налогообложения: освобождение, кредитование, налоговые вычеты, пониженные  налоговые ставки; 

3.  согласительные  процедуры, под которыми понимаются  различные формы взаимодействия  представителей государств по  вопросам обеспечения эффективности  устранения двойного налогообложения,  решения спорных проблем, проведения  консультаций[36]. 

А.А. Шакирьянов предлагает систему урегулирования международного двойного налогообложения, состоящую из трёх элементов: 

1.  методы устранения  двойного налогообложения; 

2.  механизм борьбы  с уклонением от налогообложения; 

3.  организационно-правовые  основы деятельности национальных  налоговых администраций по противодействию  легализации (отмыванию) доходов,  полученных преступным путём[37]. 

В числе методов  устранения двойного налогообложения  автор выделяет общие (обычный вычет  и освобождение с последовательностью) и специальные, последние преимущественно  применяются в отношении косвенных  налогов[38]. 

Использование системного подхода характерно для большинства  авторов. В.В. Гусев рассматривает  трёхступенчатую систему устранения международного двойного налогообложения: 

1.  на первом  этапе происходит установление  согласованных правил определения  страны резидентства и источника доходов, применяемых в странах-партнёрах; 

2.  двойное налогообложение,  оставшееся после установления  таких правил устраняется методом  зачёта (налогового кредита) и  (или) методом освобождения; 

3.  наконец, на  третьем этапе устраняется двойное  налогообложение, возникающее по  причине различий в определении  облагаемого дохода в странах-партнёрах[39]. 

Мы предлагаем рассматривать  международно-правовой механизм устранения двойного налогообложения как система  последовательно сменяющих друг друга этапов, объединённых общей  целевой направленностью и общим  методом. 

1.  выявление конкуренции  налоговых юрисдикций; 

2.  установление  резидентства для целей устранения двойного налогообложения; 

3.  распределение  объектов налогообложения между  конкурирующими налоговыми юрисдикциями; 

4.  применение  частных методов устранения двойного  налогообложения; 

Кроме того, по нашему мнению, в качестве общего метода, применяемого на каждом этапе, должно быть рассмотрено  международное межведомственное взаимодействие налоговых органов. 
 
 

2. Этапы устранения  международного двойного  налогообложения

2.1 Международное  межведомственное взаимодействие  налоговых органов  

  

Ещё раз подчеркнём, что международное межведомственное взаимодействие налоговых органов (далее - взаимодействие налоговых органов) является общим методом по отношению  ко всем четырём этапам устранения международного двойного налогообложения, по этой причине настоящая глава  начинается именно с этого параграфа. 

МК ОЭСР и ТС предусматривают  три формы взаимодействия налоговых  органов: взаимосогласительная процедура (ст.25 ТС), обмен информацией (ст.26 ТС) и взаимное содействие во взыскании налогов (ст.27 ТС). Оговоримся, что термин "налоговый орган" здесь употребляется взамен используемого ТС, МК ОЭСР и многими двусторонними соглашениями термина "компетентный орган". Такая замена, на наш взгляд, семантически оправдана в рамках настоящей работы, однако не бесспорна с точки зрения законодательства, которое под компетентным органом, вероятно, не всегда понимает именно налоговый орган. 

Первую форму взаимодействия рассмотрим на примере договора со Швейцарией[40], ст.24 которого предусматривает, что лицо имеет право обратиться с заявлением к компетентному  органу того договаривающегося государства, в котором оно имеет постоянное местопребывание или гражданином  которого является, если считает, что  к нему должны быть применены положения  названного договора (п.1 ст.24). Орган, в который поступило заявление, будет стремиться, если он сочтет заявление обоснованным и если он сам не сможет прийти к удовлетворительному решению, решить вопрос по взаимному согласию с компетентным органом другого договаривающегося государства с целью избежания налогообложения, не соответствующего договору (п.2 ст.24). Компетентные органы договаривающихся государств должны стремиться разрешать по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании и применении договора (п.3 ст.24) и с этой целью могут вступать в прямые контакты друг с другом (п.4 ст.24). 

Договор с Японией[41] в ст.23 предусматривает обязанность компетентных органов сторон обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений названного договора или внутреннего законодательства сторон, касающегося налогов, на которые распространяется договор. Полученная таким образом информация признаётся конфиденциальной (п. ст.23). Компетентные органы договаривающихся государств уведомляют друг друга о любых существенных изменениях, внесенных в их соответствующие налоговые законодательства, в течение приемлемого периода времени после внесения таких изменений (п.3 ст.23). 

Теперь обратимся  к договору с Алжиром[42], который  в ст.27 закрепляет положения о  взаимном содействии во взыскании налогов, которое заключается в возможности  взыскания налоговой обязанности  перед одним договаривающимся государством в другом договаривающемся государстве  либо применения обеспечительных мер  по такому обязательству в этом другом договаривающемся государстве (п.3, 4 ст.27). 

В заключение добавим, что не каждое международное двустороннее соглашение по налогообложению обязательно  предусматривает все три формы  сотрудничества налоговых органов: так договор с Японией не включает норм о содействии во взыскании налогов, а договор со Швейцарией ограничивается лишь установлением взаимосогласительной процедуры, тем временем договор с Алжиром содержит все три формы взаимодействия.

2.2 Выявление конкуренции  налоговых юрисдикций  

Международные договоры, основанные на ТС и МК ОЭСР, как правило, применяются в РФ к следующим  налогам: 

1.  налог на  доходы физических лиц; 

2.  налог на  прибыль организаций; 

3.  налог на  имущество физических лиц; 

4.  налог на  имущество организаций. 

Ниже приведём примеры  норм российского налогового законодательства, определяющих налогоплательщиков и  объекты налогообложения для  указанных налогов. Начнём с объектов налогообложения, к ним относятся: 

1.  доходы резидентов  РФ (ст. 209, 247 НК[43]); 

2.  доходы, полученные  нерезидентами от источников  в РФ (ст. 209, 247 НК); 

3.  недвижимое  имущество резидентов и нерезидентов, находящееся на территории Российской  Федерации (ст.374 НК, ст.2 Закона РФ "О налогах с имущества физических  лиц"[44]); 

Информация о работе Международное двойное налогообложение: общая характеристика