Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа
Для современного мира характерна тенденция увеличения скорости и объёма трансграничной миграции капитала, человеческих и производственных ресурсов[1], развития международного разделения труда[2] и усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике[3]. Одновременно с этим сохраняется институт национального налогового суверенитета, что способно привести к возникновению объектов налогообложения, на которые претендует сразу несколько стран - такая ситуация описывается понятием "международное двойное налогообложение".
1. Международное двойное налогообложение: общая характеристика
1.1 Понятие и причины возникновения международного двойного налогообложения
1.2 Международное двойное налогообложение как объект международных налоговых соглашений
1.3 Механизм устранения международного двойного налогообложения в правовой доктрине
2. Этапы устранения международного двойного налогообложения
2.1 Международное межведомственное взаимодействие налоговых органов
2.2 Выявление конкуренции налоговых юрисдикций
2.3 Установление резидентства в целях устранения двойного налогообложения
2.4 Распределение объектов налогообложения между конкурирующими налоговыми юрисдикциями
2.5 Применение частных методов устранения международного двойного налогообложения
Заключение
Список использованных источников и литературы источники
2. привлечение
в каждое из договаривающихся
государств иностранных
М.Н. Кобзарь-Фролова
также называет:
3. гарантирование
налогоплательщикам
4. обеспечение
для государств возможности
5. закрепление
на договорной основе
двойное налогообложение
международное соглашение
6. предупреждение
правонарушений, совершаемых иностранными
гражданами и иностранными
Е.В. Анисимова и
В.В. Старженецкий добавляют:
7. стимулирование
экономического взаимодействия
субъектов предпринимательства
стран, подписавших соглашение[
А.А. Шакирьянов предлагает
классифицировать международные соглашения
об избежании двойного налогообложения
следующим образом:
1. соглашения
об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы и капитал;
2. соглашения
об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы и имущества
(по все видимости, автор не всякий капитал
признаёт имуществом - И. И.);
3. соглашения
об избежании двойного налогообложения
в отношении социальных налогов и взносов
на социальное страхование;
4. соглашения
об избежании двойного налогообложения
в области транспорта[23].
Среди международных
договоров об устранении двойного налогообложения
можно выделить двусторонние и многосторонние.
Последние, как правило, закрепляют типовые
проекты двусторонних договоров, рекомендуемые
для участников таких многосторонних
соглашений. Важнейшим подобным документом,
на наш взгляд, является Модельная конвенция
Организации экономического сотрудничества
и развития в отношении налогов на доходы
и капитал[24] (далее - МК ОЭСР).О.Ж. Саматов
называет ещё один документ такого рода
- это Типовая конвенция ООН для урегулирования
налоговых отношений между развитыми
и развивающимися странами 1980г., а также
перечисляет целый ряд типовых конвенций
разработанных в рамках региональных
и субрегиональных международных организаций:
проект многосторонней конвенции для
франкоязычных стран Африки (подготовленный
под эгидой Франции в 1964 г.), Типовое налоговое
соглашение Британского содружества наций
(1964 г.), Конвенция об устранении двойного
налогообложения между странами-членами
Андской группы (1971 г.), Протокол о гармонизации
налоговых льгот между странами-членами
Центральноамериканского рынка[25] и т.д.
Следует также упомянуть Многостороннюю
конвенцию ЮНЕСКО об избежании двойного
налогообложения выплат авторского вознаграждения,
содержащую модель соответствующего двустороннего
соглашения[26] (далее - МДС ЮНЕСКО), а также
Протокол стран СНГ "Об унификации подхода
и заключения соглашений об избежании
двойного налогообложения доходов и имущества"[27].
В РФ основой для
переговоров с уполномоченными
органами иностранных государств о
заключении межгосударственных соглашений
об избежании двойного налогообложения
является Типовое соглашение об избежании
двойного налогообложения и о предотвращении
уклонения от уплаты налогов на доходы
и имущество, утверждённое постановлением
Правительства от 24 февраля 2010 г. № 84[28]
(далее - ТС).
Большинство авторов,
в том числе Л.П. Фомичева[29], Ю.Л.
Иванец[30], О.А. Плетнева, А.О. Гребенчук[31],
В.В. Гусев[32] и др. признаёт, что ТС основано
на МК ОЭСР, хотя Россия и не участвует
в последней.
Двусторонние соглашения
об устранении двойного налогообложения
(РФ ратифицировала 77 таких соглашений[33])
согласно ТС включают следующие положения:
страны-участники соглашения; лица
и налоги, к которым применяется
соглашение; общие определения; критерии
определения резидентства и постоянного
представительства для целей устранения
двойного налогообложения; принципы распределения
объектов налогообложения между договаривающимися
сторонами; подлежащие использованию
частные методы устранения двойного налогообложения;
правила о недискриминации; основы межведомственного
взаимодействия налоговых органов; подтверждение
особого статуса дипломатических представительств
и консульских учреждений, а также их сотрудников;
положения о противодействии злоупотреблению
льготами, предоставляемыми соглашением;
условия вступления в силу и прекращения
действия соглашения.
1.3 Механизм устранения
международного двойного
Ранее в настоящей
главе говорилось, что государства
в целях устранения международного
двойного налогообложения вынуждены
идти на ограничение своего налогового
суверенитета путём заключения международных
договоров, которые устанавливают
соответствующий правовой механизм,
призванный, - по словам И.И. Кучерова, -
обеспечить справедливое распределение
налоговых обязанностей налогоплательщиков
между налоговыми юрисдикциями различных
стран[34]. Указанный механизм А.А. Шахмаметьев
характеризует как системное комплексное
явление и выделяет в его составе четыре
элемента:
1. уровни правового
регулирования (национальное
2. концепции и
принципы, лежащие в основе такого
регулирования (налоговая
3. критерии установления
связи лица с государственной
налоговой юрисдикцией, в силу
которой на него возлагается
обязанность по уплате налогов
на территории данной
4. методы (способы)
устранения многократного
Названный автор
рассматривает три группы правовых
инструментов устранения международного
двойного налогообложения:
1. определение
субъектного и объектного
2. методы устранения
двойного налогообложения:
3. согласительные
процедуры, под которыми
А.А. Шакирьянов предлагает
систему урегулирования международного
двойного налогообложения, состоящую
из трёх элементов:
1. методы устранения
двойного налогообложения;
2. механизм борьбы
с уклонением от
3. организационно-правовые
основы деятельности
В числе методов
устранения двойного налогообложения
автор выделяет общие (обычный вычет
и освобождение с последовательностью)
и специальные, последние преимущественно
применяются в отношении
Использование системного
подхода характерно для большинства
авторов. В.В. Гусев рассматривает
трёхступенчатую систему
1. на первом
этапе происходит установление
согласованных правил
2. двойное налогообложение,
оставшееся после установления
таких правил устраняется
3. наконец, на
третьем этапе устраняется
Мы предлагаем рассматривать
международно-правовой механизм устранения
двойного налогообложения как система
последовательно сменяющих друг
друга этапов, объединённых общей
целевой направленностью и
1. выявление конкуренции
налоговых юрисдикций;
2. установление
резидентства для целей устранения двойного
налогообложения;
3. распределение
объектов налогообложения
4. применение
частных методов устранения
Кроме того, по нашему
мнению, в качестве общего метода, применяемого
на каждом этапе, должно быть рассмотрено
международное межведомственное взаимодействие
налоговых органов.
2. Этапы устранения международного двойного налогообложения
2.1 Международное
межведомственное
Ещё раз подчеркнём,
что международное
МК ОЭСР и ТС предусматривают
три формы взаимодействия налоговых
органов: взаимосогласительная процедура
(ст.25 ТС), обмен информацией (ст.26 ТС) и
взаимное содействие во взыскании налогов
(ст.27 ТС). Оговоримся, что термин "налоговый
орган" здесь употребляется взамен
используемого ТС, МК ОЭСР и многими двусторонними
соглашениями термина "компетентный
орган". Такая замена, на наш взгляд,
семантически оправдана в рамках настоящей
работы, однако не бесспорна с точки зрения
законодательства, которое под компетентным
органом, вероятно, не всегда понимает
именно налоговый орган.
Первую форму взаимодействия
рассмотрим на примере договора со
Швейцарией[40], ст.24 которого предусматривает,
что лицо имеет право обратиться
с заявлением к компетентному
органу того договаривающегося государства,
в котором оно имеет постоянное
местопребывание или
Договор с Японией[41]
в ст.23 предусматривает обязанность
компетентных органов сторон обмениваются
информацией, необходимой для выполнения
положений названного договора или внутреннего
законодательства сторон, касающегося
налогов, на которые распространяется
договор. Полученная таким образом информация
признаётся конфиденциальной (п. ст.23).
Компетентные органы договаривающихся
государств уведомляют друг друга о любых
существенных изменениях, внесенных в
их соответствующие налоговые законодательства,
в течение приемлемого периода времени
после внесения таких изменений (п.3 ст.23).
Теперь обратимся
к договору с Алжиром[42], который
в ст.27 закрепляет положения о
взаимном содействии во взыскании налогов,
которое заключается в
В заключение добавим,
что не каждое международное двустороннее
соглашение по налогообложению обязательно
предусматривает все три формы
сотрудничества налоговых органов:
так договор с Японией не включает
норм о содействии во взыскании налогов,
а договор со Швейцарией ограничивается
лишь установлением
2.2 Выявление конкуренции
налоговых юрисдикций
Международные договоры,
основанные на ТС и МК ОЭСР, как правило,
применяются в РФ к следующим
налогам:
1. налог на
доходы физических лиц;
2. налог на
прибыль организаций;
3. налог на
имущество физических лиц;
4. налог на
имущество организаций.
Ниже приведём примеры
норм российского налогового законодательства,
определяющих налогоплательщиков и
объекты налогообложения для
указанных налогов. Начнём с объектов
налогообложения, к ним относятся:
1. доходы резидентов
РФ (ст. 209, 247 НК[43]);
2. доходы, полученные
нерезидентами от источников
в РФ (ст. 209, 247 НК);
3. недвижимое
имущество резидентов и
Информация о работе Международное двойное налогообложение: общая характеристика