Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 04:35, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Сущность налогового администрирования 5-9
Глава 2. Методы налогового администрирования 9
2.1 Планирование в системе налогового
администрирования 10-14
2.2 Учёт в системе налогового регулирования 14-17
2.3 Контроль в системе налогового администрирования 17-21
2.4 Регулирование в системе налогового
администрирования 22-26
Глава 3. Права органов государственной налоговой службы 26-29
Глава 4. Обязанности и ответственность должностных лиц органов государственной налоговой службы 29-30
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Налоговое администр Рефератик.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Формирование  учетной информации в системе  налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризация задолженности по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

     Экономический субъект, состоящий из большого числа  взаимосвязанных элементов, относится к сложным системам управления. С философской точки зрения всякое сложное явление природы, экономики или техники можно расчленить на множество составляющих. Поэтому любую сложную систему можно охарактеризовать одновременно по многим специфическим для неё параметрам. Чаще всего встречаются также характеристики сложности:

  • много мерность системы (большое число элементов, существенные объёмы циркулирующих в них потоков информации и т.д.);
  • многообразие возможных форм связи элементов между собой;
  • многокритериальность, т.е. наличие ряда часто противоречащих критериев, которым должна удовлетворять система;
  • многообразие природы элементов, составляющих систему (технические средства, людские ресурсы и т.п.);
  • многократное изменение состояния структуры и состава системы;
  • разнородность циркулирующей информации.

     Теория  систем впервые была применена в  точных науках и в технике. Её использования в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом науки в практику. Системный подход универсален, поскольку это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления применительно к организации и управлению1.

     Все организации (хозяйствующие субъекты) являются открытыми системами. Для них характерно многообразное взаимодействие с внешней средой. В частности, информация – это объект обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от информации, поступающей извне. Кроме того, открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

     Формирование  денежных накоплений тесно связано  с формированием финансового результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность.

     Учет  в системе налогового администрирования  является «преобразователем» внешней информации.

     Самым сложным в бухгалтерской практике организации – налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

     Информация, формируемая в аналитическом  бухгалтерском учете и соответствующая критериям формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (независимо от того, организован или не организован отдельный налоговый учет в соответствии с гл.25 НК у налогоплательщика) является сложно организованной системой показателей. Эта система показателей, в свою очередь, является внешней, входящей информацией для учета в системе налогового администрирования.

     В процессе преобразования такой информации через систему оперативного учета  и внутренней отчетности налогового органа можно получить результирующую информацию, помогающую реализовать функции налогового администрирования.

     В системе налогового администрирования подлежит преобразованию, анализу и интерпретации и другая учетная информация:

  • получаемая от иных субъектов управления (статистическая, оперативная, контрольная, аналитическая и др.);
  • внутренняя, формируемая в оперативно – бухгалтерском учете и внутренней отчетности ИФНС, УФНС.

     Таким образом, учёт является одной из основных функций налогового администрирования, его цель – информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

     2.3 Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля.

     Необходимым условием эффективного налогового администрирования  является налоговый контроль.

     Основная  цель налогового контроля – противодействие  уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

     Можно выделить следующие основные формы  налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.

     В соответствии со ст.82 НК РФ налоговые  органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учёта и отчётности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли) и др.

     Эффективность налогового контроля характеризуется:

  • уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других  обязательных платежей;
  • полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действие субъектов налогового контроля.
  • В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ – таможенные органы и МВД (рис.8стр47)
  • Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

 Теперь  Рассмотрим наиболее распространенные  формы налогового контроля:

     Выездные  налоговые проверки.

     С принятием Налогового кодекса Российской Федерации впервые на уровне закона регламентирован порядок проведения налоговых проверок. С одной стороны, это является гарантией прав налогоплательщика при проведении проверки, а с другой - облегчает работу должностных лиц налоговых органов, так как им предоставлен ряд дополнительных возможностей и полномочий, которыми они ранее не располагали.

     Из  статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода1.

     Таким образом, налоговые проверки являются основной формой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и при их проведении используются практически все перечисленные формы налогового контроля.

     Налоговый кодекс Российской Федерации ограничил  и четко определил круг лиц, которые  могут проводить проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах. Как и остальные формы налогового контроля, проверки проводятся только должностными лицами налоговых органов. Налоговые органы - это Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения.

     Налоговые органы могут проводить проверки за три календарных года, предшествовавших проведению проверки. При этом следует учитывать правило о недопустимости повторной выездной проверки одних и тех же налогов, подлежащих уплате или уплаченных налогоплательщиком за проверенный налоговый период.

     В отличие от камеральной налоговой  проверки, которая проводится периодически по представлении налогоплательщиком соответствующих документов, выездная проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа.

     В статье 89 НК РФ определено, что в  одном календарном году не могут  быть проведены две выездные налоговые  проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

     Время проведения выездной проверки ограничено двумя месяцами, однако этот срок включает только время фактического присутствия  проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Это правило приводит к тому, что проверки затягиваются на неопределенный срок, так как должностные лица налоговых органов практикуют перерывы в налоговых проверках.

     При проверке организаций, имеющих филиалы  и представительства, срок проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала и представительства.

     НК  РФ предоставляет должностным лицам  налоговых органов при проведении выездных проверок широкие полномочия. Так, в ходе проверки могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.  Могут также проводиться выемки документов, допрашиваться свидетели, в необходимых случаях назначаться экспертиза.

     Статья 95 НК РФ подробно регламентирует проведение экспертизы в ходе налоговой проверки. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

     Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет  эксперту при проведении экспертизы достаточно широкие полномочия. Эксперт вправе ознакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы недостаточны или если он не обладает необходимыми знаниями

     В случае недостаточной ясности или  полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза.

     Законодательством не регламентированы сроки проведения экспертизы, а также ее влияние  на срок выездной налоговой проверки, установленный ст.89 НК РФ.

     Помимо  экспертов содействие в выездных налоговых проверках может оказать специалист, обладающий необходимыми знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

     Результаты  выездной налоговой проверки оформляются  актом не позднее двух месяцев  после составления справки о  проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа. Акт проверки подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. В акте проверки излагаются выявленные, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (или указывается на их отсутствие), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который может представить в налоговый орган возражения в целом или по отдельным положениям акта или письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, сопроводив свои возражения документами, подтверждающими высказанные доводы. 
 
 

     Камеральные налоговые проверки

     В настоящее время большое внимание уделяется камеральным проверкам  налоговой отчетности. Согласно ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

     Камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддающейся автоматизации. Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.

Информация о работе Метод налогового администрирования Права, обязанности и ответственность налоговых органов