Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 04:35, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Сущность налогового администрирования 5-9
Глава 2. Методы налогового администрирования 9
2.1 Планирование в системе налогового
администрирования 10-14
2.2 Учёт в системе налогового регулирования 14-17
2.3 Контроль в системе налогового администрирования 17-21
2.4 Регулирование в системе налогового
администрирования 22-26
Глава 3. Права органов государственной налоговой службы 26-29
Глава 4. Обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы 29-30
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Налоговое администр Рефератик.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
  1. организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
  2. экономические, определяющее воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равно напряженность);
  3. правовые, отражающие законодательную определённость налоговых отношений (единство, стабильность, определённость).

ГЛАВА 2: Методы налогового администрирования

     Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приёмов и средств информационного обеспечения используется органами власти и управления для придания налоговому механизму заданного законодательством направления и для координирования налоговых действий в изменяющихся экономических и политических условиях.

     Налоговому  администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.

     2.1 Планирование в  системе налогового  администрирования.

     Сущность  налогового планирования заключается  в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

     Налоговое планирование может  быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета,

а так  же оптимизация налогового регулирования  и налогового контроля.

     Основная  задача налогового планирования обеспечить –  качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов

     На  региональном уровне в ходе налогового планирования  решаются следующие задачи:

    -    оценивается налоговый потенциал  региона; прогнозируются объёмы  налоговых  поступлений с учётом темпов экономического роста региона;  

    -   утверждается бюджет по налогам;

    -   выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен;

  • разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
  • определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.

     В теории и практике ,налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее .

     Стратегическое  планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное , как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

     Текущее планирование( оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:

  • определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;
  • расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
  • оценка состояния задолженности (недоимки)  по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.

     Среднесрочное планирование ( до 5 лет) и долгосрочное ( до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

     Налоговое планирование использует различные  методы, каждый из которых так или иначе учитывает следующие моменты:

  • фоновый уровень налоговых поступлений;
  • сезонные изменения в объёме налоговых поступлений;
  • событийную составляющею (например, события в развитии политической ситуации, изменение в налоговом законодательстве );
  • неучтённые факторы.

     Наибольшее  распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.

     Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определённый предыдущий период, об объёмов выпадающих доходов , о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков и так далее.

     Экспертный  метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов.

     Экспертным  методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводит мониторинг динамики их поступления  за несколько периодов, выполняют  расчеты уровней собираемости налогов  и сборов, объёмов выпадающих доходов, оценивают состояние задолженности по налоговым платежам и результаты изменения налогового законодательства. 

     Исходной  составляющей налогового планирования является определение налоговой  базы для каждого вида налога на федеральном уровне и в региональном разрезе.

     Региональное  налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.

     Большое значение в планировании имеет достоверная  оценка поступлений налогов до конца текущего периода ( месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

     Краткосрочное планирование осуществляется на очередной  календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий.

     Разработка  и доведение до налоговых органов  по субъектам РФ индикативных показателей по мобилизации налогов и сборов бюджетную систему осуществляется по периодам : год, квартал, месяц.

     Для оценки прогноза (планирования) налоговых  поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлений в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

     Условный  метод используется для получения  прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

     Статистические  модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированны на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

     Для составления прогнозов с помощью  статистических моделей требуются  данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых  типов налогов.

     Другой  подход основан на построении скорректированных  временных рядов налоговых поступлений  с учётом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникающих на всём временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообложения необходимо только информация, касающаяся объёмов поступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые поступления в основном реагируют только на изменение объёма налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остаётся неизменной в исследуемый период.

     Метод налогового калькулятора широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении налоговых калькуляторов используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

     Применение  модели типичного налогоплательщика  предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории : во- первых расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации. Эта модель позволяет анализировать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.

     С помощью модели агрегирования можно  при наличии индивидуальных налоговых отчётов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает:

  • во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определённые веса;
  • во-вторых, расчёт налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;
  • в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

     Модель  агрегирования используется для  прогнозирования налоговых поступлений казначейством США. На основании модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.

     Прогнозы  временных рядов налоговых поступлений  осуществляются на основании их собственной динамики с использованием: метода взвешенного скользящего среднего (ВСС); метода двойного экспоненциального сглаживания; метода Хольта – Винтерса; модели авторегрессии и скользящего среднего (ARMA). Все эти методы и модели – с одной переменной.

     Прогноз строится на основе использования только предыдущего значения переменной, в данном случае показателя налоговых поступлений. Названные модели с одной переменной считаются простыми и более надежными по сравнению со сложными структурными моделями.

     Точный прогноз налоговых поступлений – одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходиться иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов1. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов, и тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.

     2.2 Учет в системе налогового администрирования.

     Оперативно-бухгалтерский  учет в налоговых органов выполняет следующие задачи:

     -  регистрация и учет налогоплательщиков;

     -  прием и обработка деклараций  и отчетности;

     -  учет налоговых поступлений и  задолженности;

     -  учет использования средств на  содержание налоговых органов;

     -  бухгалтерский анализ и контроль.

     Учет  обеспечивает налогового администрирования  учетно-аналитической и оперативной  информацией, характеризующей состояние  и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

     Учет  формирует информацию не только для  пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также для правительственных органов и других властных структур, системных аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей).

Информация о работе Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов