Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 04:35, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Сущность налогового администрирования 5-9
Глава 2. Методы налогового администрирования 9
2.1 Планирование в системе налогового
администрирования 10-14
2.2 Учёт в системе налогового регулирования 14-17
2.3 Контроль в системе налогового администрирования 17-21
2.4 Регулирование в системе налогового
администрирования 22-26
Глава 3. Права органов государственной налоговой службы 26-29
Глава 4. Обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы 29-30
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Налоговое администр Рефератик.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

     В соответствии со ст.88 НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д.

     Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно.

     2.4 Регулирование в  системе налогового  администрирования.

     Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.(рис.9стр47).

     Система налогового стимулирования предполагает:

  • изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
  • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

       Следует отметить, что оптимизация  налоговых ставок занимает особое  место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

     Оптимальное соотношение перечисленных методов  и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

     История свидетельствует, что налоговые стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот может отрицательно сказаться на финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и даже на экономики страны в целом. Проблема всегда заключалась в повышении эффективности существующих в действующем законодательстве налоговых стимулов. Применение налоговых стимулов не должно носить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересом.

     К налоговым стимулам примыкают налоговые  льготы. «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере1» .

     Налоговые стимулы являются более широким  понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых  льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования, именуемой «налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством» (рис.10стр.48). К ним относятся:

  • льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
  • льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.

     Вторую  часть системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

     Отсроченные налоговые обязательства могут  возникать в следствие переноса  срока уплаты налога или сбора по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц.

     Временные разницы – это разницы между  балансовой стоимостью актива или  обязательства и их налоговой базой.

     Их  можно подразделить на две группы.

  1. Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие предоставляемых налоговых каникул органами государственной власти;
  2. Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие распределения налогов между отчётными периодами.

     Первая  группа налоговых стимулов состоит  из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

     Рассмотренные элементы налогового стимулирования непосредственно  оказывают стимулирующее действие на деятельность хозяйствующего субъекта, поэтому их можно рассматривать как элементы прямого налогового стимулирования.

     Одним из наиболее действующих государственных  стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчётами предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальных формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:

  1. государственных субсидий ;
  2. государственных субвенций;
  3. государственных дотаций;

     Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует организацию к производству определённых видов продукции, выполнению определенных работ или оказанию определённых услуг, но при этом возникает необходимость уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.

     Эффект данного вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении денежных средств, кроется в том, что величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

     Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической  природе и могут быть представлены в форме:

  1. уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определённых законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;
  2. изменение сроков уплаты обязательств перед государством: здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заёмными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче тварно материальных или денежных ценностей;
  3. государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определенные цели и носит безвозвратный характер, т.е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

     Важнейшим элементом налогового стимулирования в российской практике последнего десятилетия является реструктуризация задолженностей по налогам и сборам, а также пеням и штрафам. В целях создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством РФ в соответствии со ст. 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан вариант погашения задолженности -  реструктуризация накопленной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки её погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учётом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условий.

     Процедура реструктуризации была рассчитана на массовое применение на – 10 летний период. Порядок проведения реструктуризации задолженности для организаций любой организационно правовой формы и отраслевой принадлежности может предусматривать:

  • погашение кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в течении шести лет, по пеням и штрафам – в течении четырёх лет после погашения задолженности по налогам и сборам;
  • реструктуризацию кредиторской задолженности по пеням и штрафам без реструктуризации задолженности по основному долгу;
  • списание половины долга по пеням и штрафам при погашении половины реструктурируемой задолженности в течении двух лет и своевременным внесением текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течении двух лет после принятия решения;
  • полное списание задолженностей по пеням и штрафам при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырёх лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет также в течении четырёх лет.

     Поскольку экономический эффект от реструктуризации бесспорен, то основанием для отмены права на реструктуризацию является уплата текущих платежей по налогам и сборам не в полном объёме или несвоевременно за истекший квартал, или с нарушением графика.

     Логическим  продолжением реструктуризации можно  считать создание благоприятного налогового режима с начала 2004 года для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции. ( Федеральный закон от 11.11.2003 №147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».) 

Глава 3.  Права органов государственной налоговой службы

      Органы государственной налоговой службы в случаях, в пределах компетенции и в порядке, установленных законами, имеют право:

  1. осуществлять документальные невыездные проверки (на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их представления), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства юридическими лицами, их филиалами, отделениями, прочими обособленными подразделениями, имеющими статус юридического лица, а также физическими лицами, имеющими статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющими такого статуса, на которых в соответствии с законами возложены обязанности удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), кроме Национального банка Украины и его учреждений (далее — плательщики налогов);
  2. осуществлять контроль над:

соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке;

наличием свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности лицензий на ведение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, с последующей передачей материалов о выявленных нарушениях органам, выдавшим документы, торговых патентов;

  1. получать у плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков налогов) пояснения по вопросам, возникающим при проверках и касающимся реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных настоящим и другими законами Украины; проверять при проведении проверок у физических лиц документы, удостоверяющие личность;

  
4) приглашать плательщиков налогов или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) такими плательщиками налогов;

5) получать бесплатно от плательщика налогов, а также от учреждений Национального банка России и коммерческих банков в порядке, установленном Законом «О банках и банковской деятельности», справки и/или копии документов о наличии банковских счетов, а на основании решения суда — об объемах средств на счетах, в том числе о непоступлении в установленные сроки валютной выручки от субъектов предпринимательской деятельности;

Информация о работе Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов